Прежде всего, необходимо объяснить, кто такой имам. До принятия ислама у арабов это слово обозначало предводителя каравана. С приходом пророка оно стало употребляться как «пример», «вождь», «образец» — так стали именовать человека, который руководит молитвой. Первым имамом, конечно, был сам Мухаммед.
Далее правоверные разделились на суннитов и шиитов. Сунниты считают, что имамат, то есть духовная и светская власть, должна доставаться лучшему из членов исламской общины (уммы).
В шиитском исламе имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Шииты полагают, что Коран должен толковать только имам, ибо простому мюриду не дано понять суть божественного откровения (сунниты более умерены в этом вопросе). И, самое главное — шииты признают лишь наследственный переход звания имама.
Отличие в одежде имама — белый тюрбан на голове и белые рукава. Позже, когда мы находились в городе Манаха, меня одевали имамом для танцев
Основатель шиитского зейдитского имамата Яхья бен аль-Хусейн ар-Расси, был родом из Басры. В 892 г. йеменцы призвали его для урегулирования споров между племенами. В 892 г. Яхья провозгласил себя имамом и правил в Йемене до 910 года. Далее имамы шиитов зейдитов периодически управляли страной от случая к случаю.
В 1890 г. имамом был избран проповедник аль-Мансур Мухаммед бен Яхья, далёкий потомок пришедшего из Медины первого имама. Яхья поднял восстание против оккупировавших страну турок. После его смерти борьбу за освобождение продолжил его сын. Новый имам Яхья принял титул «аль-Мутаваккиль аля-ЛЛа» («Уповающий на Аллаха), по воле которого в 1918 г. Йемен обрёл полную независимость.
В 1926 г. имам Яхья объявляет себя королём Йемена. Именно при этом имаме йеменцы впервые стали выезжать на учёбу в другие страны, что косвенно и привело к гибели имама. Получившие образование в Египте офицеры, вернулись на родину, и решили устроить государственный переворот. 17.02.1948 г. в результате покушения имам Яхья был убит.
Более подробно про период правления имама Яхья можно почитать здесь – Военно-исторический музей
Люди во все времена желают знать, как жили и как живут представители власти. В данном случае я хочу рассказать о доме на скале – именно так называют в Йемене загородную резиденцию имама Яхья.
Выехав из Саны, через час мы сворачиваем с асфальта, и едем в гору по пыльной разбитой дороге, наконец, останавливаемся. Гид предлагает посмотреть сверху на долину Вади Дахр. Справа и слева горы, где-то внизу среди скудной зелени расположилась деревня Сук аль Вади. Знаменитый дом на скале расположен именно там, но из-за дальности расстояния он едва различим.
Во все времена вход в долину был только один. В целях безопасности правителя окрестные горы охранялись, о чём говорят сохранившиеся в разных местах дозорные вышки. В наши дни многие столичные жители приезжают сюда, дабы с высоты полюбоваться прекрасным видом. Мы же садимся в машину и движемся вниз в долину на осмотр музея-дворца имама Яхья, который по праву считается одним из символов Йемена.
По Сане имам ездил на автомобиле, но сюда в загородную резиденцию дороги раньше не было, поэтому он пересаживался в карету или на коня. Со времён имама мало что изменилось, всё тоже пыльное бездорожье, разве что на въезде в деревню появился рынок ката.
Мне приходилось бывать в этом месте 8 лет назад. Обычно туристы заезжают сюда перед поездкой в Тула, Шибам и Кавкабан. Так было и в нашем случае, поэтому гид выделил нам на осмотр музея не более 50 минут.
Первоначальная дата постройки комплекса неизвестна, однако в средние века он был разрушен турками при штурме. Во второй половине 18 века дворец частично восстановили. Нынешнее здание представляет собой расширенную реконструкцию 1786 г, но что-то доделывал здесь и последний хозяин. В 1930 году Дар-аль-Хаджар (дворец на скале) приобрёл свой настоящий облик, став загородной резиденцией правителя страны. Дворец необыкновенно изящен, он, словно искусственный зуб на десне, является неким рукотворным продолжением скалы.
Рядом с замком раскидистое дерево – оно помнит имама.
