Перенаселённость планеты я острее всего ощущаю не в часы пик в общественном транспорте (вероятно потому, что редко езжу куда-то в часы пик), а пытаясь спланировать свой досуг на новогодние праздники. Общеизвестная истина «готовь сани летом» в этом деле актуальна как никогда, и я каждый год ставлю себе задачу принять её за железное правило, но по разным причинам (по большей части из-за прокрастинации) мне это не удаётся. Вот и поисками размещения в Минске на праздники для нашей небольшой компании я начал только в декабре. Главным тезисом, подтолкнувшим нас к выбору столицы Белоруссии в роли направления на каникулы, стал антагонизм порождённый тем фактом, что большинство людей бывавших здесь ранее говорили нам, дословно, «Там делать нечего!». Руководствуясь принципом, «кто ищет, тот всегда найдёт», мы решили опровергнуть это заявление (в Самаре-то сработало).
Стоит ли говорить, что свободных вариантов проживания в декабре почти нигде не было. Гостиниц в столице Белоруссии не так много, цены на них достаточно высокие, а уровень сервиса, судя по отзывам, достаточно совковый. И даже несмотря на это, мест в них не было. Пришлось искать квартиры в частном секторе. Тут выбор богаче и разнообразнее, но перед новым годом забронировано было почти всё. Потратив полторы тысячи рублей и две недели времени на общение по телефону с различными агентствами и собственниками жилья, мне удалось буквально накануне праздника найти изумительную квартиру в центре Минска по смешной для этого бешеного высокого сезона цене. Стоимость проживания в большинстве квартир, которые обычно сдают по 20-30 долларов в сутки, на новогодние праздники взлетает до безумных 150, а то и всех 200. Пользуясь ситуацией небывалого спроса, арендодатели без зазрения совести лупят бабосы, а страстно желающие отдыха москвичи развращают их, платя дикий прайс за откровенные халупы. Прям Коктебель какой-то, только тут не лето, а новогодняя неделя весь год кормит. Благо с транспортом вопросов не было и мне не пришлось бороться за билеты на поезд (их тоже разбирают как горячие пирожки с котятиной). Встретив новый год и отмокнув пару дней в Москве, мы бросили недоеденные салаты в мусорку, а вещи в белоснежную бричку и умчались по трассе М-1 в сторону Белорусской границы. Благо её пересечение теперь не требует каких-либо лишних телодвижений вроде проверки документов, а заметить разницу до и после границы можно разве что по слегка ухудшевшемуся качеству асфальтового покрытия и появившимся указателям со смешным написанием названий населённых пунктов.
Разместились мы в доме на проспекте Независимости и большую часть времени курсировали вдоль этой, без преувеличения, главной улицы города. Проложена она была ещё в середине XVI века, как участок Московско-Венского почтового тракта, и названа тогда Захарьевской, в честь первого губернатора Минской губернии. А потом многократно меняла названия, среди которых были: «Новый город», Гауптштрассе, Советская, улица Адама Мицкевича, «25 марта», проспект Сталина, Ленинский проспект, проспект Франциска Скорины, — и лишь в 2005 году она получила своё нынешнее имя.
Первые слова, которые слышишь от людей, вернувшихся из Минска, это: «Широкие улицы и чисто». Поспорить сложно.
Минск старше Москвы — первое упоминание о городе Менске датируется 1067 годом, но каких-то исторических памятников здесь почти не осталось. Центр города был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны. В наследие от послевоенной эпохи осталась радиально-кольцевая планировка столицы, широкие проспекты и невысокие массивные здания в стиле советского ампира, плюс большое количество парков и скверов. Сначала это обилие пространства кажется странным и неуютным, но потом начинаешь понимать всю прелесть задумки.
Самое приятное, что широкая здесь не только проезжая часть, но и пешеходная. Таких широченных тротуаров в Москве нет просто нигде.
