Планируя посещение французской столицы я, как обычно бывает в таких случаях, наметил обязательные и факультативные пункты "парижской" программы, но, когда очутился в городе, то пришло понимание, что главное в Париже — это сам Париж. Он — единственно самоценен, обязателен для внимания и попытки понимания.
Общаться с ним, часами фанатично толкаясь в очередях бесчисленных музеев и иных достопримечательностей, а затем в тех же музеях или достопримечательностях встречаться с тем же составляющим очередей — невозможно. Это, скорее всего, лишь дополнение к общению.
Париж согласится заговорить с тобой лишь тет-а -тет, без излишней суеты.
Думаю, понятно из названия, что посредником в этом разговоре, на сей раз, будет река Сена (поясню, на всякий случай, что "негорючей" она стала в заметке, благодаря известной загадке).
Сена, безусловно, — неотъемлемая часть Парижа, его символ, причём ничуть не меньший, чем Эйфелева башня, Нотр Дам или Лувр. Но чтобы посетить эту достопримечательность, нет нужды простаивать огромные очереди или платить за недешёвые билеты.
Кстати, единственное, что по-настоящему напрягает в Париже, это как раз народоскопление вокруг известных и знаменитых мест. Здесь же, на набережной реки, это "неудобство" отсутствует как вид и всё располагает к созерцательному вниманию к неторопливому течению реки, великолепию сооружений по обоим её берегам.
Сама Сена задаёт темп перемещения по её набережной прохожих. Он нетороплив, лишён суетливости.
Даже туристические кораблики и баржи, курсирующие по реке, подчиняются этому правилу. Здесь не встретишь быстроходных катеров и других стремительных средств передвижения по воде.
Речные мосты (их более тридцати) — отдельная статья.Это синкретическая составляющая Сены. Они такие разные, но их объединяет, кроме верности реке, неодолимое желание протянуть руку помощи любому жаждущему переместиться на противоположный берег, чтобы ещё раз доказать аксиому: Париж — прекрасен отовсюду, с какой стороны не посмотри.
За мостом Искусств по обе стороны реки располагаются лавки букинистов. Выглядят они весьма архаично в виде больших зелёных ларей.
Кроме старых книг, здесь продают небольшие картины, коллекции марок, старинные журналы, открытки и разные сувенирные мелочи. Около одной из таких лавок я остановился, чтобы полистать альбомы и осмотреть иное содержимое.
Пожилой француз, с которым я поздоровался, видимо, спросил, что меня интересует. Но поскольку француз хорошо знал только французский, а я также хорошо его не знал, то общение осуществлялось единственно возможным способом: с помощью языка жестов, мимики и междометий, носящих интернациональный характер.
Французов, вообще, и парижан, в частности, мало, кто жалует в мире. Они уверены, что их страна — лучшая в мире, их город — главный на земле, французы не любят говорить не по-французски, как не любят и всё не французское. Было бы странно, если бы за такие качества они снискали бы большую любовь за рубежами своей страны.
Что такое парижанин? Скорее всего, человек, к которому вы обратитесь с таким вопросом, скажет, что парижане — это люди особенные. Многие писатели не раз пытались нарисовать собирательный образ парижанина, и почти всегда это был образ для парижанина не вполне лестный. Наш М. Волошин писал о Париже и парижанах так: "Здесь живут люди, одетые в маски с головы до ног; парижанин надевает лицо так же, как платье, как шляпу, как галстук, как перчатки. И эта маска одета не только на лице…"
Что бы ни говорили великие, но у меня сложилось мнение о парижанах вполне позитивное. Да, они очень требовательны к форме, к условностям, к знакам вежливости. Но разве это дурно?!
Ещё при подъезде к Парижу сопровождающий гид рассказывала нам о случае, произошедшем в городском метро, когда группа наших соотечественников приобретала билеты. Один из туристов, собираясь купить билет, молча протянул деньги кассиру. Тот отказался продать ему билет. Когда гид попыталась выяснить, в чём же дело, француз ответил, что здесь принято перед тем, как вести о чём -то разговор, приветствовать человека. "Я — не машина, чтобы мне совали деньги, даже не поздоровавшись!" — возмущённо заявил он.
А как куртуазны парижане и парижанки в общении друг с другом! Это нужно видеть!
А какой вкус демонстрируют парижские дамы в своей одежде?! В прошлый приезд, посещая супермаркет в районе Дефанс, я невольно сравнивал потуги моей супруги в выборе нарядов и моментальное безошибочное определение нужного размера и модели одежды француженками. Просто настоящие виртуозы!
Впрочем, не буду вдаваться в дальнейшие субъективные рассуждения о парижанах, а вернусь к набережной Сены, где я пытался общаться с торговцем-букинистом.
Альбом с хорошими иллюстрациями живописи я так у него и не взял (дороговато), но чтобы не расстраивать человека, прикупил у него какие-то сувенирные безделицы. Так что, в результате, все остались довольны.
Ну а я, надеюсь, друзья, и вы, взглянем ещё разок на Сену и то, что её окружает. Кстати, берега Сены в Париже в 1991 году признаны частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.