Заходим через старинные ворота внутрь комплекса, где на удивление быстро удаётся проскочить мимо торговца сувенирами. Далее впереди кафе — когда-то здесь росло ещё одно дерево, в тени которого сидел по определённым дням имам, принимая прошения от ходоков. Дерево до нашего времени, к сожалению, не сохранилось. По ступенькам поднимаемся во дворец, где осматриваем нижнюю пристройку. Здесь имеется древний колодец, глубина которого, если верить гиду, 275 метров.
Рядом располагалась кухня.
Неясными остаётся предназначение пещер, вырубленных в скале ( недалеко от кухни). Считается, что здесь существовали доисламские захоронения, а также проводились религиозные церемонии, поэтому хочется быстрее отсюда уйти. В любом случае, что было раньше на этом месте до появления дворца? Точного ответа никто не знает.
Начинаем подниматься вверх. Окна на нижних этажах закрывались ставнями.
В проходе возле лестницы существовало что-то похожее на холодильник. Продукты подвешивали у маленького окошка с северной стороны, и за счёт тяги воздуха удавалось создать прохладу.
Имам имел свой кабинет, где разбирался с бумагами.
Чуть выше в комнатах окна более широкие, и сверху над ними цветные витражи.
На полу одного из балконов была устроена прачечная. Бассейн наполнялся водой, которая после уходила через открывавшийся сток.
Самое интересное, у имама имелась потайная комната, где правитель хранил свои деньги и драгоценности. Из стены выдвигались две ступеньки, по которым можно было залезть в маленький сейф-каморку.
Некоторые утверждают, что Яхья хранил здесь государственную казну. Я думаю это легенда, ибо банки существовали в Йемене даже в то время.С двух сторон можно было войти в гостиную.
Невольно представляется, как на диванах сидели уважаемые люди, и пили чай.
В современной версии дворца 7 этажей и 35 комнат, поэтому внутри есть просто большие помещения непонятного назначения.
Первые хозяева замка жили в условиях постоянной угрозы нападения, отчего в одной из стен есть дырки для стрельбы из ружей.
Имам тоже побеспокоился о своей безопасности. Рядом с замком находилась казарма, где жила его охрана. Это здание немного перестроено, но стоит на прежнем месте. Невольно представляется, как правитель, высунувшись из окна, отдавал приказания своей охране…
В наше время самая верхняя комната в йеменских домах служит для приёма гостей, где мужчины жуют кат. Имам Яхья кат не жевал. Верхний зал предназначался для чтения Корана. Священное писание стояло в специальной нише в направлении Мекки. Здесь невольно представляешь, как молился имам о своей судьбе и о благополучии вверенного ему Аллахом народа.
Этажом ниже размещалась женская половина. Имам являлся образцом для своих мюридов, поэтому согласно шариату имел только 4 жены, которых он посещал по очереди. Все жёны жили рядом, каждая в своей комнате.
Правое крыло замка находилось на реставрации. Возле входа на эту половину прямо перед дверью архитекторами была устроена ловушка. Штурмующие должны были сгруппироваться возле двери и провалиться в подземелье. Дверь была закрыта, и штурмовать её мы не собирались, поэтому хотели уже спускаться вниз, но один из смотрителей за небольшой бакшиш открыл нам. Причём реально поразил старый массивный ключ, длинною не менее 30 см.
В одной из комнат на правой половине существовал то ли тайный подземный ход, то ли здесь имелся доступ в колодец. Ограждение установили весьма хлипкое, и тёмное бездонное нутро шахты слегка пугает.
Далее попадаем в просторный зал, где развешаны фотографии времён имама.
Рядом узкий маленький закуток с крутящимися каменными кругами. Если бы подобные камни я увидел где-то в крестьянском доме, то наверняка решил бы, что они нужны для перетирания зерна. Не думаю, что в доме имама занимались чем-то подобным. Хотя, конечно жители замка должны были как-то продумать и обустроить своё существование на случай осады.
Выйти на самом верху на открытое пространство не удалось, там действительно шёл ремонт, вдобавок время нашей экскурсии подходило к концу, поэтому мы стали спускаться на выход.
Кактус возле дома подрос — я помню этот куст, 8 лет назад он был совсем маленьким.
Уже на площадке перед замком мы увидели, как смотритель, открывавший нам дверь в правое крыло, по узкому краю каменного монолита вышел на открытое пространство, и помахал нам рукой с высоты.
«Сура, сура», — доносилось сверху. Это была просьба сфотографировать, которую мы выполнили, и далее отправили фото на адрес гида.