Чехия, на правах страны председательствующей в Евросоюзе, выставила на здании ЕС в Брюсселе восьмитонную мозаикоподобную композицию «Entropa» площадью 16 квадратных метров, элементы которой символизируют все 27 стран Евросоюза. При этом каждая из стран была изображена с использованием стереотипов, укоренившихся по отношению к ним в общественном сознании:
— Австрия, известный противник атомной энергии, представлена в виде зеленого поля с охлаждающими башнями атомной электростанции;
— Бельгия представлена полунаполненной коробкой с надкушенными шоколадками PRALINE;
— Болгария выполнена из соединенных турецких напольных унитазов;
— Великобритания, известный евроскептик, «показана» отсутствующим куском, пустым местом;
— Венгрия представлена венгерскими продуктами: арбузами и копчеными колбасами на фундаменте из перца;
— Германия выполнена в виде серии пересекающихся автобанов, напоминающих свастику;
— Голландия полностью скрыта под водой с торчащими из-под нее минаретами;
— Греция — участок с полностью выжженными лесами, отражая лесные пожары 2007 года и массовые беспорядки 2008 года;
— Дания состоит из кусочков LEGO;
— Ирландия исполнена в виде волынки, играющей каждые 5 минут;
— Испания полностью залита бетоном из бетономешалки;
— Италия изображена участком футбольного поля с фигурками футболистов;
— Кипр — кусок головоломки, разделенный пополам;
— Латвия покрыта горами, хотя на самом деле страна равнинная;
— Литва представлена несколькими «писающими» на восточных соседей мальчиками;
— Люксембург — маленький кусочек золота с табличкой «Продается»;
— Мальта — маленький остров с изображением карликового доисторического слона;
— Польша — композиция из монахов, водружающих радужный флаг, как символ сексуальных меньшинств;
— Португалия — деревянная разделочная доска с кусками мяса в форме бывших колоний: Бразилии, Анголы и Мозамбика;
— Румыния выполнена в виде парка в стиле Дракулы;
— Словакия в виде венгерской сосиски или человеческого тела, связанного венгерским триколором;
— Словения — кусок скалы с надписью «Первые туристы посетили это место в 1213»;
— Финляндия — на фоне деревянного пола выпивший мужчина с винтовкой видит различных животных;
— Франция прикрыта баннером GRÈVE (Забастовка);
— Чехия — жидкокристаллическая бегущая строка с неоднозначными высказываниями президента Чешской Республики Вацлава Клауса;
— Швеция представлена коробкой самосборной мебели из IKEA;
— Эстония изображена в виде серпа и молота, как намерения правительства страны запретить любые проявления коммунистических символов.
«Мы хотели проверить, способна ли Европа посмеяться над собой», — заявил создатель композиции Давид Черны, один из наиболее известных современных чешских скульпторов, автор скандальных работ, сочетающих юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру.
Давид Черны родился 15 декабря 1967 года в Праге. Семья его была тесно связана с искусством: отец был художником-графиком, а мать – реставратором. Еще в детстве Давид отличался бунтарским духом: учитель рисования постоянно изолировал его от остального класса из-за хулиганского поведения.
Черны поначалу отказывался идти по стопам родителей и занимался электротехникой, паял электросхемы. Однако это ему скоро наскучило, и он решил поступить в пражскую Высшую художественно-промышленную школу, но три года подряд не мог пройти по конкурсу. В 1988 году Черны все-таки поступил на специальность «индустриальный дизайн», а за свои эскизы предметов интерьера получил призы на биеннале в Японии.
Первую известность Давиду Черны принесла его скульптура из стекловолокна «Quo Vadis» (Куда идешь): она была установлена ночью в центре Праги на Староместской площади в 1989 году и представляла собой автомобиль «Трабант» производства ГДР, у которого вместо колес были огромные ноги. Эта скульптура была посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, которые до падения Берлинской стены уезжали в Прагу на своих «трабантах» и просили политического убежища в посольстве ФРГ.
