Перефразируя Л.Толстого, можно сказать, что если все свободные страны свободны как-то по-своему, то все тошнотворные авторитарные режимы похожи как близнецы-братья. Их главная задача доказать, что глупый народишко может быть счастлив только под мудрым водительством каких-нибудь товарищей Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена или батьки Лукашенко. И даже совершая самый незамысловатый физиологический акт, гражданин должен неустанно помнить, что и этим отправлением естественных надобностей он обязан исключительно мудрой партии, правительству и лично.
Именно такие мысли приходят в голову во время осмотра любопытной выставки "Искусство влияния" с подзаголовком "Азиатская пропаганда", которая проходит сейчас в Британском музее. И хоть посвящена выставка пропаганде или, как пишут устроители, политическому искусству таких далеких от нас стран как Индия, Китай и других в период с 1900 до 1976 годов, во всех плакатах, рисунках и расписных тарелках чудится что-то родное и знакомое с детства — рабочие и колхозницы, летчики-пилоты бомбы-самолеты, злобные империалисты и американская военщина, раскормленные пионерчики-хунвейбинчики, конечно же, олимпиада и голубь, блин, мира...
В это время в музее были и другие любопытные выставки, но я пошел именно на пропаганду. Наверное по дедушке Фрейду хотелось убедиться, что и кому-то из соседей по планете тоже повезло немного пожить по заветам дедушки Маркса. Как говорится, пустячок, а приятно.
Я ходил по выставке, смотрел на экспонаты, на щелкающих фотоаппаратами азиатов, которых среди посетителей было довольно много, и размышлял — проехали мы всю эту пропагандистскую чушь или нет? Уж очень хотелось посмотреть на этот политпросвет с высоты победившего человеческого разума, но — нет, не получалось, как-то не выходил у меня каменный цветок.
Конечно, наш старый брейн-вошинг — промывание мозгов, — в исполнении лауреатов сталинских премий Мухиной, Налбандяна и Михаила Ромма был классом выше представленного на выставке азиатского примитивизма, хотя это были те же летчики-пилоты, мудрые вожди, американская военщина и счастливые дети, которым повезло родиться в нужном месте. Зато сегодняшняя пропагандистская кино- и телепомойка — это просто позорный отстой. Скажем, в старые годы наша киногероиня работала врачом в тундре (где жил и наш мэр), а герой годами безвылазно искал в Сибири железный колчедан, но при этом они были совершенно счастливы вместе. А теперь она занимается творческим дизайном, он — бизнесмен неясной этиологии, которого почему-то не посадили, и они тоже счастливы. Правды в этих баснях одинаково.
А уж про безудержное лакейское вранье СМИ и говорить нечего, достаточно вспомнить "заботу" о детях или фарс со Сноуденом, вызывающий здоровый смех у всего мира. А с другой стороны, иметь полсотни бесплатных телеканалов, которые врут 24 часа в сутки — это такой пропагандистский шедевр, которого не могло позволить себе ни одно самое тоталитарнейшее государство в мире.
Так что если устраивать музей новой российской пропаганды — никакого Британского музея не хватит. Да и зачем? Такой музей уже существует, его экспозиция располагается на площади приблизительно 17 миллионов квадратных километров, включает 83 субъекта с общим населением чуть больше 143 млн человек. Работает этот музей круглосуточно без перерывов на обед, так что включайте скорее телевизор и приятного всем просмотра!