Возникновение храма в Вышеграде во многом связано с борьбой за власть во второй половине XI века между князем Вратиславом II и его братом Яромиром, епископом Пражским. Вратислав, желая создать новый центр власти, избрал своей резиденцией Вышеград, где решил учредить и церковную организацию, независимую от Пражской епархии.
В результате в 1070 году был учреждён независимый от пражского епископа Вышеградский капитул, подчинявшийся непосредственно римскому папе (до 1763 года), и заложен костёл Святых Петра и Павла, строительство которого, видимо, продолжалось до 1080 года. Если верить хроникам, князь Вратислав лично участвовал в строительстве храма, доставив 12 корзин камней для фундамента.
Костёл был возведён в виде базилики в романском стиле и предназначался в том числе для погребения в нём короля Вратислава II и членов королевской семьи. Считается, что в 1092 году король Вратислав был похоронен в этом храме, однако археологические исследования не привели к обнаружению здесь его останков.
В начале 1129 году храм был существенно расширен. В 1249 году в храме случился пожар, после которого костёл был восстановлен в раннеготическом виде.
При императоре Карле IV в 1369 году в результате масштабной реконструкции костёл получил облик готического трехнефного храма с боковыми часовнями.
Во время гуситских войн в 1420 году Вышеград был захвачен гуситами и храм Святых Петра и Павла при этом был существенно повреждён. В 1495 году после окончательного восстановления храм был заново освящён.
В 1576 году храм был перестроен в ренессансном стиле, а в 20-е годы XVIII века — в стиле барокко. Автором барочного проекта был чешский архитектор итальянского происхождения Ян Сантини, а руководство работами осуществлял Франтишек Максимилиан Канька. В 1678 году в барочном же стиле была построена колокольня.
Последней перестройкой храма стала начатая в 1885 году реконструкция в неоготическом стиле. Её автором стал известный архитектор Йозеф Моцкер. На тимпане над главным входом в храм Штепаном Залешаком в 1901 году был вырезан рельеф на тему «Страшного суда».
Строительство закончилось в 1902—1903 годах, когда были возведены две новоготические передние башни, названные «Адам» и «Ева», проект которых был выполнен архитектором Франтишком Микшей. После завершения реконструкции храм обрёл его нынешний облик.
Интерьер базилики изобилует украшениями в форме стенных орнаментов и фигурных росписей в стиле модерн, выполненных Франтишеком Урбаном и его супругой Марией в 1902—1903 годах. Пресвитерий расписан фресками венского художника Карла Йобста, воспроизводящими сцены из жизни Святых апостолов Петра и Павла.
Стеклянные витражи храма были изготовлены по проекту Франтишека Секвенса. Главный алтарь базилики был вырезан в 1884—1889 годах резчиком Йозефом Грубешом по проекту Йозефа Моцкера. На алтаре изображены святые апостолы Петр и Павел и святые Кирилл и Мефодий.
В первой часовне находится каменный саркофаг в романском стиле XII века. Легенда гласит, что в нём находятся останки святого Лонгина, но на самом деле в нём был погребён один из представителей династии Пршемысловичей.
Во второй часовне храма находится алтарь чешских покровителей. В третьей часовне на алтаре находится знаменитое панно Дождевой Девы Марии, памятник готической живописи середины XIV века. Панно хранилось в коллекциях Карла IV и Рудольфа II, а в 1606 году было подарено храму Святых Петра и Павла.
Согласно преданию, образ Дождевой Девы Марии был нарисован самим евангелист Лука. Во времена засухи к образу Девы Марии приходили процессии с мольбами о дожде. На стене левого бокового нефа можно видеть барочную фреску с видом Вышеграда, написанную около 1420 года.
В 1988—1994 годах интерьер храма был существенно переделан, что потребовало немалых затрат.
Смотреть все фото в ленте ниже