Широкую известность Давиду Черны принес его перфоманс 1991 года: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет танк ИС-2 в парке пражского района Смихов, который был памятником советским танкистам, освободившим Прагу от фашистов, но часто ассоциировался у чехов с вторжением стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. Черны был арестован за хулиганство, танку вернули зеленую окраску, однако спустя 10 дней, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново покрасили танк в розовый цвет. Черны был отпущен, а памятник демонтирован. Впоследствии художник заявлял, что не против возвращения в Прагу памятника советским танкистам, однако хотел бы, чтобы им был танк Т-34, который участвовал в операции по освобождению Праги во время Второй мировой войны, а не танк ИС-2, который в тех боях участия не принимал.
Наиболее известная работа Давида Черны — скульптура «Конь» — изображает Святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня.
Скульптура высмеивает тот пиетет, с которым пражане относятся к знаменитому памятнику работы Йозефа Мысльбека на Вацлавской площади.
Первоначально скульптура «Конь» располагалась в нижнем конце Вацлавской площади, противостоя своему прототипу, а в настоящее время она находится в пассаже торгового центра «Lucerna». Говорят, что владелица пассажа подписала с Черны договор, по которому памятник провисит в ее магазине до восстановления в стране конституционной монархии.
В 1994 году, когда скульптор работал в Америке, он создал для музея современного искусства в Чикаго гигантских младенцев (Miminka Babies) — десять «негритят» по 3,5 м каждый. Однако музей не нашел денег на инсталляцию, и фигуры некоторое время кочевали по выставкам, успев побывать даже в Киеве.
В 2000 году Прагу объявили европейским центром культуры. В честь такого события Черны, который в то время жил в пражском районе Жижков, расположил этих «малышей», ползающими на большой высоте вверх и вниз по стенам местной телебашни.
Далеко не всем жителям и гостям Праги понравились «Babies». На одном известном туристическом портале Чехии Жижковскую телевышку с «младенцами» назвали вторым самым безобразным в мире строением.
Три похожих бронзовых «младенцев» установлены на пражском острове Кампа.
Скульптура Давида Черны «Подвешенный» (Viselec) представляет собой фигуру Зигмунда Фрейда в полный рост, которая висит над пражской улицей Husova, цепляясь одной рукой за горизонтальную мачту. По замыслу скульптора данная работа показывает оторванность интеллигенции от народа. В темноте реалистичную фигуру именитого психолога принимают за человека, попавшего в беду, и частенько пытаются вызвать к нему пражских спасателей.
Давид Черны является лауреатом многочисленных художественных премий и получает заказы от различных художественных галерей и городов. Так в 2005 году в северочешском городе Либерец появилась остановка городского автобуса, которую спроектировал Черны.
Остановка стилизована под гигантский бронзовый стол, накрытый к обеду. На столе, среди кружек с пивом – голова в очках, в которую воткнуты нож и вилка. Это голова Конрада Генлейна, который был в этих местах рейхс-наместником в годы фашистской оккупации. Работа скульптора носит название «Банкет гигантов».
Давид Черны считает, что искусство должно содержать в себе какое-то послание, нести какой-то подтекст. А провокация – это просто более веское послание. Шутника часто спрашивают, что же он хочет сказать той или иной работой. Однако скульптор считает, что главное – объяснить это самому себе, а некоторые вещи пояснять людям не нужно вообще – пусть догадываются сами.
И в самом деле, над творениями Давида Черны иногда можно долго ломать голову. Так, во дворе пражского музея современного искусства «Artbanka» висят четыре подвешенных пистолета, дуло каждого из которых направлено в один центр. Периодически у одного из них нажимается спусковой крючок и раздается щелчок.
«Писающих мальчиков» в роли фонтанов видели многие, и путешественника этим не удивишь. Давид Черны пошел еще дальше. У него писают мужчины, установленные во дворе пражского музея Кафки,
контролируемые электронным устройством, которое позволяет вращать бедрами манекенов и выводить струями на поверхности озера в форме Чехии разные цитаты.
«Творчество» этого оригинального фонтана можно заказывать по предоплате, отправив на номер +420 724 370 770 соответствующее SMS. И нужная фраза будет буквально «написана».
Произведения Давида Черны часто вызывают резкую критику общественности, тем не менее, его работы, установленных в Праге, получили широкое признание и стали одной из ярких достопримечательностей чешской столицы. Прага была бы не совсем Прагой, не потрудись над ее обликом этот современный скульптор.