Говорить о Ницце без использования превосходной степени, восторженных восклицаний, стихов — почти невозможно. Стихов, посвящённых этому чудесному городу создано немало, но цитирование их в своей заметке — занятие, сродни использованию фотографий из интернета: возможно, в случае, если нет собственных.
Поэтому название заметки — это едва ли не первый мой опыт версификации, и примечательно, что посвящён он именно этому замечательному городу.
Кто-то заметит: не очень что-то! А я скажу: не торопитесь с выводами, вчитайтесь поосновательнее, и вы увидите как минимум три достоинства этой ещё пока нетленной строки.
Первое: автор, используя вместе с упоминанием названия города на юге Франции междометия "О", выразил предельно экспрессивно, почти первобытно, своё отношение к конкретному географическому объекту. Повторное же использование вышеуказанного междометия усиливает выразительность слога, как минимум в два раза.
Во-вторых, оцените и другое достоинство рецензируемого текста — он весьма лаконичен. Вспомните крылатую фразу: "Краткость -сестра таланта!" В других случаях я бы непременно добавил отсебятину: ... и племянница скудоумия". Ну это "вредное" дополнение, разумеется, к указанному случаю не относится.
Кроме вышеизложенных, в поэтической строке есть ещё одно свойство, которое нередко отсутствует в стихах, даже не бесталанных, — конкретика. Совершенно очевидно для читателя, который не только вслушивается в музыку неповторимой стилистики автора, но и пытается осмыслить содержание произведения, что речь пойдёт о каком-то Шато, к которому следует не просто прийти, а буквально взобраться.
Не исключено, что проницательный читатель усмотрит в этом "взобраться" и некий образный подтекст, имея в виду мучительное и, одновременно, сладостное стремление автора достичь некоей вершины, эдакого поэтического Олимпа. А уж совсем просвящённый — скажет безапелляционно, что автору не дают уснуть лавры великого итальянца с грузинским именем, Шота Руставелли, чья поэма, согласно последним сенсационным исследованиям, переведённая на грузинский язык и сохранившаяся только в этом виде, стала основой для традиционной ошибки историков относительно национальной принадлежности поэта. Несовпадение же Шато (Шота) — всего лишь погрешности транскрипции.
Фу, устал я обосновывать свою поэтическую состоятельность. Рассказывают, что в своё время к Пушкину пришёл молодой начинающий поэт и стал сетовать на то, как трудно ему даются стихи. На что классик ответил резонно: "Если трудно, то и не пишите". Поэтому закончу свой затянувшийся спич обещанием больше не пробовать себя в стихотворчестве при условии, что строгие ценители стихов не будут подвергать сомнению потенциальную поэтическую даровитость автора, и этот компромисс послужит основой для дальнейшего рассказа уже о самой Ницце.
Если нет, то я продолжу череду "литературоведческих" обоснований. Испугались?! То-то же!
В Ниццу мы прибыли ближе к полудню и уже на подъезде к городу стало очевидно, что в нём будет трудно разочароваться. Кстати, почему-то в моём представлении Ницца раньше казалась небольшим уютным средиземноморским курортным городом, типа Канн.
Оказывается, город по численности населения занимает 5 место во Франции после Парижа, Марселя, Леона и Тулузы.
Исторические перипетии привели к тому, что город стал окончательно французским в середине 19 века. С ним были связаны судьбы целого ряда знаменитостей мирового масштаба. Сюда приезжали Пикассо и Модильяни, Леже и Кокто. Здесь проводил свой медовый месяц Ив Монтан, отдыхали кинозвезды – Грета Гарбо, Берт Ланкастекр, Катрин Денев. В 1950 году в Ницце поселился Марк Шагал и прожил здесь долгие годы... Ну а вот теперь и я заглянул сюда на несколько часов. Всё-таки примазался к великим!
После того, как ближе к середине 19 века Ницца стала известным европейским курортом, сюда были устремлены помыслы и нашей отечественной аристократии. Во многом эту популярность предопределил выбор вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны, которая, прибыв сюда в 1852 году, в бухте Вильфранш приобрела землю, где позднее были построены дома для императорского дома. Вскоре в Ницце появилась целая русская колония.
Я, вооружённый простенькой картой, дарованной турфирмой, отправляюсь от отеля "Меридиан" в сторону холма Шато по проспекту Вердена.
Сначала на моём пути — площадь Массена.
