Человек я абсолютно не азартный и на слабо не ведущийся, но, если рассуждать логически, каждый путешественник и турист немного исследователь, а ему, исследователю, никак не обойтись без доли азарта, иначе при первой же неудаче исследователь падет духом и бросит свою затею. Прочитав в книге — Книги-путеводители Александра Лебедева об Алтае.: «…на северном склоне холма Джалгизтобе есть изображение колесницы с возничим, а на вершине находится руническая надпись…», конечно же, я тут же позабыла о своей неазартности и включила в план посещение холмов Джалгизтобе (Жалгиз-тобе), Кургак и Курман, что близь Кош-Агача посреди Чуйской степи.
Утро по традиции началось не в то время, какое мы планировали, но торопиться не хотелось, уезжать всегда жалко. Еще с вечера, условившись с нашими новыми знакомыми – Сашей и Алеком, что мы выедем первые, а они нас догонят на своем джипе, так и сделали. Дорога за наши четыре дня нахождения в Джазаторе легче не стала, и двигались мы все с той же черепашьей скоростью, беспрестанно останавливаясь, чтоб заснять красивости вокруг села, которые по дороге туда мы упустили из-за сумерек.
Не удивительно, что ребята догнали нас очень быстро и улетели вперед, они были на джипе, а мы же никуда не спешили, периодически нагоняя их на нашей пузотерке и оставляя позади, но ненадолго.
Накануне вечером в ожидании хариуса, разговор у нас зашел о возможности увидеть Белуху с дороги на Джазатор. Мы собрали все имеющиеся сведения и пришли к выводу, что при определенной везучести и повышенном внимании, это возможно. Рассчитали, что предполагаемое место, откуда видна Гора, находится в 70 километрах от Кош-Агача, т.е. на середине пути от него в Джазатор, и уже заранее стали оглядываться назад. На каком точно километре мы ее-таки увидели, я так и не поняла, но есть прекрасный ориентир – домик дорожной службы, за несколько метров до него и после, до поворота, вполне реально при хорошей погоде увидеть Белуху, т.е. другую ее сторону с ледником Менсу, а не с Аккемской стеной.
А вот с этого места, если обернуться и при хорошей погоде, может быть видна Белуха. Совсем краешек, но все равно. Нам повезло на обратно пути, мы видели в далеке, где-то очень дааалеко ЕЕ — Белуху. Место это находится примерно на 70-ом километре по дороге Кош-Агач — Джазатор, после домика дорожной ремонтной службы.
Сказать по правде, пока были на месте, мы Ее не признали. И уже при разборе материала и просмотре других фотографий «оборотной» стороны Белухи, я убедилась, что мы видели именно ее.
Вид Белухи с дороги на Джазатор. Примерно середина пути между Кош-Агачем и Джазатором, сразу за домиком дорожной службы. Качество фотографии не очень-то, это сильный кроп. Очертания угадывают... :)
Дальше наши экипажи двинулись независимо друг от друга, но дорога-то единственная и мы еще немного поиграв в перегонки, оставили ребят на озере Тархатинском, чтоб встретиться и снова распрощаться уже в Кош-Агаче.
Пограничный столбик не позволяет расслабиться. Кое-где натянута колючая проволока. Пограничники бдят.
На КПП к нам вышли два пограничника с автоматами, эффектно выглядело, хочу я вам сказать :). Они расспросили нас о нашей поездке, оглядели со всех сторон машину, складывается у меня такое впечатление, что такую машину они видят впервые. Ну, не все же джипам масленица, упал и на нашей улице КамАЗ с пряниками.
Вырулив на Чуйский тракт, вздохнули с облегчением, впечатление полета от хорошо заасфальтированной дороги распирало, хотя после грейдера, любой асфальт покажется верхом блаженства. И мы блаженствовали и наслаждались, но не долго. Нашу эйфорию бесцеремонно прервал еще один пограничник, объявив, что дальше монгольская граница и без пропуска никак нельзя, потому что это другая зона и в том пропуске, который мы получили заранее, она не прописана. Немного опасаясь того, что день был воскресный, мы отправились обратно в Кош-Агач в штаб пограничников за новыми пропусками. И, о, чудо! Несмотря на воскресенье, нас встретила суровая женщина-пограничник, выдала по бланку и отправила заполнять. После проверки правильности заполнения, она же отправила нас гулять, как минимум 40 минут. И мы провели это время в бесцельном слонянии по магазинам села Кош-Агач. А через 40 минут, заветные бумажки со штампами и росписями начальства были у нас на руках… В голову закрались смутные сомнения, что эти бланки с подписями начальства, явно уже заготовлены у погранцов заранее для таких вот спонтанных туриков, как мы.
Расставаясь с ребятами, Саша сказал, что вокруг холмов сплошной солончак и при первых же признаках дождя нам нужно быстро оттуда уезжать, иначе можно застрять там надолго учитывая безлюдность местности. Но погода портиться даже не думала, солнце клонилось к закату, а между тем у нас произошло забавное происшествие, которое я без смеха вспоминать не могу.