Собянин голову ломает, куда б ему велосипедные дорожки злосчастные присовокупить, то у автодороги полметра отгрызёт, то газон закатает в асфальт. А тут и морочиться не надо, по таким широким тротуарам можно хоть на танках в два ряда кататься и ещё место для пешеходов останется. Гуляй — не хочу. За чистоту города отвечают отряды дворников, среди которых нами не было замечено ни одного гастарбайтера. Да что дворники, в Макдоналдсе работают одни белорусские студенты да пенсионеры, ни одного трудового мигранта. Тоже своего рода чистота.
И если уж я затронул тему войны, то пожалуй главный монумент Минска в честь Победы находится на одноимённой площади. Центром его композиции является 38-метровый гранитный обелиск, увенчанный трехметровым изображением ордена Победы. На крышах окружающих площадь домов подсвечивается фраза «Подвиг народа бессмертен».
Как и в других подобных местах рядом установлены постаменты с капсулами с землёй других городов-героев: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Тулы, Брестской крепости (отдельно от города), Смоленска и Мурманска.
Хоккей в Белоруссии один из главных национальных видов спорта. Каждый мало-мальски пригодный пятачок или площадь залиты для катания на коньках, люди с клюшками и шайбами рубятся между крутящих тулупы маркиз, никто никому не мешает. На фото чуть подтаявший каток на Октябрьской площади перед Дворцом Республики — крупнейшим в стране культурным и деловым центром.
Рядом располагается Дворец культуры профсоюзов.
И нулевой километр Беларуси. На гранитной пирамиде, вытесанной по заказу в Португалии, размещены карта дорог, латинское изречение, стихи, написанные Якубом Коласом, указаны расстояния до столиц соседних государств и областных центров Белоруссии. До Киева — 573 км, до Гомеля — 315 км, до Москвы — 700 км, до Могилёва — 199 км. Географический же центр Белоруссии находится в 70-и километрах на юго-восток от Минска, около деревни Антоново. А по некоторым подсчётам в Беларуси же находится и географический центр Европы. Расположен он в 48 километрах к юго-западу от Полоцка.
Здание Белорусского КГБ выглядит настолько торжественно и прекрасно, что по ошибке хочется заглянуть внутрь на какой-нибудь спектакль.
Одним из самых роскошных зданий послевоенной эпохи в Минске является ГУМ. Решение о его строительстве было утверждено Микояном 26 июля 1945 года. Вплоть до 1948-го года на его строительстве работали пленные немцы. 6 ноября 1951 года магазин открылся для покупателей. В первые дни его работы огромные очереди выстраивались у его дверей за несколько часов до открытия, а выручка была столь велика, что купюры не помещались в кассовых аппаратах.
Современный же ассортимент оставляет желать лучшего. Товары местного производства, возможно, и отличаются качеством, но также они отличаются удручающим внешним видом.
Хотя дамы наши умудрились-таки отыскать среди тонн безнадёжно унылых товаров белорусского производства несколько сносных шмоточек от молодых местных дизайнеров, пока мы с Йоханом инспектировали меню в «Васильках».
Рядом с ГУМом находится универсам «Центральный». Само здание не столь вычурное как ГУМ, однако весьма интересно его внутреннее оформление, а ещё больше — содержание. На стенах красуются живописные панно с сюжетами горячо почитаемыми в Советском Союзе: разнообразные доярки, колхозники и прочие рабочие да крестьяне. Вдоль длинного зала расположено несколько касс, где можно приобрести разнообразные пирожные, бутерброды, торты и напитки, включая алкогольные, в розлив, а буквально в двух шагах от прилавка у стоечки чинно в тепле их распить. Народ тут отвисает большими компаниями до самого закрытия.
Храм святых Симеона и Елены, или Красный костел, построенный в 1905-1910 годах на нынешней площади Независимости. В советское время здесь располагались Государственный польский театр Белоруссии и Дом кино.
