Капаясь долгими часами в интернете, выискивая на карте города и плутая по улицам и переулкам Харькова я очень хотел создать фотоальбом по неправославному Харькову, но увы потерпел фиаско. Слишком многие строения,которые я видел не представляют собой архитектурных шедевров, что вполне закономерно. Ибо католические храмы нужно снимать где-нибудь в старой доброй Европе, а мечети и минареты в арабских странах. Однако материал есть, а значит это кому-нибудь да будет интересно.
Первым моим пунктом назначения был Кафедральный Собор Успения Пресвятой Девы Марии по ул. Гоголя, 4, который был возведен в 1892г. по проекту Б.Г.Михаловского и освящен епископом Франциском Симоном 26 июля 1892г. Весной 1901г. в соборе был установлен музыкальный орган из немецкой Баварии. Увы, но в 1938г. советская власть закрывает храм, а вновь он открывается уже вовремя оккупации немцами Украины. Богослужения продолжались и после освобождения Харькова аж до 29 марта 1949г. После этого костел простоял закрытым до декабря 1990г. И только 7 января 1991г. прямо на ступеньках собора была отслужена первая послевоенная месса, а в декабре 1991г. собор был полностью передан приходу. Наконец в 2004г. были завершены наружные реставрационные работы, а в маре 2007г. закончена реставрация внутренней отделки здания. Собор является центром Харьковско-Запорожского диоцеза Римско-католической церкви.
Следующим пунктом назначения был Римско-католический храм Святого Викентия де Поль по ул. Костёльная, 2. Это здание бывшего детсада,переделанное под капличку, где первая святая месса была отслужена в сентябре 1995г. Святые литургии проводятся отцами-лазаристами на польском, украинском, русском, французском и английском языках по определённым дням недели и в определённые часы.
Существует в Харькове ещё приход Святого семейства, а также другие католические приходы.
В Харькове также есть христианские общины баптистов, лютеран, пятидесятников, пресвитерян, адвентистов седьмого дня, а также церкви харизматического направления.
Украинская Лютеранская церковь,которая носит название община "Всех святых" находится по адресу ул.Чернышевского, 59.
На перекрёстке ул.Олимпийская и проспекта Маршала Жукова находится Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.(мормоны)
В начале ХХст. в Харькове действовало 17 различных синагог, однако в настоящее время,постоянно действующей и хорошо известной,как в Харькове, так и за его пределами является только Харьковская хоральная синагога-вторая по величине в Европе. Она была возведена в 1912-1913г.г. по проекту архитектора Я.Г.Гевирца в стиле неоготика. Высота купола,покрытого чилийской медью, составляет 42м., а высота зала 30м. Нелёгкой была судьба синагоги-е, то закрывали, то открывали. Она была клубом,а затем кинотеатром. В 1998г. в ней был большой пожар. Обновлёное и отреставрированное здание синагоги было открыто в 2003г.
В Харькове также имеется культовое сооружение караимов-кенасса, построенная в 1891-1893г.г. по проекту архитектора Б.С.Покровского. Она расположена по ул.Кузнечная, 24.
В городе также имеются и мечети.Среди них хочется обратить особое внимание на Харьковскую соборную мечеть по ул.Ярославской, 5 возле набережной р.Лопани. Построенная в 1905г. она была полностью снесена и затем восстановлена только в 2005г. Причем восстанавливали её мусульмане добровольцы и профессиональные рабочие -христиане. (Прихожане в основном татары и турки)
Мечеть Аль-Манар -действующий культурный центр с 1994г. Рассчитана на 500 верующих,но во время пятничной молитвы, хутба читается на арабском и русском языках, верующие распологаются во всех разрешённых местах, совершая священный намаз. Прихожанами мечети в основном являются арабы, чеченцы и таджики.
В районе пос.ХТЗ расположена шиитская мечеть Ан-Нур, где прихожане персы, татары и азербайджанцы.
Мечеть Аль-Баракят в пер.Цыгаревском представляет собой одноэтажное здание за зелёными воротами, на которых нарисована мечеть. Здесь прихожанами являются татары, арабы, чеченцы, турки и азербайджанцы.
В Харькове также действуют общины четырёх направлений тибетского буддизма (Алмазного пути):Карма Кагью, Ньингма, Сакья и Гелуг.
По непроверенным данным есть также ханака суфиев Накшбанди.
Вот такой он разнообразный, разноликий и удивительный неправославный Харьков.