Небольшое двухэтажное здание на Площади Искусств
немного теряется на фоне великолепного ансамбля Михайловского дворца, занимаемого Русским музеем. Но стоит мне войти внутрь и я сразу растворяюсь в роскоши старинного особняка Театра Музыкальной комедии, где каждая ступенька помнит многие счастливые и трагические моменты в жизни Петербурга-Петрограда-Ленинграда и его жителей.До начала представления еще несколько минут и я вновь гуляю по прекрасным залам театрального фойе театра.
Но сначала немного об истории самого здания,
которое было построено в 1799–1801 годах в качестве доходного дома по заказу богатейшего человека Петербурга, главы армянской общины столицы графа Ивана Лазаревича Лазарева (Ованеса Лазаряна).Удивительна судьба этого человека. Начиная свою жизнь мелким торговцем драгоценностями И. Лазарев заводит знакомство со всеми крупнейшими деятелями российской истории времен императрицы Екатерины Второй, участвует в интриге по приобретению в Голландии огромного великолепного нежно-зеленого бриллианта индийской огранки. Этот алмаз был преподнесен Григорием Орловым императрице в день её именин в надежде вернуть былое благоволение.
О эти дни очарованья,
Мгновенья радости — где вы?
Остались лишь воспоминанья, все прошло,
И нет любви.
Войти дважды в одну реку, как известно, ему не удалось. Новые фавориты уже окружали Екатерину II, а в её руках сверкал скипетр украшенный искрящимся алмазом, оставшимся в истории под именем "Граф Орлов".
Но вернемся к первому владельцу здания. Разбогатев, Иван Лазарев вкладывает свои деньги в строительство металлургических заводов на Урале, ставших впоследствии основными поставщиками металла в Российской империи. Но не только производством живет И.Л. Лазарев. Очень много времени и денег он вкладывает в меценатские проекты улучшающие жизнь армянской общины, при его участии прорабатываются проекты воссоздания Армянского государства в составе Российской империи, на его деньги строится Армянская церковь Святой Екатерины главным фасадом выглядывающая на Невский проспект из небольшого церковного дворика окруженного зданиями принадлежавшими И.Л.Лазареву. К их числу и принадлежит здание театра.
Как часто в Петербурге раскапывая историю дома неожиданно попадаешь в плен интереснейших событий оставшихся в истории нашей страны.
После смерти И.Л. Лазарева здание несколько раз перестраивается, меняет владельцев, пока в 1896 году не становится собственностью Великого князя Николая Николаевича, внука императора Николая I. Так что звание одного из великокняжеских дворцов это здание может носить по праву. Но, опять это "но", кардинально меняющее судьбы людей и зданий.
Помнишь ли ты,
Как счастье нам улыбалось?
Лишь для тебя
Сердце пылало любя.
Не долго Николай Николаевич владеет особняком. Влюбленный мужчина может делать дорогие подарки. После ремонта, в результате которого интерьеры второго этажа получили роскошное убранство, дворец преподносится любимой женщине князя, актрисе Александринского театра Марии Потоцкой.
В сердце всем не хватит места —
Ждет тебя твоя невеста,
К ней иди скорей, друг мой.
Николай Николаевич в 1907 году заключает брачный союз с черногорской принцессой Анастасией. Руководит русской армией в первые годы I мировой войны, в результате военных неудач снят с должности Главнокомандующего, в 1915 году уезжает на Кавказ, после революции перебирается в Крым и с последними белогвардейскими отрядами в 1919 году навсегда покидает Россию.
Мария Александровна Потоцкая остается в Советской России, получает звание заслуженной артистки Республики в 1929 году.
День тот безвозвратно прожит,
Был сказочно прекрасен он.
Увы! Вернуться он не может — это был
Это был сон
И вновь поворот в истории особняка. В 1910 году серьезный ущерб зданию наносит сильный пожар. Не имея достаточных средств на восстановление здания актриса передает особняк в городскую казну.
В этот момент начинается новая жизнь особняка. Уже в декабре 1910 года после значительного переустройства внутренних помещений выполненных по проекту русских инженеров И. Бальбашевского и А. Максимова открыл свои двери для зрителей "Палас-театр", в репертуаре которого оперетта становится основным жанром.
В 1929 году здание занимает "Мюзик-Холл" на афишах которого значатся композитор Исаак Дунаевский и Леонид Утесов. В этом же году в результате объединения двух коллективов из Ленинграда и Харькова возникает Театр музыкальной комедии. Свои представления театр дает на сцене бывшего Народного дома в Александровском саду. В 1938 году происходит рокировка театров и зданий. "Мюзик-холл" перебирается на Петроградскую сторону в Народный дом, где благополучно существует и поныне, а Театр Музыкальной комедии переезжает в особняк на Площадь Искусств, по которому я сейчас гуляю.
Во время Блокады Ленинграда Театр Музыкальной комедии остается единственной профессиональной труппой в окруженном со всех сторон городе ежедневно дающей свои представления сначала на собственной сцене, а после прицельного попадания бомбы в здание, на сцене Александринского театра, где когда-то блистала Мария Потоцкая, бывшая владелица особняка. Театр Музыкальной комедии навсегда вписан в историю города с гордым званием Блокадного театра.
Прозвучал уже первый звонок, а я углубившись в историю ещё даже не показал Вам прекрасные залы театрального фойе. Прошу за это у Вас прощения.
По великолепной мраморной лестнице
я приглашаю Вас подняться на второй этаж, где прелестная богиня встречает зрителей, возлежа на белоснежном постаменте.Итальянское возрождение ощущается в изящном Белом зале
и Золотом фойе.Готические своды Орехового кабинета-фойе.
Красочность рококо восхищает в Розовой гостиной.
Полумрак и таинственность Грота, стены которого выложены природным камнем и подсвечены разноцветными лампочками.
Шик люстр освещающих лестницу и залы.
Звенит второй звонок и надо спешить в Большой Театральный зал
выполненный в стиле русского позднего классицизма, так не свойственного театральным залам Петербурга и так не похожего на парадные залы театрального фойе.Белый мрамор колонн,
гладкие плоскости стен, изящная подкова балкона, сдержанность царской ложи, блеск хрустальных люстр.Помнишь ли ты
Наши мечты?
Пусть это был только сон —
Мне дорог он!
Звучит третий звонок. Гаснет свет. Музыка. Занавес.
Пусть это был только сон —
Нам опять снится он!