Воскресным мартовским утром Шотландия встретила нас, как добрая бабушка, чистотой, уютом и запахом свежеиспеченных булочек. Спящий еще столичный город Эдинбург тишиной и спокойствием напоминал загородный дом отдыха в несезонное время… Глядя на эту умиротворенность, мы с радостью предвкушали три дня, которые нам предстоит провести в гостях у Шотландии.
Тем более что вид, открывающийся из окна отеля, был многообещающим. Это была панорама исторической части города.
Вдали на высокой скале – давным-давно потухшем вулкане — живописно ощетинился Эдинбургский замок. Возникший в эпоху раннего средневековья, замок положил начало городу. «Ключом к Шотландии» называют этот замок из-за его стратегического места расположения: три стороны крепости защищены неприступными отвесными утесами, а крутая дорога с четвертой стороны полностью простреливалась с крепостных стен.
Благодаря своим фортификационным свойствам замок не пришел в запустение, как многие другие подобные сооружения. В начале 17-го века он был капитально перестроен и усовершенствован для применения крепостной артиллерии. Кстати, и до недавнего времени замок находился в распоряжении британского министерства обороны.
Прямо от замка начинается широкая (по средневековым понятиям) улица старого города, которая получила название Королевская миля. Пожалуй, главным украшением этой улицы является неоготический собор Святого Жиля, увенчанный необычной башней-колокольней более ранней (15 века) постройки. Сама же история собора берет начало в далеком 12-м веке, когда на этом месте монахами-лазаритами была основана церковь для горожан. В настоящее время собор является главной пресвитерианской церковью города.
Королевская миля, начавшись у замка, заканчивается у Королевского дворца – Холирудхаус (или Холирудского дворца). Дворец этот — самая настоящая, то есть официальная резиденция Ее Величества королевы Великобритании в Шотландии. Название его происходит от слов Haly Ruid («Святой крест»). Ведь еще в 12-м веке на месте комплекса зданий дворца находилось Холирудское аббатство, которое было основано королем Шотландии Давидом I (разрешение на строительство собора Святого Жиля его же рук дело). С 15-го века аббатство стало использоваться королевской семьей для коронаций и свадеб.
Первый дворец на месте аббатства появился в конце 15-го века, его распорядился построить король Яков IV. Как часто случается с домом, у которого меняются хозяева, дворец подвергался переделкам и перестройкам. Так ренессансный дворец Якова IV был перестроен Крлом II ближе к концу 17-го века и обрел изысканный барочный вид. В 20-ом столетии, по указанию Георга V, дворец оснастили современными бытовыми удобствами, соответствующими престижу Королевского Дома. Сделано это было не случайно, у монаршей семьи существует традиция – хотя бы одну неделю в году проводить в Холирудхаусе, что британская королева и делает. Когда дворец свободен от посещения лицами королевской фамилии, он открыт для всех желающих.
Принсис Стрит – репрезентативная улица Эдинбурга была наиболее оживленной в утро нашего первого знакомства с городом. Высотной доминантой улицы является прекрасный неоготический монумент Вальтеру Скотту – всемирно известному писателю, шотландцу по происхождению. Говорят, что он открыл миру и, в первую очередь, Англии Шотландию. За заслуги перед родиной Вальтер Скотт был удостоен титула баронета. (Годы постройки монумента 1840-46, высота – 60 метров).
Прекрасным украшением улицы служит и отель Балморал, здание отеля построено в 1902 году. Именно из его окон открывается прекрасный вид на Эдинбургский замок. А еще отель располагает 20-ю прекрасными сьютами, 16 из которых названы в честь шотландских замков, а 4 – в честь шотландских рек.
Находясь в Шотландии, очень сложно забыть, что ты находишься в королевстве – об этом везде и всюду напоминают названия улиц и мест или символы королевской власти. К символике шотландцы вообще относятся очень трепетно. Символы своей страны они обрели в ходе многовековой истории, наполненной борьбой за недостижимую и изменчивую независимость. Поэтому неофициальные символы Шотландии самобытны и неповторимы, а официальные перекликаются с символами Британии.
Волынка – неофициальный символ Шотландии, излюбленный музыкальный инструмент шотландцев. С волынкой шотландцы шли в бой за независимость родины, отмечали праздники, прощались с друзьями. Самое удивительное в шотландской волынке – это ее долгое и протяжное звучание. В Шотландии говорят, что слышно волынку должно быть в радиусе 3-х миль.
