Вокруг старинных памятников зодчества всегда витает множество легенд. И так, согласно легенде Мирский замок, построенный таинственными богатырями, существует с незапамятных времен.
О происхождении названия нынешнего городского поселка Мир точных сведений нет. Возможно, его имя образовано от термина социального значения: «мир» — коллектив членов общины. Иногда сам термин равнозначен слову «община».
Возможно, название произошло от татарского «эмира», возглавлявшего общину живших здесь некогда татар, разгромить которых сюда пришли крестоносцы в 1395 году.
Некоторые считают, что тут состоялось перемирие после одного из сражений. Не исключены, конечно же, и другие версии…
Возможно, сейчас никто и не вспомнил об этом поселке, если бы ровно 490 лет тому назад не заложил здесь оборонительный замок староста недалекого града Бреста, маршалок Великого княжества Литовского Юрий Ильинич.
С кончиной Юрия Ильинича его сыновья, так и не поделив наследства, вскоре один за другим умерли. Тогда единственным наследником был провозглашен внук основателя Мирского замка Юрий Ильинич-младший, чья мать была из рода Радзивиллов. Он остался холост, поэтому в 1568 году завещал все состояние, в том числе и замок, своему кузену Николаю Христофору «Сиротке». Так, Мир стал владением Несвижских князей Радзивиллов.
Радзивилловская эпоха замка длилась без малого два с половиной столетия. В XIX веке им владели графы и князьям Гогенлоэ, Берленбурги, Витгенштейны. В 1891 году он перешел к русским князьям Святополк-Мирским, а с 1939-го стал общенародным достоянием.
Давайте и мы через эту открытую дверь попробуем перенестись в мир тайн и легенд Мирского замка…
В конце XIX века на месте Мирского озера был яблоневый сад. Князь Николай Святополк-Мирский распорядился его вырубить и на этом месте выкопать озеро. Время было весеннее, все яблони стояли в цвету. Жители Мира отказались рубить деревья. По народному поверью, рубить цветущее дерево – большой грех, люди, которые губят молодую жизнь, будут прокляты, а их род будут преследовать несчастья.
Но князь не хотел отказываться от своей задумки и терять время. Несколько деревьев он вырубил первым, а остальные – уничтожили нанятые им люди. Начали копать озеро. Говорили, что при его устройстве погибло много людей. Что ни день – то несчастный случай. Был среди погибших парень, по преданию, сын местной ведьмы. Его мать прокляла это место, сказав: «Пусть в этом озере утонет столько людей, сколько было вырублено цветущих деревьев».
Первой утопленницей стала княгиня Сонечка в возрасте 12 лет, а сам атаман умер на берегу озера в 1898 году.
…Однажды поздним летним вечером мимо замка возвращался с работы сторож. Захотелось ему окунуться в притихшем после жаркого дня озере. Разулся, попробовал воду — прохладная. Вдруг ему показалось, что в воде кто-то есть. Пригляделся: обнаженная девушка с длинными волосами. Ее чудесное тело мерцало в лунном свете, плавно скользя по серебристой водной ряби.
Мужчину заворожил волшебный танец. Он скинул одежду и бросился в озеро к прекрасной купальщице. Однако, как ни старался, не мог приблизиться к ней, словно невидимая преграда разделяла их. А девушка вроде и не замечала упорного пловца.
Раздосадованный, он уж было повернул к берегу. Но вдруг незнакомка оказалась совсем недалеко. Несколько взмахов, и она рядом…
Девушка обернулась. Пряди зеленоватых волос, похожие на водоросли, закрывали лицо, видны были лишь мертвенно синие губы. Внезапно сильно запахло тиной. Мужчине стало жутко. В ту же секунду девушка скрылась под водой. Что-то леденяще-холодное схватило его за ноги и потянуло на дно.
Он стал звать на помощь, пытаясь освободиться, но силы покидали его. На счастье, мимо озера проходила компания молодежи. Двое из парней подплыли к утопающему как раз во время — он уже с головой погрузился в воду.
Полумертвого купальщика на берегу привели в чувство. Когда услышали его рассказ, никто даже не засмеялся — все были подавлены и испуганы. Фонариком осветили его ноги — на обеих щиколотках виднелся синий опоясывающий след.
Люди стали поговаривать, что призраки яблоневого сада принимают облик прекрасных девушек — берегинь. Такое вот когда-то сложилось и теперь возродилось объяснение гибели в проклятом озере только мужчин — своей волшебной красотой призраки заманивают одиноких путников в воду и затягивают на дно.