Обследовав хорошенько первый холм, мы ничего не обнаружили, кроме одной большой повсеместной помойки и места облюбованного какими-то птицами, мы двинулись в сторону холма Жалгиз-Тобе, на котором должно быть изображение колесницы с возничим и руническая надпись. К счастью, холм имеет отличительную черту – триангуляционная вышка на вершине, и спутать его ни с чем не возможно.
У подножья холма мы разделились, и каждый пошел со своей стороны. Обойдя весь холм, я вернулась на исходную стараясь сориентироваться. В путеводителе А. Лебедева указывалось, что колесница находится на северном склоне, но по моему разумению никаких рисунков тут быть не могло, т.к. на север были обращены острые края каменных плит, на которых я уже обнаружила несколько симпатичных доисторических козликов.
Исследователь алтайского шаманизма В. А. Анохин записал легенду о всемирном потопе, согласно которой козел был непосредственно связан с космическим переворотом. Козел с железными рогами был вестником потопа. "Семь дней бегал козел вокруг Земли и неистово блеял. Семь дней было землетрясения. Семь дней горели горы. Семь дней шел дождь. Семь дней шел снег. После этого наступили морозы."
Все же более или менее подходящие для рисования поверхности смотрели на запад или северо-запад. Я обошла холм еще раз, задержалась на вершине в поисках хотя бы колесницы, но опять попадались одни козлы и более современные наскальные росписи.
Все мало-мальски подходяще поверхности, на которых было бы удобно оставить память для потомков, были обращены на запад.
На спуске я повстречала нашего водителя, сообщив ему, что видимо в моих сведениях ошибка, т.к. на лицо несовпадение направлений. Где запад определить не сложно, особенно при наличии закатного солнца, а уж от него под прямым углом найти север. Что мы и сделали еще раз, но Ярослав решил прибегнуть к помощи нанотехнологий в виде Айфона и включил компас, каково же было мое удивление, когда телефон указал север совсем в другой стороне.
— Вот, — сказал Ярослав с победоносным видом – ты просто не там искала, север-то вон в той стороне.
И махнул рукой в неопределенном юго-восточном направлении.
В его голосе слышалось столько уверенности, что никакие доводы о том, что вот солнце и оно садится ТОЛЬКО на западе, и что север от запада тут, а не там, результата не дали. Ярослав довольный пошел в своем «северном» направлении.
Я же, еще раз взглянув на солнце и стараясь не терять здравого смысла, т.к. эти нарезания вокруг холма и поиски рисунков и надписей начали становиться похожи на навязчивую идею больного воображения, обошла еще раз холм вдруг, поняв, что даже не удосужилась посмотреть, как выглядит руническая письменность вообще и в данном месте в частности. Немного над собой похихикав, нашла Зину, которая тоже бродила в поисках неизвестно чего, приговаривая что-то типа – ищу то, не знаю что… Мы вместе вполне удовлетворенные приключением спустились к машине, Ярослав уже скучал и был хмур, а мы веселились от души над нашей общей глупостью.
Дорога наша лежала в Акташ. Там мы планировали остановиться в гостинице или мотеле на въезде в село, но мест не было. А встреченные нами такие же ищущие ночлега туристы, как и мы, поведали, что и в Курае тоже нет мест. Что ж поделаешь, сезон. Уже было почти отчаявшись, я увидела в свете фар табличку о том, что сдаются комнаты. Нам повезло снова, как и на Семинском перевале, в небольшом доме из трех комнат, была занята только одна.
На следующее утро нас ждал запасной план, который я составила на случай, если останется время и оно осталось... Мы двинемся в сторону перевала Кату-Ярык… Не переключайтесь! :)
—
"В гости к Уч-Сумер". Степь, да степь...
"В гости к Уч-Сумер". Беляши – это не только пирожки…
"В гости к Уч-Сумер". Самый длинный день
"В гости к Уч-Сумер". Алтайский стоунхендж
"В гости к Уч-Сумер". По Чуйскому в неизвестность
"В гости к Уч-Сумер". Чуй-Оозы. Урочище Сай-Сугат
Долина смерти пазырыкских вождей
"В гости к Уч-Сумер". Когда ледник отступал
Послания древних
Первый двухцепной висячий мост в мире
"В гости к Уч-Сумер". По сказочному лесу.
"В гости к Уч-Сумер". В гостях у Уч-Сумер!
"В гости к Уч-Сумер". Сама Уч-Сумер!
"В гости к Уч-Сумер". Пешка или ход конем.
"В гости к Уч-Сумер". О`Байденно!
"В гости к Уч-Сумер". Ну, и где экстрим?
"В гости к Уч-Сумер". Мне сверху видно все, ты так и знай.
"В гости к Уч-Сумер". Первый блин...
"В гости к Уч-Сумер". Стартуем
Куда податься или хочу туда, не знаю как...
В гости к Уч-Сумер