Так получилось, что командировочная судьба уже не один раз забрасывала меня в Кострому. Но вот по достоинству получить город никак не получалось. И вот под впечатлением только что состоявшейся поездки в Владимир-Суздаль (Стольный град и Город три в одном)я решил наконец выкроить время для хотя бы знакомства с основными достопримечательностями.
Не секрет, что чаще всего у старинного русского города есть несколько центров притяжения туристов- Кремль, Торг и городские и( или ) окрестные монастыри. Кострома не исключение. От Кремля правда ничего не осталось. Только на остатках крепостных валок расположилась беседка Островского, который, прочем, любил любоваться видами Волги совсем с другого места!
Зато торговые ряды купеческой Костромы явление выдающееся! Большие Мучные, Красные ( Гостиный Двор), Рыбные, Квасные, Табачные, Овощные и Масляные! Двадцать задний и две площади ( Сусанина и Советская)!
Даже Спаса Нерукотворного образа буквально встроена в корпус Красных рядов!
Этакий вполне себе цивилизованный старинный Черкизон! В каждой «ячейке» здания своя лавка. Даже трудно представить что творилось в городе в ярмарочные дни!
Зато сейчас все чинно и спокойно, течет размеренная будничная жизнь. В рядах расположились обыкновенные магазинчики и магазины, ничем не отличающиеся от точно таких же, в других российских городах. Вот только большой временный павильон «Костромской сырной биржи» вносил местный колорит.
Основной исторический тренд Костромы это конечно Романовы и Сусанин. Памятник Ивану Сусанину, которому не нашлось места на одноименной площади, это советская интерпретация образа героя борьбы с вражескими оккупантами. На месте дореволюционной версии памятника крестьянину Сусанину «отдавшего жизнь за царя» стоит памятная пирамида.Права это был скорее памятник царю! Царский спаситель скромно примостился где-то внизу у постамента.
Дискуссия о переносе первого и восстановлении второго, как всегда уперлась в проблему финансирования, поэтому в сквере на Молочной горе возвышается советский герой.
Погуляв по центру старой Костромы, я выдвинулся к основному «романовскому» месту города- Ипатьевскому монастырю. Наверное, за любым старым монастырем в России стоит богатое историческое прошлое, и прошлое Ипатьевского монастыря не исключение. Основан он был в 1330 году золотоорднынским мурзой четом, принявшим христианство и перешедшем на службу к Ивану Калите. От это Чета пошел боярский род Годуновых. Годуновы очень много сделали для становления и процветания обители. Многие поколения этого боярского рода захоронены в ее стенах. В 1586 году монастырь был окружен каменными стенами с башнями( Старый город) , по всем правилам фортификации того времени. Здесь была хранилась и возможно была создана знаменитая Ипатьевская летопись, один из древнейших русских летописных сводов. Ну а после ссылки в Кострому бояр Романовых Борисом Годуновым, история монастыря тесно связалась с Царским а потом и Императорским Домом Романовых.
В стенах первого собора Св. Троицы Михаил Романов был призван на царство. Мать благословила его Федоровской иконой Божьей матери, которая тоже хранится в Костроме, в Богоявленском-Анастасьином монастыре. Кстати, именно в честь этой иконы ВСЕ неправославные жены русских царей-императоров брали себе при крещении отчество Федоровна!
Ну а дальше в истории монастыря наступила пора взлетов и относительного забвения. При первых Романовых территория монастыря была значительно расширена ( Новый город) и был построен новый Троицкий собор. При Петре и наследниках монастырь пришел в упадок и какое-то время был даже местом ссылки. Но с Екатерины II начался период царских паломничеств в обитель, достигший пика к трехсотлетнему юбилею дома Романовых!
Ну, а при советской власти неизбежное закрытие и изъятие церковных ценностей. Хорошо хоть обошлось без тюрем и лагерей! Кельи монахов были предоставлены для проживания костромским текстильщикам. В 2005 году весь комплекс строений полностью передан Свято-Троицкому Ипатьевскому мужскому монастырю. Все современные правители России продолжили царскую традицию визитов в Ипатьевскую обитель. Присоединился к ним и я.
Оставив машину на большой парковке перед стенами монастыря и пройдя через Екатерининские ворота я оказался сразу перед главным монастырским храмом- Троицким собором.
Собор, построенный в 1650-52 гг., очень красив снаружи, но внутри он просто великолепен!
Золоченый иконостас, «вкладные» иконы Годуновых и фрески, так понравившегося мне еще в Суздале, Гурия Никитина! Удивительно и то, что Никитин вместе с Силой Савиным расписали значительную часть огромного внутреннего пространства храма всего за один сезон! Другие костромские иконописцы продолжили их дело и сейчас изнутри храм полностью покрыт красивейшим расписным «ковром».
Видимо созерцание фресок, беседа с бывшей учительницей, теперь помогающей при храме, настроила меня на задумчивый лад, так что посещение палат бояр Романовых, как говорится «не пошло». Хотя экспозиция достаточно интересная.
Зато просто побродить по монастырю было очень приятно и в соответствовало моему немного меланхоличному настроению.
Но время неумолимо шло к вечеру и я , прервав свою прогулку, отправился в расположенный буквально за монастырскими стенами, музей деревянного зодчества Костромская слобода.
На обратном пути я сделал то, что нужно было обязательно сделать на прямом. Не доезжая до моста через Кострому, нужно обязательно остановиться. С набережной открывается очень красивый панорамный вид на монастырь. Очень хорошо видны купола Троицкого собора и церковью во имя Хрисанфа и Дарии. Ну а я, был вынужден сделать остановку, переехав через мост. Но хорошо, что «от перемены мест, ничего не меняется!»
Что бы знакомство с Костромой было еще более полным я, перед отъездом из города, подъехал к еще одной, правда не связанной с царями-героями достопримечательности – церкви Воскресения Христова на Дебре. Хотя купец Кирилл Григорьев, на чьи средства была построен храм, то же своего рода герой. В партии краски, присланной ему из Англии, один из бочонков краски не оказалось. Но торговый человек совершенно не расстроился, ибо бочонок был наполнен гораздо более ценным материалом-золотом! Исаков сын жадничать не стал и устроил посадским людям праздник, но не для тела, а для души! Это не только единственный сохранившийся в городе посадский храм XVII века, но и очень красивый сохранившийся храм!