…За последнее время никто в этом озере не утонул. Может, духи яблоневого сада «набрали» нужное число жертв?
Самая известная легенда о Мирском замке гласит, что в эпоху Радзивиллов между Мирским и Несвижским замками был прорыт подземный ход. Говорят, по нему свободно могла бы проехать карета, запряженная тройкой лошадей. Если эта легенда подтвердится, то Радзивиллов можно будет считать первыми строителями средневекового метро.
На южной стороне замка отчетливо выделяется небольшой камень, напоминающий голову барана. Утверждают, если этот камень упадет, то Мирский замок разрушится до основания и никто и никогда его не восстановит. Сейчас трудно объяснить назначение этого загадочного символа. Он мог быть изображением святого агнца. Среди многочисленных легенд христианского происхождения есть легенда о принятии Богом жертвы Авеля, который со смиренной молитвой отдал своего любимого ягненка. За это на жертву снизошел небесный свет.
А может быть, это магический знак. Согласно языческим верованиям наших предков, в начале строительства чародей снимал мерку с головы живого существа (в данном случае мерка была снята с головы барана), находил камень, обтесывал по мерке и вмуровывал в стену. Потом животное, лишенное своей тени, умирало и становилось привидением. Оно должно было бродить вокруг замка и охранять от всевозможных врагов.
Еще одна легенда рассказывает про гостя из потустороннего мира – привидение Радзивилла.
Однажды мимо заброшенных замковых стен поздно ночью шла женщина. На небе светила полная луна и бросала уродливые тени от полуразрушенных замковых башен на близлежащие деревянные домишки. Женщина ускорила шаг, чтобы быстрее добраться домой; было как-то не по себе от этой ночи, полнолуния и замковых теней…
Вдруг неодолимая сила страха заставила ночную путницу сначала замедлить ходьбу, а затем остановиться. Страх сковал ноги, и женщина была не в силах сделать даже шаг. Паника захлестнула сердце и душу: вскоре она увидела на старых замковых галереях черную человеческую фигуру. По силуэту – мужчина, одетый в длинный темный плащ, цилиндр, в руке – что-то похожее на тросточку.
Мрачная фигура медленно повернулась к женщине, свет луны осветил лицо замкового незнакомца, и женщина увидела его глаза… В соседних домах жители вскочили от душераздирающего женского крика, наполнившего тупым страхом сердце, а лай растревоженных собак не был похож ни на веселый, ни на угрожающий, он напоминал завывание: собаки почуяли смерть.
Утром под стенами замка люди нашли труп несчастной. Пожилые стали суеверно креститься – кто справа налево, кто слева направо, но потом шепотом переговаривались друг с другом и со страхом посматривали в сторону замка. Медицинское заключение констатировало, что у покойницы и до этого были проблемы с сердцем, потому поздняя прогулка и какая-то незначительная причина очень испугали погибшую, в итоге – разрыв сердца. Но в Мире многие не поверили в “басни” медиков.
Здесь хорошо знали, что испугало жертву: она глянула в глаза Радзивилла, ужасного призрака Мирского замка.. История и сейчас пугает нас, забывших прошлое, призраками и привидениями из руин старых замков.
Легенда о другом призраке, обитающем в замке, появилась в наши дни.
Рассказывают, будто в одной из башен замка видели девушку в длинных белых одеяниях, похожих на наряд невесты. Сошлись во мнении — это дух Софьи Святополк-Мирской.
Она скончалась в начале ХХ века и была погребена в фамильном склепе замка. Весной усыпальницу заливают талые воды, в другое время княжеская гробница подвергается нашествию «черных копателей». Именно поэтому потревоженная душа Софьи (или Сонечки, как любовно ее здесь называют) не может обрести покой.
…Великолепный обед, который был дан в честь Августа, короля польского и курфюста саксонского, удостоившего визитом Мирский замок, подошел к концу. Гостей ждал необыкновенный «десерт»: приглашение осмотреть сокровищницу древнего рода Радзивиллов.
Процессия, ведомая хозяином, спустилась в подземелье по каменной лестнице. Сполохи от факелов, которые несли слуги, создавали причудливые тени; казалось, души предков сопровождают свиту. Перешли на шепот даже неустрашимые кавалеры. Вот и дверь, окованная железом. Над ней резной фамильный герб. Это вход в «скарбницу». Словно по заклинанию князя дверь медленно отворилась. За ней факелы высветили кованую решетку. Радзивилл отпер ее ключом, висевшим у него на поясе, и дал знак, чтобы слуги внесли свечи.