Самый крупный торговый центр Минска «Сталiца» находится под площадью Независимости. Аналогия с московским Охотным рядом самая прямая, вплоть до куполов-фонтанов. Разница лишь в том, что здесь у ёлочки нарядный мужчина играет на рояле, а рядом тусуется молодёжь с гитарами, вместо кавказских молодчиков в шапках Emporio Armani и красных туфлях.
В Троицком предместье сохранились некоторые старинные постройки XV-XIX веков.
В 1980-х годах была проведена реставрация и восстановление небольшого квартала старой застройки. Внутренние дворики и дома соответствуют атмосфере начала XIX века, хотя в некоторых постройках ещё сохранились первые этажи и подвалы, относящиеся к более раннему времени.
В непосредственной близости от Троицкого предместья, в излучине реки Свислочь, находится Остров слёз (он же остров Мужества и Печали) — мемориал посвященный белорусам, погибшим в боевых действиях в Афганистане. Строительство комплекса было начато в 1988 году, когда Афганская война ещё не закончилась. Сразу на входе посетителей встречает бронзовая икона Божьей Матери. На ней текст на белорусском: «Сынам, погибшим в Афганистане, возведен этот храм… Чтобы зла не было ни на своей, ни на чужой земле…»
На внутренних стенах небольшой часовни начертаны имена всех белорусов, павших в Афганистане. Всего 771 имя.
На огромных камнях разбросанных повсюду высечены названия афганских провинций, где вели бои советские подразделения.
Зачем бедному плачущему ангелу люди натирают до блеска пипиську я ума не приложу.
На соседнем берегу раскинулся мобильный сезонный каток у Дворца Спорта. Забитый до отказа.
Река Свислочь в прошлом использовалась для рыболовного промысла, судоходства и сплава леса. В настоящее время в основном служит источником технического водоснабжения предприятий Минска. В неё также сливается ливневая канализация, а потому купаться и ловить рыбу здесь запрещено. Сейчас, к сожалению, Свислочь является самой грязной рекой страны — по информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Но утки информацию Минприроды не читают, им нравится тот факт, что река не замерзает даже в мороз.
А мне нравится фотографировать птиц.
По негласному закону в СССР только город-миллионник имел право строить собственное метро. В начале 1970-х за это право боролись с десяток городов Союза, а Минску до заветного миллиона не хватало почти 100 тысяч жителей. Тогда было решено нужную сотню тысяч минчан привлечь из белорусских регионов. По этому случаю некоторые белорусские вузы снизили планку поступления для абитуриентов из райцентров и началось массовое переселение людей из деревень. В 1975 году в Минске родился миллионный житель, а в 1977-м Центральный комитет партии в Москве подписал распоряжение о начале работ по строительству Минского метрополитена.
Метро, в общем, как метро. Та же советская символика и гранит, те же мытищинские поезда, разве что ходят реже и проезд оплачивается жетончиками (~6 рублей за поездку).
Ну и опять пиписька.
Про белорусский язык, придуманный якобы теми, кто плохо изучал русский, не шутил только ленивый. Я добавлю лишь, что белорусы очень смело и часто используют те буквы, которые в русской речи употребляются достаточно редко: сЭкс, кінатЭатар, мiлiцЫя, айпЭд, дваЦЦаЦь. Все эти слова хочется непременно читать вслух и уже на второй день ты начинаешь самовольно коверкать слова, полагая, что говоришь на белорусской мове.
Верхний город — наиболее сохранившаяся, хоть и не самая старая часть Минска, свое название он получил в XVI веке, однако заселяться эта территория начала с XII века.
Тут как полагается, всякие церкви, ратуши, то сё. Красиво и ладно.
Национальный художественный музей. Я больше люблю естественнонаучные музеи и хотел попасть в Музей природы и экологии республики Беларусь. В этом наши с друзьями вкусы разошлись, и чтобы никто не обламывался, мы решили не ходить в музеи вообще .
