У нас в стране пока не очень умеют организовывать массовые праздники. Всё всегда сводится к тому, что огромные толпы людей курсируют от одного подпольного алкогольного ларька к другому через кордоны милиции мимо закрытых станций метро. Обладатели дач обычно в такие дни отправляются на дачи, а мы бездачные, просто сбегаем из столицы туда, где ещё не бывали.
Рано утром сели на Киевском вокзале на электричку и через час с небольшим были в Балабаново.
Город кроме наличия в нём спичечной фабрики теперь запомнится мне как единственный на моей памяти, на уличных указателях которого размещается реклама. Ещё 20 рублей и 20 минут и мы в Боровске. На главной площади неизменно возвышается Ленин, вечно указывающий в противоположную сторону от близстоящих храмов.
Рядом с главной площадью города располагается рынок, на котором можно прикупить свежих овощей и домашних консервов. Здесь же можно начать знакомиться с настенным творчеством художника Владимира Овчинникова, ради чего мы собственно и приехали.
В Боровске и без него было что посмотреть. В XVII веке в местном Пафнутьевом монастыре томился на цепи противник богослужебной реформы Патриарха Никона протопоп Аввакум. Здесь же погибли от голода небезызвестная боярыня Морозова (та самая с картины Сурикова) и ее сестра Евдокия Урусова. На фото Благовещенский собор в центре города.
Рядом путеводитель по истории борьбы с религией.
Не так давно в городе установили памятник основоположнику современной космонавтики Константину Эдуардовичу Циолковскому, который несколько лет жил и преподавал в Боровске. Мечтательный учёный в валенках смотрит в небо на фоне уменьшенной копии монумента «Покорителям космоса», что на ВДНХ у Мемориального музея космонавтики. Неподалёку располагается музей-квартира Циолковского.
Город холмистый и от этого ещё более живописный. Взобравшись повыше можно разглядеть окрестности: речку Протву, Покровский старообрядческий собор и другие нехитрые достопримечательности.
Машин мало, пешеходов и велосипедистов много. Как будто к бабушке приехал (к любой метафизической бабушке в её метафизическую деревню). Здания в городе по большей части деревянные, одноэтажные, с красивыми резными окнами. Индивидуализация фасадов раньше всё-таки была очень важным пунктиком. Настолько, что даже вставляя пластиковые окна люди не рискуют посягнуть на такую красоту.
Боровск — наглядная иллюстрация того, как один человек (ну два) может кардинально изменить облик города. Был себе город с церквями и краеведческим музеем и так бы проезжали его мимо туристы, кабы не переехал сюда на пенсию инженер Владимир Овчинников с женой Эльвирой Частиковой и не решил разрисовать унылые стены города различными фресками.
А жена инженера поддержала начинание и стала придумывать к художествам супруга незамысловатые четверостишья.
Пожарная дружина на параде 1911 года.
Был от пожарищ небосвод багряный.
Сгорел бы Боровск поздно или рано
Соломенный, смолистый, деревянный,
Когда бы не пожарная охрана.
И действительно сгорел бы. За короткую прогулку по городу мы насчитали 4 сгоревших дома. Несчастные случаи или расчистка территории под строительство — история умалчивает.
Этимология боровска. По одной версии название города пошло от слова боров. Цитата из письма Пушкина на левой части фрески:
18 февраля 1827 г. Из Москвы в Боровск
Вот тебе янтарь, душа моя Каверин, — каково поживаешь ты в свином городке; здесь тоска по-прежнему — Зубков на днях едет к своим хамам — наша съезжая в исправности — частный пристав Соболевский бранится и дерется по-прежнему, шпионы, драгуны, бляди и пьяницы толкутся у нас с утра до вечера.
Прощай до свиданья.
По другой версии название пошло от местного бора, изображенного справа.
Есть концептуальные задумки. Прямо боровский Бэнкси.
Есть стёб и полная клиника. Пусть художественная ценность многих работ вызывает сомнение, но факт остаётся фактом — теперь про Боровск вспомнили и поток туристов растёт.
На торце этого здания располагается самая большая, известная и полезная фреска.
глобус Боровска
Все фрески я вам показывать не буду, поезжайте лучше сами. Вот вам карта их расположения, можете распечатать заранее.
Голубей на площади Ленина не меньше, чем на площади Сан-Марко в Венеции. И за их кормление у нас не штрафуют. Встретили приличное количество туристов с рюкзаками, выбравших этот город перевалочным пунктом в своём путешествии откуда-то куда-то.
С главной площади Боровска каждые 20 минут отправляется маршрутка в Культурно-образовательный туристический центр «Этномир».