Гости не сразу обрели дар речи, оказавшись лицом к лицу с… двенадцатью Апостолами! Сияющие изваяния в человеческий рост расположились полукругом в подземном зале. Их одеяния отливали серебром, лики золотом.
Чудесные образы завораживали и тревожили. На них трепетали отблески свечей и тени. К кому-то был обращен строгий вопрошающий взгляд, кому-то понимающий или сочувствующий.
На обтянутых шелком и бархатом подставках, под стеклом, лежали бриллиантовое колье, тяжелые золотые цепи, великолепная сапфировая диадема.
— Ваше Величество! — подошел к королю Радзивилл — В знак моего глубочайшего почтения и преданности прошу принять скромный дар вассала.
Раскрыв ларец, обитый изнутри алым бархатом, князь преподнес Августу золотой крест, сплошь усеянный алмазами. Возгласы восхищения пронеслись по залу.
Король искренне залюбовался игрой камней и крупного изумруда в изголовье креста, искусной резьбой венецианских ювелиров.
— Я принимаю этот дар. Но не из рук подданного, а друга, — произнес Август.
Под впечатлением от увиденного высокопоставленные посетители, степенно покидающие скарбницу, лишь тихо переговаривались. А позади сгущался мрак, древние каменные стены словно смыкались за спиной, скрывая от любопытных глаз несметные богатства Радзивиллов.
Радзивиллы действительно обладали сказочным богатством. Их дворец был обставлен по-королевски: великолепная мебель, паркетные полы из ценных пород дерева, лепные потолки, украшенные позолотой и росписью стены, персидские и карелицкие ковры, полотна знаменитых художников, коллекции редчайшего фарфора и оружия — сабли и кинжалы, отделанные драгоценными камнями, ружья, инкрустированные перламутром. Кроме того, их библиотека насчитывала около 20-ти тысяч томов, включая архив Великого Княжества Литовского. Но кладоискателей с давних пор интересуют в первую очередь драгоценности не духовные, а материальные.
«Золотые слитки, уложенные до самого потолка. Золота было на сотни пудов, множество золотых украшений да 12 апостолов из этого металла и серебра», — это строки из доклада князя, генерала-фельдмаршала и дипломата Н. В.Репнина, адресованного императрице Екатерине II.
Князь Николай Васильевич, заключивший в 1768 году Варшавский договор с Речью Посполитой (так называлось тогда польское государство), был одним из самых почетных гостей во время визита в замок Мир короля Августа. Вместе с его свитой Репнин побывал в сокровищнице.
Это самое известное документальное свидетельство того, что драгоценные статуи действительно существовали.
Во время войны 1812 года Доминик Радзивилл (последний владелец Мирского замка из этого рода) стал на сторону Наполеона. Во главе сформированного им кавалерийского полка вместе с французами он двинулся на Москву. В сражении под Смоленском он был тяжело ранен. Его перевезли в Париж, где он скончался.
Когда русские войска стремительным маршем подошли к замку, верные княжеские слуги взорвали подземный тоннель, ведущий к скарбнице.
…Многие кладоискатели уверены — клад Радзивиллов находится где-то в ответвлении легендарного тоннеля, протяженностью около 35 км, соединяющего Мирский и Несвижский замки. Якобы в нем могли свободно разъехаться две кареты.
Однако геологические условия здесь слишком сложны для такого гигантского тоннеля. Да и зачем прокладывать с огромными трудностями подземную дорогу, если можно свободно путешествовать «поверху», без риска обрушения потолка или стен.
Тем не менее считается, что система подземных туннелей Мирского замка больше его наземной площади замка в несколько раз. Совсем недавно был открыт подземный ход, который начинается под северо-западной башней и тянется почти на полтора километра.
Исследователи и реставраторы, периодически находя в ближайших окрестностях фрагменты других подземных сооружений, «подстегивают» интерес кладоискателей. Но поиски легендарных сокровищ остаются тщетными. Может быть, во время фашистской оккупации были находки? Говорят, немцы также занимались поисками золота Радзивиллов.
Этот клад не дает покоя не только призракам. Государству пришлось установить строгий контроль: ведь в результате бурной деятельности «черных», или, вернее, «золотых» копателей страдают окрестности замка и его подземелья.
А может быть попросить справиться с вандалами «неугомонного духа», князя Доминика? Возможно, что этот призрак появляется в замке вовсе не для того, чтобы запугивать смертных и охранять свое золото. А, наоборот — тому, кому хватит мужества поговорить с духом «по душам», он откроет свою многовековую тайну, дабы обрести вечный покой?