Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
А.С.Пушкин
Ехали в Казбеги, а приехали в Степанцминду.
Могла бы и сама догадаться: цминда – святой и Степан. А гора называлась Мкинварцвери, — Ледяной пик. Для потухшего вулкана, с вершиной, всегда покрытой снегом, самое подходящее название. Вот он, красавец Казбек во всей красе. Над ним ни облачка.
Говорят, — это редкое явление. Повезло ли нам? Вопрос сложный. С одной стороны, — мы его видим, что хорошо. С другой, — из-за хорошей погоды снег находится на большой высоте. А вот там, чуть правее, на горе, крошечный, даже меньше, чем игрушечный монастырь: «…белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками» (А.С. Пушкин, 1829). Туч у нас не было, но храм, действительно, парил в воздухе. Так что начнем с малого: поднимемся к церкви. Вот той маленькой в небе, на вершине. Тем более, что Гергетская дорога, — самая удобная для подъема.Тут есть несколько возможностей: самая быстрая и экстремальная, — подняться на джипах. Тут же можно нанять лошадь. Но местные жители поднимаются только пешком. Более того, во времена СССР построили здесь канатную дорогу, которую местные жители не приняли и разрушили. К богу надо подниматься, преодолевая трудности. Молодые и пожилые с сумками или рюкзаками поднимаются в гору.
Кто-то по дороге, а кто-то через рощу, сначала березовую, потом к березам добавляются тополь, клен, рябина. Деревьев становится меньше, а кустарников больше.Мы добрались до Гергетской террасы.
Казбек отсюда, как на ладони. Сверкает себе белой шапкой на фоне нежно-голубого неба, слегка прикрывшись облаком для порядка. Чтобы никто не мог сказать, что видел Казбек без облаков и тумана. Обычно отсюда до ледника, — рукой подать. Но сегодня снег высоко, идти далеко. Впрочем, мы и так выше, чем Хермон, самая высокая гора наших палестин. Надо оглядеться вокруг.Степанцминда,Сны о Грузии. Степанцминда маленькая и круглая, как тарелка, лежит ровненько, как на ладошке, в окружении горных стен. Тоненькая ниточка дороги связывает ее с селом Гергети.
На вершинах кудрявятся легкие белые облачка. А небо? Вот этот цвет как раз и есть небесно-голубой. В общем, можно сказать, что мы в небесах, прямо у очередной Троицкой церкви, Цминда Самеба.Цминда Самеба, несомненно, достойна отдельного поста.Сны о Грузии. Еще одна Цминда Самеба