Площадь Массена была создана более двух веков назад и является центральной в Ницце. Она расположена между Старой частью города и улицей доктора Жане.
Изначально площадь называлась "пригородной", но в 1852 году ее переименовали в честь французского маршала наполеоновской армии Массена, за которым, кстати сказать, водился грешок воровства (кто не без этого?!), что в последствии пагубно сказалось на его карьере. Размеры площади в те времена сильно отличались от нынешних, она была почти вдвое меньше из-за омывавшей её реки Пейон.
В южной части площади стоит фонтан "Солнце" (1956), украшенный скульптурами работы Альфреда Жаньо. Бронзовые статуи изображают главных божеств античной мифологии: Гею-Землю, Марса, Венеру, Меркурия и Сатурна. Среди струй фонтана высится семиметровая фигура Аполлона. Одно время местные власти сочли статую слишком неприличной и демонтировали её (я тоже в конце семидесятых счёл бы её "чрезмерно сексуальной", тогда как секса в СССР не должно быть по определению). Она некоторое время была выставлена на задворках города, около стадиона Шарля Эрмана (я бы водрузил — у себя в огороде, чтобы секс присутствовал хотя бы в конкретной советской семье). Аполлона это положение долго не могло устраивать (перспектива находиться в моём огороде его бы вовсе опечалила), и он совсем недавно, в 2011 году, решил вернуться на своё старое место в центре фонтана. Разумеется, не без благославления властей города.
В 2007 году площадь подверглась "нашествию" современного искусства. На семи мачтах, установленных вдоль трамвайных путей, сидят человеки из белой резины, которые, по замыслу каталонского скульптора Ж. Пленса, должны символизировать семь континентов.
Подобные эксперименты (я на месте каталонца сделал их хотя бы разноцветными) довольно странно смотрятся на фоне нарядных домов 19 века, выкрашенных в теплые оттенки розовой, красной и бежевой охры. Фасады зданий с аркадами, пилястрами и балконными балюстрадами выдержаны в характерном для Старой Ниццы генуэзском стиле. Напомним, что долгое время Ницца была итальянским городом.
С площади наш путь идёт по пешеходным улочкам старой части города через ещё одно колоритное место Ниццы — Цветочный рынок, расположенный на одноимённой улице Кур-Салейя. Он открывается ежедневно с 8 часов утра, кроме понедельника, когда здесь работает "блошиный рынок".
Ну а теперь, уже не мешкая, взберёмся, наконец, на холм Шато (холм Замка).
Когда-то, в Средние века, на этой горе, сложенной из известняка, кипела жизнь. Здесь размещался верхний город Ниццы. Еще в конце 10 века на верхнем плато холма было начато строительство феодального Замка с Кафедральным собором.
Но уже в 16 веке это укрепленное поселение стало терять свое стратегическое значение. Не только простые жители постепенно начали спускаться вниз: в нижнюю Ниццу, где был открыт Кафедральный собор, переехал и епископ города.
Однако конец Замку наступил в самом начале 18 столетия, в 1706 году. Людовик 14 решил поучаствовать в войне за испанское наследство и вступил в конфликт с Савойским герцогом Виктором-Амадеем 2, в чьих владениях и находилась Ницца. Укрепленный замок был окружен французскими войсками, которые почти два месяца регулярно обстреливали его из пушек и, в результате, сравняли его с землёй.
В 1828 году герцог Савойский Шарль-Феликс пожертвовал эту землю городу, обязав муниципалитет устроить здесь место отдыха для туристов и горожан.
Воля правителя была исполнена: на холме был разбит прекрасный пейзажный парк с живописными рощами и зарослями кустарников, извилистыми аллеями и подъемами, лужайками, засаженными цветами, и, конечно же, смотровыми площадками. Ведь с этого места открывались изумительные панорамы на лазурные воды Бухты Ангелов, черепичные крыши старой Ниццы.
Сейчас парк Шато — излюбленное место отдыха жителей и гостей Ниццы. Это – царство тишины и спокойствия, красивейших пейзажей, экзотических растений и чудесных цветов. Уже ради такой красоты, согласитесь, стоит побывать в волшебной Ницце!
Кстати, аллеи и тропинки верхнего плато парка отделаны современной мозаикой в греческом стиле. Так художник Шарль Катрин решил напомнить о греках, в незапамятные времена основавших городок Никею – современную Ниццу.