Вчера начался Карнавал, а я в каком-то дурацкой зимней спячке его профукала. Забыла совсем. Ну ладно, теперь уж на следующий год. Все три или четыре раза я была на карнавале как зритель, зевака. Теперь понимаю, что надо или двигаться дальше — научиться надевать Маски, или хотя бы примерить Бауту, погрузиться в это зазеркалье, или уж перестать мёрзнуть на февральском ветру.
енеция — город очень маленький, и ему некуда расти — вода ограничивает его расползание естественным образом. Город физически не может вместить в себя столько народу, сколько наезжает туда каждый февраль. И мне с каждым годом все меньше нравится толпа в Венеции. Стало больше пьяных, появились какие-то мальчуковые группки скоттов, бриттов и англов — в постоянном поиске, где бы выпить пива. Полиции стало больше.
Даже для обычных зрителей вроде меня выдерживать напряжение карнавала тяжело. Я никогда не была готова ездить сюда два года подряд, в столпотворение и суету. Но для Масок карнавал — это что-то вроде неизлечимой склонности. Есть множество людей, приезжающих в Венецию каждый год, много лет подряд, и пропустить карнавал для них — настоящая драма. Они так любят Венецию и себя в ее роскошных декорациях, что готовы ездить и ездить сюда в феврале, не считаясь ни с тратами, ни со временем, убитым на подготовку костюмов.
Быть Маской нелегко. Маски — очень самоотверженные энтузиасты Карнавала. Маска меняет характер, "прирастает к лицу". Время карнавала — законный способ перестать быть собой, перевоплотиться. "Прививка от уныния" , — как называл это действие Петр Львович Вайль.
"В карнавальные дни торопливо вмещался противовес грядущей аскезе. Карнавал выступал не рядовым праздником, а целой жизнью, проживаемой в сжатые сроки, — параллельной жизнью, в которой все наоборот. Дело не в протесте, а в альтернативе: проба иного варианта бытия с заменой плюса на минус, верха на низ, добра на зло. Шуты становятся королями, дураки — мудрецами: посмотрим, как получится. Можно сказать, что и в обычной жизни такое — сплошь и рядом".
Зато можно изображать дам и кавалеров галантного XVII века (расцвет венецианского карнавала пришелся именно на эту эпоху королевской роскоши, и теперь организаторы балов и вечеринок просят гостей придерживаться ее стиля). Хотя, конечно, трудно носить одежду XVII века так, чтобы не выглядеть в ней комично — все эти кринолины, парики, шляпки, кружева... Открытые плечи и декольте в феврале %) Есть и другая сторона дела — в маске нельзя разговаривать, кроме того, что особенно обидно, в маске невозможно пить вино кальдо и есть карнавальные пончики фрителли.
Я сама до последнего дня боролась с искушением купить себе фетровую треуголку. Поборола, теперь жалею. Наверное, в следующий раз куплю.
Тем более, что на кампо Сан Стефано в дни карнавала стоят палатки. Известные мастерские масок и костюмов торгуют здесь "навынос" плащами, треуголками и масками, так что простейший костюм можно соорудить и на месте.
Традиционно карнавал восходит к концу 10-го века, когда он продолжался по несколько месяцев, полных веселья и развлечений. За 40 дней до Пасхи начинался пост и заканчивался Карнавал. Австрийская оккупация в 1798 году прервала историю Карнавала, по крайней мере для венецианцев. Возродился он только в 1979 году благодаря инициативе местных ремесленных ассоциаций, но продолжался уже только 11 дней. Точные даты Карнавала меняюся каждый год в зависимости от того, на какое число приходится Пасха.
В прошлом году венецианцы отпраздновали начало карнавала с Festa Veneziana. Это своего рода карнавал в карнавале, порожденный желанием дать местным жителям праздник, напоминающий старые времена, праздник только для своих, который начнется прежде, чем массы туристы заполонят город.
Феста включает в себя костюмированную регату, фейерверк, пиротехническое шоу, и угощение. Многие продуктовые лавки выносят его прямо на берег каналов. Местные рестораны готовят типичные блюда венецианской кухни (bacala с полентой, cарде ин саор, frittele, galani).
Следующие 10 дней площадь Сан-Марко будет пахнуть ванилью и гвоздикой. Это запахи карнавала. В кафе официанты в белых маршальских мундирах будут разливать горячее вино и подавать фрителле — маленькие карнавальные пончики с цукатами.
Атмосфера этого Карнавала — нечто трудноуловимое, никаких тебе историй в духе "плаща и кинжала", ряженые в дурацкие пластиковые маски туристы выглядят как ряженые в дурацкие маски туристы. В специально отведенных для этого местах происходят специально поставленные представления. Чаще всего это фотосессии или платные вечера с балами и ужином.
Кто такие «Маски»? Маски (Вольные Маски, как они себя называют) — это фанатичные энтузиасты карнавала. Весь год, от февраля до февраля, они придумывают и шьют костюмы. Их причудливый наряд может быть собран из деталей, купленных на новогодней распродаже елочных украшений. Но чаще всего — это парча и кружево, — Венеция не признает фальшивый блеск и пластик.
