В середине XII века у крутой излучины реки Каменки, на высоком берегу, выше её впадения в реку Нерль, был построен детинец (кремль).
Глубокий ров, пересекающий перешеек "подковы", превращал речную долину в остров, на котором стояли бревенчатые стены с башнями, укреплённые высоким земляным валом.
В кремле, при Владимире Мономахе возвели первый каменный храм — Успенский собор,
который очень быстро разрушился из-за недолговечности плинфяного камня.
Внук Юрия Долгорукого, Георгий Всеволодович и епископ Симон, в 1222-1225 годах, на месте старого храма строят новый белокаменный храм во имя Рождества Богородицы.
Просторный, высокий, с тремя притворами и тремя куполами, с громадными хорами, под которыми находилась княжеская усыпальница. Каменные барельефы и узорчатая резьба украшали фасад.
Внутреннее помещение в 1230-1233 году расписали фресками,
а резные порталы украсили "Златые врата" — выдающееся произведение русского прикладного
искусства. Их двое, с западной и южной стороны. Высокие, двустворчатые, повторяющие арочный
портал, они разделены на клейма, как иконостас.
В каждом клейме тончайшим контуром прочерчены рисунки покрытые золотом, на библейские
сюжеты. В искусстве русского средневековья нет ни одного равнозначного произведения в технике
"огневого золочения" по чернёной меди.
Львиные маски с массивными кольцами в пасти служат дверными ручками.
Величественный собор стал самым большим сооружением древнего Суздаля.
В роковом 1238 году, монголо-татарской ордой Батыя, Суздаль, как и вся земля русская,
был разграблен и сожжен, но храм не был разрушен и вскоре — восстановлен.
Однако, в 1445 году — повезло меньше, казанские татары разрушили собор и своды обрушились.
В XVI веке, по приказу Василия III, храм перестроили и возвели над ним пять глав с куполами шлемовидной формы. Затем, уже в 1750 году заменили кровлю и соорудили большие луковичные
главы.
Приоткрытая дверь, ведущая в храм,
а внутри — сияющее, как самоцветы, "стенное писание".
Столбы возносят высокий средний купол, а ближе к алтарю чуть светлеют окна малых куполов,
и золотые блики горят на ликах святых.
Выдающийся памятник русской домонгольской архитектуры, собор известен огромным пятиярусным иконостасом XVII века с иконами кисти Симона Ушакова, а также "государевых
иконописцев" — Георгия Зиновьева и Артемия Петрова.
Фрески XIII века сохранились лишь в алтаре, а на стенах зала росписи XVII века.
Реставрационные работы открыли часть фресок XVI века.
Это фреска "Полотенце" и фреска "Деисус"
с "Растительным орнаментом" 1635 года.
Восстановленные росписи кажутся слишком контрастными со старыми сохранившимися фресками,
но имея растительную составляющую в красках, вместо химии, скоро придут к пастельной цветовой
гамме.
В храме, у алтаря, две симметричные раки с золочеными шатрами, сделанные из дерева, серебра
и чеканной меди с золочением, произведение XVIII века.
В одной покоится Святой Иоанн, епископ Суздальский XIV в.,
другая рака — мощи Святого Феодора Суздальского Х в.
В арочных нишах собора есть старинные скорбные саркофаги из белого камня.
В соборе Рождества Богородицы хранится огромный выносной фонарь, конца XVII века:
слюдяной, в форме пятиглавого храма, со свечами внутри — непременный участник крестных ходов
и торжественных церемоний. Царь-фонарь, уникальный предмет декоративно-прикладного искусства
сделан по заказу митрополита Илариона.
В церковном интерьере хранятся и малые ходовые фонари XVII века, в виде барабанов с куполом.
Необыкновенно деятельный митрополит Иларион преобразил Суздаль и кремль,
в 1635 году у фасада Рождественского собора построил монументальную колокольню с домовой
Благовещенской церковью в нижнем ярусе.
Часы-куранты на колокольне связаны с колоколами и отбивают каждый час и "перечасье".
На циферблате — буквы кириллицы. Римские и арабские цифры были введены Петром I.
Колокольню огибает галерея и арочный переход, связывающие её с Архиерейскими палатами.
Архиепископский двор с постройками начал складываться во второй половине XV века, однако,
при митрополите Иларионе он приобрел завершенный вид.
Крыльцо Архиерейских палат перекрыто маленьким шатром,
через него по двум лестницам можно попасть в сени,
а оттуда, в самое интересное помещение — Крестовую палату.
Крестовая палата — торжественная приемная архиерейского дома,
памятник светского строительства XVII века, образец мастерства местных зодчих.
Палата, площадью в 300 кв.метров перекрыта сводом, высотой 9 метров, без опорных столбов!
Интерьер воссоздан по описи 1788 года.
В 1992 г. ЮНЕСКО включило в список Всемирного культурного наследия — собор Рождества Богородицы и Архиерейские палаты.
Напротив Архиерейской палаты, на зелёном лужке под березкой, стоит маленькая деревянная
Никольская церковь, перевезенная в 1960 году из села Глотово Юрьев-Польского района (1766г.).
Простая сельская церквушка, без которой нет лиричности в русском пейзаже,
стала первым экспонатом в коллекции Музея деревянного зодчества и скромным украшением
Суздальского кремля.
P.S. Этот "караван" — в Музей деревянного зодчества!