На следущее утро пошли искать остановку автобуса, добрые местные жители объяснили нам и ещё каким –то туристам-французам из нашего кемпинга, в какую сторону надо ехать. Сев на 114-тый автобус, мы через 12 остановок вышли на остановке «Jubilat», прошли под мостом через Вислу и увидели самое сердце туристического Кракова.
Прошли вдоль пришвартовавшихся плавучих ресторанов, мимо оригинального памятника Отпечатку пальца
и исполнителей польских народных песен,
поднялись к главным воротам Вавельского замка вдоль кирпичной стены, на множестве «именных» кирпичей которой читали имена спонсоров, которые внесли пожертвование на восстановление замка в 1905г.
Гербовые ворота
За ними начиналась нехилая очередь за билетами на выставки, в королевские покои и оружейную палату. В толчее трудно разобраться, куда платно, куда бесплатно, и какая именно очередь куда. Мы не стали стоять, так как хотели посетить в первую очередь Кафедральный собор, это вроде бесплатно, и пошли.
Водосточная труба на крыше в виде кого-бы вы думали? Конечно же, дракона. В Кракове дракон – это тема намбер ван.
Кафедральный собор св. Станислава и Вацлава – это наиболее важный храм в истории страны. Именно с ним была связана жизнь польских королей. В Катедрале они короновались, венчались, крестили детей, а после смерти здесь упокаивались их останки. В Кафедральном Соборе похоронены польские короли от Владислава Локетека до Августа II, а также члены монарших семей.
Замок стал местом упокоения также великих лидеров, в том числе Юзеф Понятовский, Тадеуш Костюшко, Юзеф Пилсудский, Владислав Сикорский, поэты Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, многие краковские епископы.
Вход в сам Катедрал бесплатный, но чтобы увидеть королевские гробы, надо попасть в его подвалы, по билету. Фото- и видеосъёмка запрещены, однако пару снимков сделать удалось.
Главный алтарь храма – Алтарь Отчизны второй половины 14 века. Перед ним совершались коронации королей. Здесь похоронен кардинал Фредерик Ягеллонский, сын короля Казимира и Королева Ядвига.
С апреля 2010 года в Кафедральном Соборе покоятся президент Польши Лех Качиньский с супругой.
При всём уважении к памяти президентской четы, вызывает недоумение такое их соседство с высокими историческими личностями.
Внутреннее убранство Кафедрального Собора роскошно; чтобы подробно его изучить мало целого дня,и нужен, конечно, гид с хорошим русским языком и ещё, желательно, чтобы туристов было поменьше. При нас в Вавельском замке был просто муравейник. Мы поднялись также на колокольню Кафедрального Собора (Dzwon Zygmunta), чтобы посмотреть на царь-колокол Сигизмунд, самый большой в Польше,
так вот когда мы поднимались по узкой деревянной лестнице, невозможно было даже остановиться, человеческий поток несёт тебя.
Успела щёлкнуть крыши Кракова через решётку окна.
Вход на колокольню тоже платный. Там есть также и другие колокола, поменьше, а Сигизмунд звонит только несколько раз в году, по самым важным праздникам: на Новый год, на Рождество, на Пасху, в День Конституции 3 мая, в День всех святых и на Праздник Тела Господня.
Выходя из Кафедрального Собора, видела висящие над входом кости мамонта
Во дворе перед музеем Кафедрального Собора – памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II
Музей носит его имя, поэтому бОльшая часть экспозиции Кафедрального музея посвещена тоже Папе Римскому. Там представлены различные одеяния, в которых Папа проводил службы, будучи ещё кардиналом, причём подлинники, и различные вещи, хранящие в себе память о Иоанне Павле II. Например, «трон», на котором он восседал, скипетр и т.п., даже туфли. В следующем зале находится коллекция старинных регалий Польши и предметы религиозного культа, картины и скульптуры королевского двора и епископства. Все эти важные исторические предметы – точные копии, очень красивые. Короны, оружие, украшения, платья монарствующих особ и полководцев, старинные чаши. Все экспонаты — за стеклом, фотографировать нельзя. Билет в музей, по-моему единый: на колокол, к гробам и в музей, к сожалению, не помню, сколько стоит.
Получив информационную передозировку, мы решили прерваться и найти какой-нибудь ресторанчик. Искали недолго. Спустились с Вавельского холма и пройдя по этой улицев сторону Вислы метров двести, зашли в ресторанчик с красными зонтиками. Сели на улице. Всё в нём нас устроило, единственное, что нерасторопная официантка не предупредила, что гарнир к блюду надо заказать отдельно, как и все соусы, и хлеб. Так что у меня получилось раздельное питание: мясо с грибами и всё! А ребёнку принесли вот такую пиццу Маргариту, на одного!
Мы потом доедали её 2 дня. Предупреждать надо.
Затем продолжили знакомство с Вавельским замком, вот он в миниатюре:
Подобные миниатюры имеются в старом городе Кракова около всех архитектурных достопримечательностей, что очень наглядно и информативно. И, кстати, краткое описание есть даже на языке Брайля!
Во внутреннем дворике Королевского замка сохранились фундаменты прежних строений
Площадка перед входом в пещеру дракона
Вид на набережную с неё же
Здесь находятся автоматы, продающие билеты в эту самую пещеру. Так вот, не надо стоять в длинной очереди к ним, потому что принимают они лишь какие-то определённые монетки и сдачи не дают. Билеты в пещеру можно спокойно и без очереди купить в инфопункте во внутреннем дворике Королевского замка.