Минский железнодорожный узел один из крупнейших в Восточной Европе. Через Минск проходит второй трансъевропейский транспортный коридор: Париж—Берлин—Варшава—Брест—Минск—Москва. С декабря 2012-го года от вокзала курсирует красный двухэтажный автобус Minsk City Tour. Если вам лень передвигать ногами, можно с комфортом проехаться по главным улицам Минска и послушать аудиогид. Цена поездки 90000 белорусских рублей (~300 русских).
Мы же посмотрели всё без туристического даблдеккера и не преминули возможностью прокатиться на детской железной дороге, которая работает только летом и в новогодние праздники. От взрослой железной дороги она отличается лишь размерами вагонов, шириной колеи (почти вдвое уже обычной) и длиной трассы — всего четыре с половиной километра.
Дети здесь и машинисты, и проводники, и начальники станций, и конечно, основные пассажиры.
В здании станции Заслоново расположен действующий макет железной дороги. Маленький такой, не то что в Выставочном комплексе РЖД.
С детства в цирке не был, очень хотел в Минске попасть из-за чрезвычайно благоприятной стоимости этого удовольствия здесь. Судите сами: первый ряд в цирке на Цветном бульваре − 3000 рублей, такие же места в Белорусском государственном цирке стоят 150 000 белорусских рублей (~ 500 русских)! Но не сложилось. Все билеты были раскуплены до февраля, а следов барыг я так и не заметил.
Пришлось идти в оперу.
Большой театр оперы и балета республики Беларусь красив снаружи и по-советски роскошен внутри. Билеты нам достались самые последние, в самом последнем ряду.
Забыл добавить, что эти самые последние билеты были на оперу «Винни Пух и все, все, все...» Сочетание высокого искусства и детской сказки представлялось нам чем-то весёлым и оригинальным, но в реальности Пятачок, Иа и все, все, все уныло нараспев произносили свой нерифмованный текст, чем в первые же 10 минут усыпили половину аудитории, а нас вынудили спасаться от мозгового коллапса коньяком в буфете.
Чтобы сгладить все злоключения, пошли в дельфинарий. Во время представления морж презабавно качал пресс, афалины с новорожденным дельфинёнком ловко выпрыгивали из воды, а инструкторы катались на спинах у белух, как на сёрфах. Было очень круто. А ещё у меня теперь есть фоточка с дельфином, у всех в детстве такие были, у меня только сейчас появилась.
Один из старейших минских кинотеатров и уж точно самый большой — «Октябрь». Огромный зал с широкоформатным экраном вмещает 1180 зрителей! Москвичи бы уже давно попилили зал на 8 частей и устроили мультиплекс. Самый дорогой билет в кино стоит 100 рублей в переводе на наши. Сказка, а не цены. Dolby Digital, все дела, в кассе можно расплатиться карточками, а афиша на фасаде заботливо нарисована красками вручную. Так мило.
Небольшим удивлением было увидеть напротив минского ЦУМа ресторан «Лидо», прямо как в Риге. Место оказалось чересчур популярным, давка у касс была в любое время дня.
Поэтому для покушать я вам лучше порекомендую сеть ресторанов народной кухни «Васильки». Заведение настолько же прекрасное и аутентично-тематичное, как «Пузата хата» в Киеве. Белорусское пиво вполне себе приятное, но больше всего меня порадовал Белорусский бальзам. Настойка на десятках разнообразных растительных ингредиентов очень похожа на Ягермейстер. Может отлично пойти и в качестве аперитива, и дижистива, можно в кофеёк подлить, а можно и так пригубить. Ещё в Белоруссии нет Онищенко, и здесь не запрещены к продаже грузинские вина, которые многие очень любят.
Белорусская кухня это, конечно, в первую очередь картошка, из которой делают изумительные по вкусу и сытности блюда. Одних только драников и колдунов с разнообразными соусами и начинками мы наелись на год вперёд.
Что означает «Столовая второй наценочной категории» для меня осталось загадкой. Тут заведения как-то на них делятся, но к какой бы категории они не относились, везде получается достаточно дёшево.
