«С утра я рад, чего-то жду. Ура, ура! Я в цирк иду», — напевал я утром 12 сентября. Два года я грезил, что однажды дойду до Сантьяго по Пути Святого Иакова. И наконец настал этот день! Уже после обеда моя мечта исполнится!
— Нога болит? – Спросила у меня Наташа, глядя, как я растираю растянутую мышцу на левой голени. – Возьми вот таблеточку.
Поболтав с украинской официанткой, которая подавала нам завтрак, про жизнь в Украине сейчас и десять лет назад, когда она эмигрировала в Испанию, мы вышли на Путь. До Сантьяго оставалось всего 26 километров.
— А вы сами ходили в Сантьяго?
— На машине ездила много раз, а пешком – нет. Слишком ленивая. – Рассказала нам бывшая соотечественница.
В кои-то веки фонтан с питьевой водой!
На Пути полно народу! Интересно, где они все останавливались этой ночью? Никаких альберге ведь в окрестностях нету, да и с отелями беда. Видимо, их подвезли на автобусах в определенные точки для старта. И с каждым пройденным километров людей на маршруте все больше и больше.
— Это же что получается? Какие-то матрасники придут в Сантьяго раньше меня? Не бывать тому! – Решил я и включил максимальную скорость ходьбы.
Я обогнал Андрея, который привык идти впереди, и стал поочередно обгонять пилигримов. Десять, пятьдесят, сто. Кто их считает? Настоящих пилигримов среди этой толпы лишь единицы, а знакомых лиц вообще нету.
— Что это со мной? – Подумал я, обогнав очередной десяток людей на крутом подъеме.
Обычно на верхней точке подъема ты чувствуешь себя достаточно плохо – ноги болят от усталости, суставы ноют от нагрузки. А в этот раз я буквально взбежал в горку, практически не заметив этого, лишь только едва ощутимая отдышка напоминала о крутом наклоне, который я только что преодолел.
— Ух ты! – Подумал я и кинулся догонять еще одну большую группу пилигримов, виднеющуюся впереди. – Buen Camino! Buen Camino! Buen Camino! – Только успевал кидать я людям, мимо которых проносился.
— Макс, что за фигня? – Возмутился запыхавшийся Андрей, который поравнялся со мной, пока я менял джинсы на шорты. – Я еле тебя догнал!
— Не знаю. Тело ничего не чувствует. Иду себе и иду. – Удивился я.
— Наташа, а Наташа? А что это за таблетку ты мне дала? – Спросил я у нашей спутницы чуть погодя.
— Аспирин, но не только. Там еще добавления есть.
— Голландские?
— Ну да, голландские!
Отпустило меня уже в самом Сантьяго.
Идем вдоль ВПП аэропорта Сантьяго.
Самый маленький пилигрим.
Столбики начиная с отметки 11 км пропали. Я читал, что пару лет назад было решено чуть изменить маршрут Пути Святого Иакова в окрестностях Сантьяго. Раньше он шел через лес, но сейчас его направили по населенным пунктам, а потому расстояние стало на 3 километра больше.
— Вы бы знали, как православные священники пьют! – Рассказывал нам американских дядька лет шестидесяти, сидевший за соседним столиком в кафе. – Я Екатеринбурге я встречался в ресторане с тамошним епископом. Так он принял 200 граммов водки еще даже не приступив к еде!
А за углом уже городок Монте до Гозо, последний перед Сантьяго. Некоторые пилигримы остаются тут на ночевку, чтобы хорошенько повеселиться в предчувствии окончания паломничества, а на рассвете первыми прийти к собору, до которого отсюда всего 5 километров.
Памятник неведомой фигне в Монте до Гозо.
Огромный лагерь-альберге в Монте до Гозо. Последний перед Сантьяго.
Но мы идем дальше. Ноги несут меня в Сантьяго, на лице улыбка, на спине рюкзак, на левой руке загар.
А вот уже и окраины Сантьяго!
Любят тут памятники неведомой фигне!
Дошли!
В Сантьяго мы находим альберге со свободными местами, бросаем там вещи, принимаем душ и отправляемся в сторону Собора Святого Иакова. На улицах огромное количество паломников, толпа несется в центр города, надеясь как можно скорее оказаться в финальной точке путешествия.
Современная архитектура Сантьяго
Огородики в центре города.
Уже башни собора виднеются.
Сервантес.
Будучи уже с тыльной части собора, мы обнаружили, что потеряли Наташу. Я отправил ей СМС, но тут же получил от нее звонок. И буквально через 10 секунд наша подруга оказалась в пределах видимости. Она пришла хмурая, злая и тут же стала на нас кричать. С ней такое бывает, мы привыкли. Но ощущение торжественности момента этот конфликт немного смазал.
Паломники на площади перед собором.
Ларец с мощами Святого Иакова.
Легендарное кадило Собора Святого Иакова в Сантьяго.
