"Время — это слабый настой смерти. Нам постоянно, медленно подливают его, словно безвредное снадобье".
Эрих Мария Ремарк
Часто думаю "зачем?"
Зачем я?
Зачем, для чего родился?
Какая-такая задача этой жизни? В чем смысл быстротечности бытия, почему всё так скоропалительно и так зачастую несправедливо? Почему гады и гадины преспокойно и припеваючи живут свою никчемную жизнь? Почему какой-то там человечек может возомнить себя пупом земли и распоряжаться чужими жизнями? Откуда в людях столько злобы и мерзости, алчности и зависти? Есть ли душа у убийц и что творится там, в этой душе? И, ещё — главное, что там, за последней чертой? Вот был человек — и нету.. но ничего, ровным счетом ничего не изменилось с его смертью, разве что те, кто знал и любил его, будут печалиться об его уходе до конца собственных дней..
Мы все, все-все-все умрем. И мы все это знаем, но каждый из нас всё равно в это не верит. "Как же это так", — спрашиваю я себя, — "вот я такой живой и тёплый, строящий планы, любящий и думающий, я точно никогда не умру". Но разум подло шепчет: "умрё-еешшшь, обязательно умрёшь", а душа отказывается верить.
Наверное, неплохо было бы родиться японским самураем, у них, говорят, есть традиция — всегда быть готовым к неожиданной смерти — поэтому и живут они, чувствуя каждое мгновение своего бытия, ведь следующего может и не быть. Живущим по-такому принципу и умирать как-то менее страшно.
Я иногда брожу по старым кладбищам, по давно истлевшим останкам тех, кто жил раньше.. как не странно это прозвучит, но там острее ощущается, что такое жизнь. Хожу, дышу полной грудью, слушаю пение птиц, ощущаю прикосновение ветра на своих щеках, дотрагиваюсь до надгробий и чувствую пальцами холод камня. Ведь это так здорово, быть живым. Но ведь когда-то и они, лежащие под моими ногами, вот так же бродили по этой же самой земле и тоже чувствовали всё это.
Безысходность и страх перед неизведанным, ведь я не знаю, что на самом деле значит смерть? Но ведь жизнь стала бы просто невыносимой, если бы она была вечной?
У меня много, очень много вопросов. Вопросов, на которые я никогда не получу ответ, но я знаю, что никогда не перестану задавать их себе.
На фотографиях Ольшанское кладбище, которое находится в Праге, его самая старая чешская часть.