Ингушетия - в прошлом и в настоящем. Ч 5. Столовая гора
За холмом показалось святилище Мятцил.
Оно представляет собой маленький домик, огороженный от скота забором, и стоящий почти возле обрыва.Подхожу к домику и падаю на траву. Предлагая перекусить, Заур достаёт из сумки помидоры и бутерброды. Паломники ингуши всегда устраивали трапезу возле святилища.
Слегка перекусив, иду изучать Мятцил.
В архитектурном плане он довольно прост. Это прямоугольный домик с двускатно-ступенчатой крышей. Высота сооружения примерно 5 метров. На крышу в прежние времена складывали рога жертвенных животных. Два арочных проёма в западной и в восточной части устроены таким образом, что в день летнего солнцестояния утренние лучи проходили через Мятцил насквозь.Внутрь домика мог заходить только жрец. Он оставлял еду и подарки для богини плодородия Мят-Сели, для чего в стенах устроены прямоугольные ниши.
В ингушских святилищах раньше хранились предметы необходимые для жертвоприношения: посуда, котлы, вертела и многое другое.
В Мятцил в середине 30х годов прошлого века были найдены серебряные кувшины и стаканы. Хотя, впрочем, что значит найдены? Артефакты спокойно лежали здесь в нишах. Археологи их изъяли и отвезли в Москву.
Учёный археолог В.Ф.Миллер, побывав в Ингушетии в 1886г, ещё застал моления, проходившие возле подобных храмов: «В известное время, преимущественно летом, семьи, составлявшие одно сообщество, варят пиво. Приготавливают в большом количестве треугольные небольшие лепёшки, выбирают баранов и отправляются справлять праздник к своей родной святыне…. Во главе процессии идёт старик, одетый обязательно в белую одежду. В руках он держит шест с колокольчиком и белым знаменем. За ним идут женщины, которые поют особый припев «уоллай». Процессия обходит святыню, причём некоторые ставят в известном месте зажжённые восковые свечи. Кланяясь святому месту…. Обязательно снимают с головы папаху. Перед началом пиршества старики произносят молитвы, в которых просят бога об урожае полей, приплоде скота и всяком благоденствии. Торжества кончаются пирушкой, продолжающейся до поздней ночи».
Мы до поздней ночи сидеть не собираемся. Изучив Мятцил и полюбовавшись видами окрестных гор, трогаемся в обратный путь.
Постоянно слышал – спускаться труднее, чем подниматься, но не думал, что до такой степени. Действительно на подъём работает больше мышц. При спуске основная нагрузка ложится на ноги и в частности на колени. Грунт на тропинке чрезвычайно сыпучий. Нужно 10 раз подумать, прежде чем поставить на новое место ногу. Добавим к этому раскалённое полуденное солнце, от которого слегка притупляется сознание. Мои руки сильно покраснели — нужно было намазаться кремом от загара.
Однако, святилище Мятцил популярно у ингушей и в наше время. Подняться на Столовую гору по тропе предков дело почётное. Мимо нас вверх спешат трое парней, перекидываемся с ними парой фраз. Ребята просят передать привет вниз отставшим тяжеловесам, что мы вскоре и делаем.
Два сильных крепких парня забуксовали на подъёме. Бороться с этими силачами проблематично, но это внизу на равнине. В горах действуют свои законы. Здесь нужно самому таскать своё собственное тело. Не зря все альпинисты и всевозможные горные стрелки амбалами отнюдь не являются.
Кстати, интересный момент, монголы, придя на Кавказ, в горах воевать, не любили, а вот Тимур подготовился к Кавказу основательно. По свидетельству очевидцев хромой полководец создал отряд из памирцев, которые не воевали в степи, выполняя боевые задачи исключительно на Кавказских перевалах. Возможно, это и был первый в мире горный спецназ?!
В лагере возле Бейни нас ждал обед. Ожидая нас, за эти 5 часов Валентина основательно изучила жилые башни Бейни, и насобирала здесь большое количество грибов и ягод. Если подъём на Столовую гору занял у нас примерно 2,5 часа, то на спуск ушло 2 часа. Для Заура это было девятое восхождение. Самое быстрое он поднимался туда за час.
Ещё хочется рассказать, что в лагере у нас состоялось знакомство с интересным человеком. В Ингушетии есть множество достойных людей, и одним из них, безусловно, является Ибрагим. Объясню почему.
В девятнадцатом веке на Столовой горе было три святилища, до наших дней дошло только одно. В 1983г Ибрагим в одиночку восстановил разрушавшийся Мятцил, чем фактически спас этот исторический объект. Купол святилища сложен из серьёзных камней, которые соприкасаясь друг с другом, образуют арочный свод. Как Ибрагим в одиночку таскал и ставил друг на друга камни? Для меня это так и осталось загадкой.
В настоящее время Ибрагим держит большое стадо баранов, поэтому работает 24 часа в сутки. Горец полон сил и желаний построить рядом с домом небольшую молочную ферму.
Один мой хороший друг родом из Дагестана. По моей просьбе дагестанец свободно достал у себя на родине и привёз мне для ознакомления ваххабитскую и антиваххабитскую литературу. По древней Месопотамии Ч 13 История появления ваххабитов Здесь в Джейрахском районе о подобном говорить не приходится. Ибрагим на добровольной основе помогает в мечети муле. На мой вопрос о ваххабитах отвечает, что здесь их точно нет, а вот про Назрань говорить сложно, там ситуация несколько другая.