Нохчийн или просто Чечня. Ч.11. Зелимхан Харачоевский
Пьём прохладную воду из ручья, фотографируемся с абреком и едем дальше. Хусейн показывает остатки древнего городища за аулом Харачой.
Это неудивительно – по здешней тропе проходил один из караванных путей. Именно по этой дороге пришёл в Чечню и позже вернулся в Дагестан имам Шамиль. Ещё её называют царской дорогой. Говорят, что Александр 2ой в 1871г проехал по ней, дабы увидеть покорённый Кавказ.
Позже в Москве фактов подтверждающих посещение царём этих мест я не нашёл.А вот почвовед и географ В.В.Докучаев после окончания Кавказской войны путешествовал нашим маршрутом, сделав здесь своё знаменитое открытие – закон о высотной зональности.
В подтверждение этому по мере подъёма кусты и деревья исчезают окончательно. Горы обтянуты тонким слоем плодородной почвы, на котором растут цветы. В некоторых местах пчеловоды продают мёд. На одном из поворотов стоит бывшая солдатская казарма 1862г постройки. Иногда въезжаем в туман, из которого вдруг выруливают встречные машины, или выскакивают пастухи с табуном лошадей. Дорожные рабочие дробят вручную горную породу, собирая в кузов Камаза известняк. Где-то на дальних склонах по бархатным горам гуляют на своих коротких ногах горные коровы.
Если верить навигатору – мы заехали в Дагестан. Всё верно, Сайд-Эмин и Хусейн подтверждают, что перевал Харами идёт через Дагестан. В какой-то момент дорога раздваивается. Влево дагестанский посёлок Ботлих (за него в 1999г шли жестокие бои), нам вправо к озеру.
Чуть дальше проезжаем летник пастухов. Ребята андийцы (дагестанцы) продают свежий сыр, вначале предлагая попробовать. Сыр вкусный и свежий, стоит 200р за килограмм. Двое парней живут в крохотном домике всё лето. Старшему примерно 22 года, младшему 15. Чуть позже присмотревшись, мы увидели – у старшего парня нет правой кисти руки.
Мороз пробегает по коже, кода вычитаешь прошедшие мирные годы. Он же был тогда совсем ребёнок! Как? За что? Обстрелы в этих местах были жуткие, количество жертв никто не считал.
Где-то впереди блеснуло озеро, чернеют обозначающие селение дома. Начинаем спускаться вниз. Шуршит сланец под колёсами микроавтобуса. Над горами тихо проплывают «тучки небесные — вечные странники». Местные женщины собирают лечебные травы. Эти высокогорные луга рай для ботаников. Склон одной из гор утыкан ручьями, наверно гора, вспоминая о чём-то, непрерывно плачет.
Нохчийн или просто Чечня. Ч.13. Озеро Кезеной-Ам