Люблю страны, в которых можно моментально стать миллионером. Вьетнам там, Белоруссию. За 100 русских рублей сейчас дают около 28000 белорусский. Приходится как всегда морочиться с обменом и мысленной конвертацией, но если подсчитать, цены на большинство товаров и услуг вас приятно удивят. А ещё пластиковые карточки здесь принимают почти везде, начиная от ресторанов и кинотеатров, заканчивая придорожными продуктовыми магазинами где-то в пердях. И морочиться с обменом валюты, получается, не надо.
Ночных клубов и круглосуточных ресторанов в Минске не так много, как в Москве, но недостатка в них нет. А вот караоке клубов с отдельными залами здесь пока нет вообще, только общий зал, только петь по-очереди с остальными посетителями. Внезапно зародившийся в подпивших нас порыв поорать в микрофон как-то потух в свете таких обстоятельств. Зато в Беларуси не запрещены азартные игры и всевозможные казино готовы принять вас и ваши деньги в любое время. И не в каких-то отдалённых резервациях, как в России или Казахстане, а в центре столицы.
Темп ходьбы местных столичных жителей такой же быстрый, как у москвичей, но всё остальное попадавшиеся нам в поездке минчане делали размеренно, вдумчиво, неспеша и основательно. А доброжелательность белорусов ярче всего проявилась в эпизоде, когда Йохан, будучи за рулём и следуя привычным московским правилам движения, слегка подрезал одного местного водителя. Тот поравнялся с нашей машиной и призывно опустил стекло, мы тоже открыли окно с его стороны и уже приготовились выслушать шквал матерных (а если повезёт, то исконно белорусских) ругательств, но вместо этого он очень дружелюбно и спокойно сказал: «Друг, я у тебя в слепой зоне, не прижимайся вправо!» Мы были настолько растроганы, что хотели купить неизвестному водителю цветов. Учитесь, шофёры!
Прокатились на день в посёлок с интересным названием Мир и в Несвиж, привлекающие посетителей сохранившимися замками. По пути туда мы проехали небольшой горнолыжный комплекс и несчётное количество ухоженных сельскохозяйственных полей. На одном из них я заметил несущуюся во весь опор косулю. У нас чтобы хоть зайца несчастного увидеть надо от столицы километров на 300 отъехать, а тут вон целая косуля буквально за МКАДом.
Перед отъездом домой, хотели посетить Национальную библиотеку Белоруссии, вероятно это одна из самых знаменитых достопримечательностей Минска. Проект здания был разработан ещё в конце 1980-х годов и в 1989 году стал победителем на всесоюзном конкурсе. Однако воплотить его в жизнь удалось лишь спустя более чем 15 лет. Перед библиотекой установлен памятник Франциску Скорине — белорусскому первопечатнику — и непременный каток. Вон надежда белорусского хоккея на переднем плане с клюшкой бежит. Здание Национальной библиотеки Белоруссии заняло 14-е место в списке самых уродливых сооружений в мире, при этом она попала в топ-20 самых необычных сооружений планеты. На её 23-ем этаже библиотеки расположена смотровая площадка, но смысл её не совсем понятен, ведь здание находится почти на самой окраине города и осмотреть сверху можно разве то близлежащие спальные районы. Ну и проклятие Рыжей подтвердилось в очередной раз: все смотровые площадки, которые она хочет посетить, оказываются закрытыми. Этот раз не стал исключением, как и обе её попытки попасть на собор Святого Вита в Чехии.
Думаю, даже из этого не самого большого и развёрнутого поста о не самом продолжительном путешествии уже понятно, что в Минске определённо есть чем заняться (и сделать это можно в разы дешевле, чем в России). Стоит всего-то разуть глаза, да в интернет залезть для разнообразия. В самом Минске и в окрестностях есть ещё множество интересных мест. Одна Беловежская пуща чего стоит, но до неё ехать отсюда как полпути до Москвы, так что зубров мы отложили на будущее. Скучно бывает только тем, кто ничем не интересуется. А мы провели новогодние каникулы очень продуктивно и приятно, надеюсь вы тоже.