Всем известно, что в XVI веке в искусстве фортификации в Европе произошли существенные изменения. Связаны они с массовым применением, начиная с этого века, в ходе военных действий артиллерии. Многие крепости, в том числе и в России, были перестроены, согласно новым правилам ведения штурма того или иного укрепления: башни крепостей стали ниже и толще и сильно выносились вперед ( чтобы была возможность вести сквозной огонь из пушек вдоль стены). А еще появление артиллерии привело к строительству совсем нового типа крепостей. Постепенно, за 100-150 лет башни все больше уменьшались по высоте и к XVII веку превратились в бастионы. С течением времени и с усилением мощи артиллерийского оружия возникла необходимость в выносных бастионах (или фортах). Форт — это небольшое крепостное укрепление бастионного типа. Он находится в отдалении от основной крепости и держит под перекрестным огнем подступы к этой самой основной крепости. В XVIII веке в Российской империи строятся две крупные бастионные, оснащенные фортами крепости — Севастополь и Кронштадт. Последнему суждено защищать от вторжения с моря столицу империи С-Петербург. Поэтому обороноспособности Кронштадта и его фортов всегда уделялось правительством самое пристальное внимание.
Форты Кронштадта строились параллельно со строительством самого города. Строились они на ряжах (в море ставилась деревянная ограда в виде круга и засыпалась камнями). Так в Финском заливе вокруг острова Котлин возникли искусственные островки с бастионными укреплениями на них. Сейчас их можно увидеть, проезжая по дамбе из Горской в Ораниенбаум. Самый первый форт Кронштадта — Кроншлот. Есть в Кронштадте береговые и островные форты. Береговые форты находятся на самом острове Котлин и самые удаленные от города форты — на южном и северном берегах Финского залива. Весь залив, таким образом, простреливался орудиями фортов, и вражеским кораблям подойти к Кронштадту не представлялось возможным. Далеко не последнюю роль сыграли форты и осенью 1941 года. Особенно отличился ураганным огнем по позициям финских войск, вышедших к сентябрю 1941 г к своей старой границе по реке Сестре, форт Тотлебен. Именно туда мы и совершили в свое время небольшую пешеходную экскурсию по льду Финского залива.
Ближе всего Тотлебен расположен к мысу Дубки в Сестрорецке. Оттуда до форта около 4 км. Форты Обручев и Тотлебен по своему строению одинаковы и строились в одно и то же время — в начале ХХ века для усиления обороны Кронштадта в предверии I Мировой войны. До 1957 года форты занимали военные. Когда армия форты покинула, началось их варварское разрушение и разграбление мародерами из жителей Кронштадта и Сестрорецка. Сейчас все форты Кронштадта, представляют довольно жалкое зрелище.
На Тотлебене в течение 20 лет жил один энтузиаст — художник-реставратор из Петербурга А.Ткаченко. Он объявил себя комендантом форта, в меру своих сил очистил форт от мусора и даже устроил нечто, вроде музея. Но в 2008 году группа хулиганствующих подростков музей разгромила. Сейчас на Тотлебене все так же запущенно и перебито, как на других фортах.
Здесь располагался музей, созданный А.Ткаченко на "Тотлебене". На заднем плане мачта ветрогенератора .
На форты Обручев и Тотлебен мы ходили неоднократно, но всегда зимой. Эти форты более современные, чем их собратья с юга и с севера от острова Котлин, и имели все необходимое для нормальной бытовой жизни и комфортной службы гарнизона. И на Обручеве, и на Тотлебене имелись благоустроенные каменные казармы с отоплением, вентиляцией, электричеством и всеми другими благами цивилизации. Каждый форт имел гавань с молом; несколько орудийных двориков; был защищен гранитными волноломами от сильных осенних штормов.
Вооружение и гарнизон Тотлебена и Обручева было примерно одинаковым. Форт Обручев чуть крупнее Тотлебена. Он имел гарнизон в 1000 человек. В начале ХХ века левый фланг форта защищали шесть 6-дюймовых пушек "Конэ"; в центре стояло 10 10-дюймовых пушек, а правый фланг защищали шесть 11-дюймовых, четыре 6-дюймовые пушки и четыре орудия калибра 120 мм. Оба форта способны были вести практически полукруговой огонь в 180 градусов. Орудия располагались в бетонных двориках, имеющих круговые проходы для подноса снарядов из внутренних помещений форта и проходы для сообщения друг с другом.
Несмотря на разрушения последних десятилетий, форты представляют архитектурную ценность и, вроде бы, взяты под охрану ЮНЕСКО.
На форты мы с семьей ходили в рамках съемки любительского документального фильма. Для посещения всех помещений желательно иметь фонарь ( не во всех помещениях фортов есть окна и дневной свет). Подъем по ржавым и совершенно гнилым железным лестницам (точнее, по огрызкам лестниц, оставшимся после нашествия мародеров) чреват серьезными травмами, — подниматься можно только по одному. Если выйти на самый верх, — туда, где стояли орудия, зимой можно провалиться в шахту вентиляции, не заметив ее под слоем снега. И, конечно, пускаться в такое путешествие надо лишь тогда, когда на заливе установится надежное ледовое покрытие. Я, вообще-то, побаиваюсь прогулок по льду, но любопытство часто бывает сильнее страха. На фортах Обручев и Тотлебен, да и на остальных фортах Кронштадта (а мы были на всех, где нет охраны) есть что посмотреть. Это очень интересные сооружения, подробно рассказывающие забредшему на них путнику историю фортификации и развития инженерной мысли с начала XVIII века и почти до наших дней.