…«Ты скажи, моя красотка,
Из которого села?»
«Вашей милости крестьянка», —
Отвечала ему я.
«Вашей милости крестьянка», —
Отвечала я ему,
Отвечала я ему
Да господину своему.
«Не тебя ль, моя красотка,
Не к тому ты рождена!
Ты со вечера – крестьянка,
Завтра – будешь госпожа».
Как в Успенском во соборе
В большой колокол звонят —
Нашу бедную крестьянку
Венчать с барином хотят...
Песня «Вечор поздно из лесочка» (Авторство приписывают Прасковье Жемчуговой «Вечор поздно из лесочка», которая является отчасти автобиографичной.)
В пятницу у нас подругой совпал выходной, и мы, недолго думая, решили прогуляться, а по возможности и «просветиться». Выставку Тициана в Пушкинском музее мы успели посетить 2 раза, Царицыно и Коломенское казались привычными, Архангельское – слишком далеким…. И тут на ум пришла усадьба в Кусково.
За качество фото прошу прощения, потому что о фотоаппарате не подумала, но приехав туда, не смогла не пофтографировать хотя бы на телефон.
Первое документальное упоминание о Кускове датируется XVI в. С тех пор как ее владелец Александр Андреевич Пушкин передал село боярину Василию Андреевичу Шереметеву в обмен на его вотчину под Бежецком, усадьба никогда не выходила из владений рода Шереметевых. При графе Петре Борисовиче Шереметьеве, наследовавшем усадьбу в 1719 г., Кусково приобрело европейскую известность. Пётр Борисович не отличался призванием к военному делу, зато числился камергером во дворе, исправно получал чины и преумножал своё богатство.
Он выгодно женился в тридцать лет на самой богатой невесте страны — княжне Варваре Алексеевне, единственной наследнице огромных владений канцлера Алексея Черкасского.
Тем самым объединились два огромных состояния, и Шереметев стал счастливым обладателем 44 имений в 28 губерниях России.
Брак по расчёту оказался настолько удачным, что принес Петру Борисовичу и счастье в семейной жизни.
Несмотря на то, что невесте было уже за тридцать, супруги произвели на свет семеро детей, правда, до совершеннолетия дожили только двое — Николай и Варвара.После свадьбы граф с супругой поселились в Петербурге, в особняке на Фонтанке, 34.
Однако Шереметева больше тянуло в Москву, и в 1740-ее гг. Пётр Борисович задумывает перестройку своей подмосковной усадьбы Кусково, благо вместе с приданным жены он присоединил к Кусково соседние сёла Вешняки и Выхино.
По преданию, свое название «Кусково» усадьба получила от «куска», которым граф Петр Борисович обыкновенно называл свою родовую собственность, небольшой участок земли, где были дом, главный пруд, сад и село. Вся земля кругом принадлежала князю А. М. Черкасскому, и в сравнении с его огромным имением, которое составляли почти все ближние села и деревни, окружавшие Кусково, действительно оно было кусочком. В 1767 году после смерти жены Пётр Борисович, покинул дом на Фонтанке и окончательно поселился в Кусково.
В то время Кусково слыло «Московским Версалем». В усадьбе были устроены французский регулярный парк с мраморной скульптурой, прудами и павильонами, несколько оранжерей, зверинец, менажерия с певчими птицам, Зелёный театр. Самой ранней постройкой усадьбы является Церковь, в стиле «аннинского барокко». Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений.
Расцвет усадьбы падает на 1770 — 1780-е гг., когда Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления и театральные постановки, катания на лодках под пение хора, фейерверк, оркестры, морские парады, игры и карусели. Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы 18 века. В дни кусковских торжеств оперные и балетные постановки осуществлялись на сценах двух театров – Воздушного (открытого) на 80-100 мест и Нового (закрытого) на 150 мест. Пышные приемы именитых гостей – Екатерины II, польского короля С. Понятовского, австрийского императора Иосифа II, и др. — в то же время отличались демократичностью: допускались «все, кому угодно было явиться».
Граф Петр Борисович умер в 1788 году. Во время его сына Николая Петровича Кусковский театр процветал более чем при отце, и на то была своего рода причина. В 1790 году граф познакомился со своей крестьянкой, Прасковьей Ивановной, сделал ее актрисой и назвал по сцене Жемчуговой. Маленькой девочкой Параша за талант и красоту была взята в обучении в дом графа. Подростком она влюбилась в своего барина – и это не удивительно. Николай Шереметев был весьма хорош собой и образован. Граф в Параше встретил действительно редкую и высокую душу, и любовь его сделалась вскоре страстью, постоянной и единственной. Всю свою короткую (прожила 34 года) жизнь посвятила пению и Николаю Петровичу хрупкая Параша. А теперь представьте. Каково это – и от своих крестьянских корней оторваться, и никогда не стать в глазах высшего общества графиней. Крестьяне называли её «барскою канарейкою», т.е. любовницей. А дворяне хоть и восхищались пением Параши (у неё был редчайший голос) и дарили ей подарки (сама Екатерину II, приехавшая на домашний спектакль, одарила её перстнем с бриллиантом), всё равно смотрели на неё свысока.
