Читать заметку про Ноябрь в Гурзуфе
Это место навсегда овеяно для нас ароматом ностальгии. Гурзуф… Одно слово чего стоит! Сколько в нём знойного южного колорита, таинственности, волшебства... Оно – словно рокот гальки в полосе прибоя. Или шум волны, разбивающейся среди могучих скал. Закрой глаза – и возникают в памяти лабиринты узких улочек, круто взбирающихся вверх, полуденное белое солнце, жёлтый ракушечник по-восточному грубо сложенных стен… И тёмные свечи кипарисов на раскалённом голубом небе, и горбатая громада Аю-Дага, вечно пьющего прибрежные воды. И далёкое золото Адаларов, навеки покинувших родные горы и нашедших приют в волнах бухты. Всё это так давно и прочно сделалось для нас родным – одна из самых ярких страниц воспоминаний о путешествиях нашей юности – что Гурзуф манит нас снова и снова. Вернуться на его узкие улочки, потеряться среди каменных лабиринтов, заборов, крылечек…
_____________________
P.S. Собираясь в Гурзуф, кроме обычного набора объективов с фокусными расстояниями от 15 до 135 мм, автор положил утром в рюкзак специальный, «волшебный» объектив – мягкорисующий SMC Pentax FA 28mm f/2.8 Soft, оказавшийся в тот день почему-то наиболее востребованным, что на самом деле бывает редко и чаще в солнечную погоду. А здесь он фактически не снимался с камеры, и большинство кадров случилось именно с ним.
Благодаря специальной конструкции, при съёмке на открытой диафрагме (от f/2.8 до f/5.6) «софт» формирует очень мягкое, воздушное, малоконтрастное изображение с размытыми, сглаженными контурами, оставаясь резким и хорошо разрешающим мелкие детали изображения. Причём, никаких дополнительных элементов, вносящих искажения, в объективе нет – результат достигается специально рассчитанной оптической схемой. Эффект смягчения основан на явлении сферической аберрации и зависит, как и в монокле, от значения диафрагмы. Но в отличие от монокля, софт-объектив создаёт изображение свободное от комы и равномерно резкое по всей площади кадра, что не позволяет судить об его «картинке» как о нерезкой и расфокусированной. А при съёмке на диафрагме от f/5.6 до f/22 объектив работает как обычный автофокусный широкоугольник. Тот, кто работал с моноклями, поймёт – не объектив, мечта! С момента его приобретения монокли пылятся на полке, а «софт» путешествует в фоторюкзаке, выжидая своего часа, чтобы попытаться помочь автору выразить свои сумбурные эмоции через призму фотографического изображения.
По сути, «софт»-объектив – такой же инструмент в руках фотографа, как прославленные пикториалистами монокль или пинхол, и как в руках художника кисть, мастихин, перо или пастель. В осеннем же Гурзуфе, вызвавшим у нас ностальгическую грусть, уместнее показалась именно мягкая, воздушная кисть, позволяющая уйти от излишней пастозности и растворить ненужные детали...