Костюм Маски должен быть сконструирован так, чтобы не было видно ни единого фрагмента тела: на голове капюшон, плотно прилегающий к маске, на руках перчатки. По негласному уставу разговаривать Маска не имеет права, всё, что она хочет выразить, нужно "сказать" жестом и костюмом. Для общения друг с другом и фотографами Маски используют визитные карточки.
Иногда Маски называют себя «пандами» — чтобы добиться особой глубины взгляда из-под карнавальной маски, они гримируют глаза черным. В общем, и лицо не свое, и вместо глаз — загадочные провалы.
Фактически в этом и смысл маскарада — маска "прирастает" к лицу, заменяет его, становится вторым "Я". Вольные Маски признаются, что маска даже меняет характер своего обладателя на время карнавала. Неизвестно даже, кто под маской и в карнавальном костюме — мужчина или женщина. Это часть игры в перевоплощение.
Карнавал для Маски — настоящее испытание. Они встают рано утром, чтобы на рассвете собраться на молу у Сан Марко. Подъем в 5-6 часов, в зависимости от того, насколько сложен костюм, и как долго его предстоит надевать. Некоторые костюмы состоят из 10 и более деталей. Выход из дома по узкой старой лестнице – это тоже не простое дело, особенно в маскарадном наряде, в широкой юбке с кринолином, а если к костюму прилагается высокая шляпа, то приходится ее надевать уже на улице.
Ранним утром до площади можно дойти за четверть часа, максимум за полчаса. Но уже после полудня дорога занимает час-полтора: маску на каждом шагу тормозят туристы, просят сфотографироваться, и народу на улицах прибавляется — не протолкаться.
В Венеции большинство Масок — это французы и немцы. Очень немного итальянцев, совсем исчезающе малое число венецианцев. Немцы и французы потом выгуливают свои венецианские костюмы дома, на местных карнавалах, там эта традиция поддерживается давно.
У Масок есть конкуренты — Венецианская Ассоциация костюмов. У них есть свои раздевалки прямо под подиумом на Сан Марко, где проходит дефиле маскарадных костюмов, и наряды шьют профессионалы.
Есть еще одна категория участников карнавала, Маски их называют «Историческими костюмами». Это люди, которые берут костюмы напрокат в многочисленных мастерских и магазинчиках. Среди них есть и богатые туристы, которые приезжают сюда изображать дам и кавалеров галантного XVII века (расцвет венецианского карнавала пришелся именно на этот век, и теперь организаторы балов и вечеринок просят гостей придерживаться в костюмах стиля и образа этой эпохи), и итальянцы.
Масок «Исторические костюмы» никогда не носят, ходят в гриме, либо просто в полумаске. Глаза они никогда не гримируют. Впрочем, у некоторых лица столь выразительны, что никакой маски не надо. У «Исторического костюма» другая проблема: открытые плечи и декольте у дам. В феврале так гулять несколько прохладно.
А вот предусмотрительные Маски шьют свои карнавальные костюмы с запасом в 1-2 размера, чтобы была возможность поддеть теплое белье и несколько свитеров. Оно, говорят, здорово выручает в промозглом феврале.
Исторические Костюмы и Вольные Маски друг друга недолюбливают, вернее, вторые считают первых фриками. Чем занят Исторический Костюм? Тем же самым, — красуется, только за большие деньги. Он платит венецианским мастерским за сам костюм (желательно — с точным соответствием эпохе), и прогуливается в этом наряде по городу, посещая платные балы и другие развлечения. Вольные Маски свой наряд сооружают сами, на платные маскарады не ходят — высокомерно презирают. Они считают, что "карнавал должен быть в тебе" )))
Все это, на мой вкус, просто забавные игры. Классический венецианский карнавальный костюм — баута — нужен был, чтобы оставаться неузнанным. Белая маска, черные плащ с черным кружевным жабо и треуголка, всё.
Баута — самая известная. венецианская маска, которую носили не только во время карнавала, но и в обычные дни. В ней ходили на свидания и в ней же расправлялись с обидчиками. В ней наносили визиты и посещали игорные заведения.
Однако сегодня на карнавале бауту можно встретить очень редко. Во-первых, она кажется Маскам слишком «простой» и незатейливой. Во-вторых, баута по происхождению — маска смерти, и многие просто опасаются примерять на себя этот довольно мрачный и инфернальный образ. Под маской вообще не различить ни пола, ни возраста, ни статуса. Зато те, кто ее носил, говорят, что маска необъяснимым образом меняет характер. Надевая ее, отказываешься от собственного лица, и баута становится твоим вторым я.
Вот несколько масок Карнавала 2011 (нашла неразобранную папку с фотографиями, ну так не пропадать же):
Красная
Оранжевая
Жёлтая
Зеленая
Голубая
Синяя
Фиолетовая
Остальные в ленте