Графа осуждали за его столь явные отношения с крепостной, и в 1800 году, запечатав театр, граф вместе с возлюбленной оставил Кусково и переехал в Останкино. В Останкине влюбленная чета вздохнула свободнее. Мало-помалу все лучшие вещи были перевезены из Кускова в Останкино, и Кусково было позабыто. 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную Жемчуговой, а 6 ноября 1801 году граф обвенчался с любимой. К сожалению, счастье Шереметевых было недолгим... Через два года супруга графа уже почти не вставала с кровати. Превозмогая чахотку, она смогла выносить и родить ребенка. У Николая и Прасковьи родился сын в феврале 1803 года. Через несколько недель она умерла. Сам граф умер в 1809 году. Над шестилетним графом Дмитрием была назначена опека. Опекуны вывезли из Кусково огромное количество вещей, списав всё на французов, которые якобы их похитили и уничтожили в 1812 году. Позже, когда Дмитрий Шереметьев вырос, усадьба Кусково использовалась как дача, хотя и бережно поддерживалась в идеальном состоянии.
Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, сохранившегося не только внешне. Прогулявшись по дому графа, Вы сможете увидеть подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.
После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта. Но простота относительная: стены покрыты голландскими изразцами (всего их более 10 тысяч!), всюду картины всевозможных сюжетов и размеров, фарфоровые фигурки, вазы и кувшины.
Кусковский «Галанской дом», как его называли в XVIII веке,– собирательный образ голландского жилища, воссозданный художественными средствами. В театрализации жизни эпохи рококо и, тем более, в увеселительной усадьбе подобные павильоны предоставляли возможность не только развлекаться, но и знакомиться с культурой и искусством далекой страны.
Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Сейчас находится на реставрации, поэтому внутри осмотреть его не удалось.
Грот – одна из обязательных принадлежностей регулярного сада XVIII века. Он предназначался для торжественного приема гостей и давал укрытие от жары (с последней задачей он справляется до сих пор, в чем мы сами убедились) ).
Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым по «заключенному контракту». Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века.
В парке также есть вольер для птиц. Сейчас в нем живут 4 павлина. Эх, знали бы они, что их сородичи в Европе гуляют по паркам совершенно свободно!
Постояли минут десять у вольера, так и не дождались, пока кто-нибудь из птиц решит похвастаться своим хвостом, и направились к Американской оранжерее. Она была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время.
В настоящее время в залах оранжереи проходят выставки из фондов Государственного музея керамики. Об этом мы не знали! У касс была очередь, поэтому прочитать всю информацию у окошка, просто не было времени. В итоге, вместо «зеленых питомцев» мы пошли смотреть очередную выставку посуды. Надо сказать, что я равнодушна к подобным выставкам фарфора (даже в Майсене я предпочла прогуляться по городу, а не идти на фабрику известного Майсенского фарфора), поэтому даже не фотографировала.
С удовольствием погуляли по самому парку – всё очень красиво и аккуратно, без труда можно найти тенистые аллейки.
Правда, лавочки в дефиците. Почему – непонятно! Они стоят только в центре парка, напротив усадьбы. Но их там очень мало, поэтому они всегда заняты. К тому же, там нещадно светит солнце.
Зато в лесопарковой зоне перед Большим прудом лавочек вполне достаточно.
Подведу итоги прогулки.
Плюсы парка:
— в лесопарковой зоне есть несколько детских площадок;
— там же можно взять напрокат велосипеды;
— вода/мороженое продается недалеко от места проката; цены адекватные, если сравнивать с другими парками;
— усадьба и приусадебная территория невероятно красивы! Всё ухоженно, везде чисто – гулять одно удовольствие!
— любителям лошадок, наверное, понравится прогулка по парку на местном фиакре (он существует только в одном экземпляре, поэтому придется его немного подождать перед парадным входом в дом).
Минусы парка (точнее, наши ошибки или то, на что стоит обратить внимание):
— лесопарковую зону сейчас благоустраивают, поэтому придется побродить по дорожкам, чтобы не перебираться через вскопанную землю и горы песка;
— вода продается только в лесопарке и перед входом на приусадебную территорию! На приусадебной территории купить попить негде, потому что кафе закрыто на ремонт! Учитывайте это, потому что в жару, а тем более, если будете с детьми, это доставляет дискомфорт;
— как я уже сказала, лавочки только в лесопарковой зоне, поэтому тишиной и красотой парка наслаждаться можно только пользуясь своими ножками.
Цены на билеты:
Просто за вход на территорию приусадебного парка придется заплатить 40 рублей.
Если Вы намерены посетить дом и/или один или несколько павильонов, то вход будет входить в стоимость билета.
Варианты следующие:
Дворец – 150 руб (пенсионеры, студенты и т.д. – 20 руб.)
Голландский домик – 50 руб. (20 руб.)
Итальянский домик – 50 руб. (20 руб.)
Грот – 100 руб. (20 руб.)
Американская оранжерея – 150 руб. (20 руб.)
Комплексный билет, который включает Усадьбу, Грот и Американскую оранжерею стоит 350 руб.
Фото-видеосъемка – 100 руб.
План-схема архитектурно-паркового ансамбля – 20 руб. (советую взять, потому что с ней удобнее ориентироваться)
Музей открыт:
с 24 апреля по 24 октября с 10:00 до 18:00 часов (касса до 17:30)
Открытая экспозиция парковой скульптуры (парк) с 10:00 до 20:00 (касса до 19:30)
Музей закрыт:
понедельник и вторник, последняя среда месяца — санитарный день.
Проезд:
1) метро "Рязанский проспект", далее авт. 133 и 208 до ост. "Музей Кусково";
2) метро "Выхино", далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»;
3) метро "Новогиреево", далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности»;
4) или как мы – пешком от метро «Рязанский проспект» идем по 4-му Вешняковскому проезду к ж/д станции «Вешняки». По подземному переходу, который находится рядом со входом на станцию (его мы искали долго, потому что сразу он не заметен)) ) переходим ж/д. Перед нами будет церковь. Чуть левее за церковью и начинается лесопарковая зона Кусково.
Адрес музея: 111402, Москва, улица Юности, дом 2