Посмотрев собор и прогулявшись по площади перед ним, самое время отправиться за компостелой. Это сертификат о том, что имярек совершил паломничество по Camino, за что ему слава и почет. В определенные годы, когда праздник Святого Иакова выпадает на воскресенье, эта бумажка является еще и индульгенцией. Однако ближайшая такая возможность выпадет лишь в 2021 году, можно еще грешить и грешить.
Офис пилигримов, где выдают серфитикаты, находится за углом от собора. Пришли туда, а там огромная очередь человек на 100. Все радуются, веселятся, наконец-то мучения окончены!
— Hello! – Это вышел из офиса счастливый бразилец Сельо, известный ранее как Хромой Пацан. Он уже получил свою компостелу, а нам еще предстояло выстоять в очереди.
— Вы знаете, что завтра на полуденной службе в соборе будут запускать ботафумейро? – Речь идет о самом большом в мире кадиле, которое пускают в ход только по церковным праздникам и после щедрых пожертвований от пилигримов.
— Ух ты! Придется остаться! – Дело в том, что уже на следующее утро мы собирались отправиться в путь на Край Света, Camino Finisterre, еще 80 километров пешком на запад к Атлантике. Но, учитывая полученную от Сельо новость, видимо, придется эту прогулку сократить.
Копия огромного кадила из Собора в сувенирном магазине.
Брошенные пилигримами посохи.
Тадам!
Мой креденсиале (паспорт паломника) в конце пути.
Компостела.
— Привет, ребята! – Это наш хороший знакомый, немец Миша. Он только что пришел в Сантьяго, принял душ и вышел на улицу искать знакомые лица. – Мы сегодня собираемся в 8 вечера на площади у собора, чтобы потом пойти всем вместе праздновать окончание паломничества. Присоединяйтесь к нам, если хотите.
Мы хотели, конечно, но до указанного времени было около полутора часов, а Наташа очень хотела есть. Прямо требовала. Да и мы были не против перекусить.
Долго гуляли по улицам Сантьяго, выбирая место поприличнее. Сплошные забегаловки с шаурмой и пиццей. И вот нашли ресторанчик, где Наташа и Андрей прельстились мясным ассорти на двоих. Я было хотел заказать себе отдельные блюда, но владелец заведения неодобрительно помахал головой, намекая, что еды и так хватит на всех.
И он был прав! Нам принесли огромную тарелку, на которой лежало килограмма два мяса: сосиски, кабаньи колени, огромный антрекот, шашлык, куриные крылышки и много всего другого. Два часа ушло у нас на то, чтобы уничтожить это разнообразие. Да и то задача оказалась не выполненноой полностью – пришлось оставить граммов так триста, ни у кого уже не было сил двигать челюстью, пережевывая этот страшный сон вегетарианца.
Довольно! Довольно!
Какое там празднование окончание паломничества? Тут бы до альберга дойти!
Кажется, нам тут не рады...
На следующее утро
В Финистерре мы не идем! По крайней мере, не все 80 километров. Необходимость остаться в Сантьяго на полуденную мессу для пилигримов кардинально изменила наши планы. Решено было ехать после обеда ехать на автобусе до городка Мушия на берегу океана, а оттуда на следующий день шагать на Край Света вдоль побережья.
А пока мы идем в собор!
— Привет! – Подбежал к нам голландец Ришар. – Вы на мессу идете? Давайте вместе! Кстати, и Михаэль тут! – Сегодня в Сантьяго пришло много людей, с которыми мы пересекались во время паломничества.
— Украина! – Кричат нам дядьки из Франции, встреченные в Вильяфранке.
— Поздравляю с окончанием Камино! – Пожимает мне руку лысый, но бородатый итальянец.
— Мы сделали это! – Говорят две рыжие венгерские девочки.
Толпа в соборе разнесла всех нас в разные стороны. Егегей! А вот и Сельо, наш неизменный спутник на протяжении всех десяти последних дней! Мы пожимаем руки и обнимаемся, будто уже породнились.
Свободных сидячих мест в соборе, насчитанном на две с половиной тысячи человек, уже нету. Их заняли еще пару часов назад. Так что мы нашли себе стоячее местечко с хорошим обзором, где и провели полтора часа службы.
— Большая просьба не снимать мессу на фото и видео! – Сказали перед началом служители собора. Но куда там! Как только прислужники высвободили кадило ботафумейро и начали его раскачивать, люди тут же достали фотоаппараты и телефоны, чтобы запечатлеть этот торжественный момент на века. Я было засомневался, следует ли это делать, но все-таки решил снять небольшое видео. Впрочем, на ютубе таких роликов полно!
Считается, что изначально такое большое кадило нужно было, чтобы перебивать запахом ладана смрад от сотен пришедших на службу пилигримов. В Средневековье личная гигиена была не особо популярна.
После службы мы посидели немного в соборе, потом на площади перед ним, а затем отправились на автовокзал.
Автобус за три с половиной часа довез нас до Мушии, но это уже другая история, другое паломничество. О нем в следующем репортаже.