Для меня остается загадкой, почему приехавших в город израильтян первым делом ведут в синагогу. Вроде у нас своих хватает. Тем не менее, нас отвезли именно туда.
Для своих 125-ти лет выглядит очень неплохо. Росписи новые, а книги старые, зачитанные. Причем, чем старше вещи, тем они в лучшем состоянии. И, конечно, самые сохранные, — свитки Торы. Около 130 лет назад 18 семей скинулись на строительство и покупку свитков Торы, и с тех пор жизнь тут била ключем. В 53-м году синагоги закрыли, но эту кутаисские евреи отстояли.
А еще местная община гордится тем, что 13 из 18-ти подписавших знаменитое письмо в ООН в 1969-м (после которого разрешили, наконец-то репатриацию), молились тут.
И, хотя видны кое где "морщины" и от восьмитысячной общины осталось всего пара сотен, синагога действует. Люди собираются, вместе отмечают праздники и принимают гостей.
Заодно выяснилось, что находится этот "дом божий" недалеко от улицы Гелати, то есть он просто был по дороге от Гелатского монастыря к центру. Так что остался всего один рывок. И вот, мы уже на берегу Риони. Бредем вдоль реки, фотографируя все, что попадается на глаза. Покупаем на рынке хачапури и виноград тут же, прямо на улице. По облицованному потрескавшейся керамической плиткой тротуару доходим до парка.
А в парке зелено и красиво. Деревья и фонтаны создают благословенные прохладу и тень. И уже никуда идти не хочется. Поэтому мы моем виноград в фонтанчике с питьевой водой. А потом садимся на скамейку есть виноград и хачапури. И только желание выпить кофе выгоняет нас обратно на улицу. И увидели мы залитую солнцем площадь с фонтаном "Золотое руно". И были там золотые кони и золотые барашки, и не менее золотые козлы (или козы?) И все в сверкающих струях воды. От этого палящего жара мы сбежали в боковые улочки, и выпили, наконец, кофе.
Прошлись вдоль Рионы. И в автобус.
Сказать по правде, в Кутаиси замечательные парки, но отремонтирован пока только центр. На обратном пути мы снова остановились в Кутаиси, на сей раз на правом берегу, на окраине у большого рынка. Просторные улицы и пятиэтажки советской постройки давно не ремонтировались. Рынок изобильный, но тоже обветшал.
Конечно, перевод парламента в Кутаиси мог бы улучшить положение, но я сомневаюсь, что парламентарии захотят оставить обжитый, нарядный Тбилиси и переехать сюда.