Тартан (более привычное название «шотландка») – ткань с орнаментом из вертикальных и горизонтальных полос, из которой шьют национальную одежду и знаменитые килты. Рисунок тартана закреплён за тем или иным кланом или семейством, воинским подразделением или организацией.
Цветок чертополоха – неофициальный символ Шотландии, изображается на денежных знаках. Почитается шотландцами с незапамятных времен, как спасший поселение скоттов от ночного нападения викингов, которые зашли в заросли чертополоха босиком и тут же выдали себя громкими криками.
Белый единорог – это мифическое животное встречается на многих исторических шотландских гербах. Единорог в основном используется на них в качестве щитодержателя, так же считается символом Эдинбурга.
Закованный в цепи белый единорог держит щит с гербом и флаг Шотландии. Барельеф на Холирудском дворце.
Флаг Шотландии — представляет собой изображение белого Андреевского креста на небесно-синем полотнище (ист. — Википедия).
Апостол Андрей – покровитель Шотландии. Согласно легенде, его мощи были перенесены в VIII веке из Константинополя в шотландский город Сент-Эндрюс. Изображения апостола, а также X-образного креста, на котором он, по преданию, был распят, служат символами Шотландии (ист. — Википедия).
Герб и королевский штандарт изображают красного геральдического льва на золотом поле в окружении красной двойной каймы проросшей лилиями (ист. — Википедия).
Наверное, имея три дня на знакомство с Шотландией, каждый составил бы свой перечень объектов, обязательных для посещения. В нашем маршруте таким пунктом было знаменитое озеро Лох-Несс. Нет, мы не надеялись увидеть знаменитое Лох-Несское чудовище (хотя, та часть души, в которой до сих пор живет детство, замирала в предвкушении нежданной встречи), мы хотели посмотреть, какая она, Шотландия за пределами столичного города.
Шотландия оправдала наши ожидания. Суровый край сильных духом людей – такой мы ее увидели. Пейзажи открывались один прекрасней другого, поражали своей первозданностью и нетронутостью. Нам казалось, что не произойдет ничего удивительного, если из-за ближайшего холма покажется кавалькада всадников во главе с Уильямом Уоллесом – героем нации, знаменитым борцом за независимость Шотландии от Англии.
Озеро Лох-Несс на удивление не было похоже на озеро, а скорей напоминало реку (именно так, рекой Несс, его называли древние жители тех мест). На самом же деле, озеро имеет протяженность 37 км и является самым большим пресноводным водоемом на протяжении геологического разлома Грейт-Глен. Озеро используется как часть Каледонского канала, который соединяет Атлантический океан на западе страны и Северное море на востоке.
Как тут выжить знаменитому чудовищу? Непонятно, но сторонников теории существования Несси столько же, сколько и противников. Споры о подлинности легенды, которая восходит к 6-му веку нашей эры, не утихают до сих пор. В жизнеописании святого Колумбы, который занимался обращением в веру пиктов и скоттов в монастыре у западного побережья Шотландии, есть упоминание о победе святого над «водяным зверем» в реке Несс.
Много воды утекло с тех пор, но вот очевидцы, которые утверждали, что видели чудовище, появлялись во все времена. Дошло до того, что в 1934 году вопрос о существовании Несси был вынесен на повестку дня парламента Шотландии, предлагалось даже предпринять меры по поимке животного. Но вопрос «не прошел», идею отклонили, сославшись на то, что доказательств существования чудовища все же нет.
В разные периоды истории появлялись фотоснимки Несси, которые впоследствии обследовались на более современном оборудовании и признавались фальшивкой. А после этого появлялись новые снимки и новые рассказы очевидцев. История эта так же длинна и запутана, как история самой Шотландии, и надеемся, ей не будет конца.
А вот с одним чудовищем по пути на озеро Лох-Несс нам все-таки пришлось столкнуться. Местная порода коров – хайлендская (от слова «Highland» – область Шотландии, расположенная на Северо-Шотландском нагорье) поражает своим косматым и суровым внешним видом. Эти коровки, говорят, весьма сильные животные, неприхотливы в пище (могут есть не только нежную зеленую травку, но и грубые побеги, веточки) и прекрасно уживаются в суровом шотландском климате благодаря своей длинной теплой шерсти. Словом, домашнее животное, достойное своих хозяев.
Возвращение в Эдинбург после красочного путешествия было приятным, но простора для глаз стало сразу меньше из-за резко сменившегося пейзажа. Все-таки, душа Шотландии живет там, за пределами города – среди холмов, лугов и озер, а сердце ее бьется здесь во дворцах и соборах Эдинбурга.