Пещера эта ненастоящая, а рукотворная, сделана как иллюстрация к легенде о хитроумном князе Краке, в честь которого город получил своё название. В старину у подножья вавельского холма находилась пещера, в ней жил злой дракон Смок, питавшийся молодыми и красивыми девушками. Когда очередь дошла до княжеской дочери,(видимо остальные красавицы были уже съедены) князь повелел, что победивший дракона молодец в награду женится на княжне. Это удалось сделать сыну простого сапожника. Теперь такую пещеру построили в известняковой скале, где раньше были подземелья замка. Сначала довольно долго приходится спускаться вниз по крутым ступенькам узкой винтовой лестницы. И попадаем в сырое подземелье с тусклой подсветкой
Здесь несколько залов, их максимальная высота — примерно 10 метров. Общая длина подземелий — 270 метров. Перед выходом из пещеры замечаем некоторое смятение у впереди идущих туристов, хихиканье. Это за колоннами пещеры слегка показывается и тут же прячется, не давая себя отчётливо рассмотреть, но и не пугая, какой-то бородатый старичок в старинных одеждах... Он символизирует Дух пещеры. А сам побеждённый дракон находится уже на улице, в каменном воплощении. Весь облепленный детьми, пребывающими в восторге от того, как каждую минуту из его пасти вырывается огонь.
Покупаем сувениры и, не спеша, обогнув Вавельский замок, двигаемся по улице Гродской в сторону рыночной площади. Повсюду встречаем кареты с туристами. Каждый кучер старается украсить своих лошадей понарядней.
Встречаем уличного музыканта. Его огромный рог (про себя я решила, что индийский) издаёт странное дудение.
Бросили ему монетку.
Костёл Св. Петра и Павла и его 12 апостолов
Рассматриваем бронзовый макет костёла.
Помыли руки :))
Симпатичная кафешка во дворике
Арлекин в витрине. Просто понравился.
Живая статуя
Наконец, приходим на Рыночную площадь (Rynek Glowny).
Мариацкий костёл
Это, вроде бы, костёл Св. Барбары, но мне хочется называть его Пряничным домиком, он как будто в сахаре
Около него клоунесса на ходулях продаёт детям шарики
На афишной тумбе восседает овечка
Перед входом в Сукенницы рыцарь фотографируется с детьми, бесплатно
Внутри Сукенниц – столпотворение. Туристы толпятся перед протянувшимися длиииинными рядами лавками с сувенирами. Успела щёлкнуть плиту на полу, указывающую, в какой именно точке в 1257г. было определенно место для первых торговых рядов, тогда ещё без крыши
Макет Суконных рядов
Перед входом (или выходом?) из Сукенниц сидели на каменных скамейках, которые очень заботливо снабжены электроподогревом, и наблюдали, как серебристый мим устраивает перепалку с якобы обидчиком –прохожим.
А это, мы сначала думали, просто интересный фонтан,
оказалось, потолок одного из залов подземного музея „Podziemia rynku“.
Музей расположен прямо под рыночной площадью и представляет собой обнаруженные в результате раскопок остатки поселений 12 века, а также фрагменты более поздней застройки Рыночной площади времен Болеслава Стыдливого и Казимира Великого. Здесь сохранились средневековые мостовые и реликты городской инфраструктуры, собрано множество археологических раскопок, в основном различная утварь и средневековые орудия труда и, даже останки самих горожан. Так же представлены воссозданые сейчас по подобию старинных предметы обихода жителей Кракова тех времён, в основном, конечно, торговцев. И всё это представлено очень по-современному, с помощью 600 цифровых реконструкций в 3D, а также трёх десятков мультимедийных установок. Например, при входе попадаешь сразу в самую гущу рыночной жизни, которая происходит прямо вокруг тебя. Это на струящийся с потолка густой дым проецируется фильм, и каждый новый посетитель музея вынужден через этот дым и, следовательно, сквозь фильм пройти. Этот музей правильнее было бы назвать научно-развлекательным интерактивным центром. На меня он произвёл сильное впечатление, очень-очень рекомендую его туристам с детьми. Экскурсоводов в нём нет, и посетители должны всю информацию добывать сами практическим путём. То есть трогать руками не запрещается.Все мониторы имеют голосовые или текстовые пояснения на нескольких языках, в т.ч. и на русском. Мне понравилась фотовыставка об истории этих раскопок, они длились несколько лет. И посреди рыночной площади зиял огромный котлован, не прекращали работу эксковаторы, даже зимой, а за огрождением светилась огнями рождественская ёлка... В общем, была проделана колоссальная работа. Музей открыт с 2010г. и площадь имеет внушительную – более 4тыс.кв.метров. Семейный билет стоит 34 злотых, фото- и видеосъёмка запрещены.
В Кракове вообще старина и современность ходят рука об руку. Прямо за Суконными рядами установлена сцена, где вечером должен быть рок-концерт. С историческими зданиями соседствуют современные необычные памятники.
Вечером по пути на автобусную остановку и назад в наш кемпинг
Таким насыщенным получился день, целиком посвещённый Кракову.