Все мы знаем из истории, что Карельский перешеек на протяжении веков являлся предметом многочисленных военных конфликтов между Швецией и Новгородом, впоследствии — царством Московским, впоследствии — Россией. За обладание этой стратегически очень важной территорией шли многочисленные войны. И в последнюю войну эти места опять оказались в зоне самых активных боевых действий. Граница между шведскими и русскими владениями по реке Сестре существовала с 1323 года, но неоднократно меняла свое расположение. В 1809 году в результате удачной для России войны со Швецией Финляндия в качестве автономии перешла в "вечное владение" Российской империи. Тогда же император Александр I весьма недальновидно присоединил Выборгскую губернию к Великому Княжеству Финляндскому. Конечно, Александр Благословенный не мог знать, что спустя сто с лишним лет в его империи случится революция, падет монархия, а новая власть (большевиков), спасая себя, будет вынуждена предоставить Финляндии независимость. Таким образом, из-за непродуманных действий русского царя государственная граница между буржуазной Финляндией и Советской Россией оказалась лишь в 39 км от Ленинграда, что и послужило причиной двух войн с соседним государством: "Зимней" (с белофиннами) и войны-"продолжения", как ее называют в стране Суоми.
После Гражданской войны и прихода в себя экономики Страны Советов у Сталина возникла идея вернуть все потерянное в хаосе революционных бурь. В 20-30-е годы ХХ века получилось так, что крупные промышленные и военные центры СССР располагались в опасной близости от Государственной границы (Минск — в 50 км, Одесса — в 30 км, а Ленинград — в 40 км). Была весьма вероятна угроза захвата противником крупных городов СССР в первые дни возможной войны. В связи с этим, в конце 20-х годов в СССР возникла идея строительства укрепрайонов вокруг крупных городов. Так севернее Ленинграда было решено построить Карельский укрепрайон (КаУР). Он должен был состоять из 11 БРО (Батальонных районов обороны) Сестрорецкий БРО начинал собой цепь укреплений, пересекающих Карельский перешеек от Финского залива до Ладожского озера. Каждый БРО состоял из узлов обороны, представленных долговременными огневыми точками (ДОТами) и ходами сообщения между ними. Главным оборонительным узлом Сестрорецкого БРО являлся артиллерийский полукапонир (АПК-1), позывной "Слон".
ДОТ площадью около 200 квадратных метров построен в 1938 году на берегу болота озера Сестрорецкий Разлив в 1200 м от государственной границы СССР и Финляндии до 1940 года. Главной задачей ДОТа "Слон" было перекрыть артиллерийским огнем достаточно большой сектор обстрела, включающий шоссе и железную дорогу на Белоостров. АПК-1 имел на вооружении два орудия Л-17 калибра 76 мм и один станковый пулемет. В 50-е годы в рамках доусиления КаУРа в ДОТе установлены две 85-мм казематные пушки ЗиФ-26 с дальностью стрельбы 8730 м и скорострельностью 12 выстрелов в минуту. Предусмотрена система водяного охлаждения ствола после 100 выстрелов. Стрелянные гильзы сбрасывались в специальную камеру на нижнем этаже ДОТа.
В полукапонире имеется и пулеметный каземат с установленным на станке пулеметом системы "Максим", также имеющим водяное охлаждение ствола. Для отведения пороховых газов в ДОТе имеется специальная газоотводная система. Подступы к ДОТу простреливаются из амбразур, находящихся в силовом помещении и в санузле.
Толщина напольной стены сооружения составляет 1500 мм и выдерживает однократное попадание 350-миллиметрового снаряда. Для наблюдения командиром за ходом боя ДОТ располагает помещением с оптическим 10-кратным перископом и там же находится пост радиста.
Связь с боевыми казематами осуществлялась при помощи переговорных труб и телефона. Для вентиляции с защитой от отравляющих газов в случае химической атаки применялась фильтрационная воздухоочистительная система, имеющая возможность включения режима полной изоляции с регенерацией воздуха. В зимнее время обогрев помещений ДОТа осуществлялся с помощью калорифера.
В случае сильного повреждения основного выхода из ДОТа предусмотрен аварийный выход через шахту, вход в которую расположен в помещении ФВУ, а наружний выход шахты закрыт броневым колпаком с тремя амбразурами. Из этого колпака вел наблюдение за ходом боя командующий Ленинградским фронтом Л.А,Говоров, прибывший на АПК-1 в один из дней 1942 года. К сожалению, оригинальный бронеколпак был срезан мародерами и сдан в металлолом, и ствол одной из пушек имеет следы попыток его спиливания.
В силовом помещении расположен дизель-генератор мощностью 7,2 КВт. Он вырабатывал электроэнергию и имел запас топлива на трое суток. Рядом находится водяной колодец, оборудованный насосами и резервными баками для хранения воды. Разумеется, ДОТ располагает и бытовыми помещениями, где находятся нары, шкафы для одежды и стеллаж для личного оружия гарнизона.
Надо сказать, что данное очень интересное фортификационное сооружение мы посетили не впервые. Предыдущее наше посещение состоялось весной 2007 года и выглядело совсем не как приятная прогулка по чистым и освещенным казематам музея. Пять лет назад в рамках съемок любительского документального фильма нам пришлось лезть в данный полукапонир с двумя фонарями, в грязи и сырости, с большим риском провалиться в открытые люки или разбить голову об металлические трубы вентиляции и прочие, весьма твердые предметы. В темноте мы не смогли сделать фотографий этого сооружения. На память о том, как здесь все выглядело до создания в ДОТе музея, остались лишь видеозаписи в режиме nightshot.
Осмотрев внутренние помещения ДОТа и экспозицию малых огневых точек, специально свезенных сюда для выставки оружия минувшей войны, мы отправились осматривать остальные ДОТы Сестрорецкого БРО, пребывающие, как и недавно АПК-1, в плачевном состоянии, хотя и в отношении их тоже имеются планы воссоздания или консервации. Осмотр заброшенных ДОТов, находящихся в сосновом лесу — хорошая прогулка, которую можно закончить на берегу Финского залива, у пограничного столба № 1 старой советско-финской границы.
Хочется отметить, что в последнее время в нашей стране у людей все больше просыпается интерес к своей истории, к восстановлению ее памятников; уважение к своему тяжелому и героическому прошлому. И недавно созданный усилиями энтузиастов музей "Сестрорецкий рубеж" (г.Сестрорецк, 37-й километр Приморского шоссе) — еще одно подтверждение того, что пришло время не "разбрасывать камни", а их собирать. И это очень отрадно!