118 материалов по 95 объектам, 1 783 фотографии
- GPS
- Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Старозенитная / ул. Бахчисарайская.
Когда-то территория Киликийского армянского государства входила в состав Великой Армении.
Согласно энциклопедии Британника Армения является первой страной, принявшей христианство около 300 года. К тому времени Армения стала меньше, правил в ней Трдат III Великий также Тиридат (арм. Տրդատ Գ Մեծ) — царь Великой Армении из династии Аршакидов.
Как порой история юлит, извивается змеей и перекручивается. Трдат III почитается как святой в Армянской Апостольской Церкви вместе с супругой аланской царевной Ашхен.
Но как всё начиналось?
Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев Рипсимиянок. Согласно преданию, группа девушек-христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток и нашла убежище неподалёку от столицы Армении Вагаршапата. Царь Трдат, очарованный красотой девы Рипсимии, пожелал взять её в жены, но встретил отчаянное сопротивление, за что приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсиме с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаяне вместе с двумя девами — в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне.
Казнь дев Рипсимиянок вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжёлому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли «свиной», поэтому некоторое время Трдата изображали со свиной головой. По легенде, он превратился в кабана, сбежал в лес и стал поедать траву и коренья. Сестра царя Хосровидухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только Григорий, заключённый в темницу со змеями и скорпионами . Григорий, проведя в каменной яме Хор Вирапа 13 лет, был освобождён из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Григория освободили, после чего он встал на колени рядом с Трдатом-кабаном и начал молиться, прося Бога исцелить Трдата. Тогда кабан снова превратился в человека.
Царь Трдат вместе со всем двором и князьями принял крещение от Григория Просветителя в начале IV века и приложил все усилия для возрождения и распространения христианства в стране, причём так, чтобы язычество уже никогда не смогло вернуться. Трдат часто использовал силу, навязывая населению новую религию, что приводило к вооружённым столкновениям с язычниками, так как среди армян было распространено многобожие. Трдат провел остаток своей жизни, пытаясь ликвидировать все древние верования, таким образом были уничтожены бесчисленные статуи, храмы и письменные документы, связанные с язычеством.
Материальным подтверждением армянского присутствия в Крыму являются храмы, самый большой из которых расположен в Ялте. Про церковь святой Рипсиме я рассказывал в материале Сто ступеней к храму.
Интересно, что некоторые русские православные храмы Крыма построены под влиянием армянской архитектуры и с использованием архитектурных элементов, присущих армянским зодчим. Некоторые такие храмы повстречались мне в разъездах по Крыму, в частности Крестовоздвиженская церковь в Ливадийском дворцовом комплексе Царский храм.
Побывал я внутри в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде Дворец и храм первого императорского имения Крыма, где благожелательно был встречен.
Несколько раз встречались мне армянские крест-камни хачкары, но если чему посвящены были хачкары в Ялте
и в стене старого армянского кладбища в Симферополе
информации не нашёл, то еще один хачкар в Симферополе был установлен в память о трагедии и посвящен жертвам землетрясения 1988 года.
7 декабря 1988 года стало чёрным днём календаря для жителей Армении и всего Советского Союза — в 11 часов 41 минуту в Армении произошло сильнейшее землетрясение с эпицентром в городе Спитак, который был полностью разрушен. По официальным данным погибли более 25 тысяч человек, 140 тысяч человек стали инвалидами, без крова остались 530 000 жителей. Но разве цифры могут передать боль и горечь людей, потерявших своих родных и близких.
Старое армянское кладбище в Симферополе выглядит частью необычно,
а частью похоже на обычные кладбища.
Здесь много небольших часовен,
но в честь кого они возведены — сможет рассказать лишь владеющий армянским языком.
Старое армянское кладбище, которое официально закрыто с 2004 года, до революции называлось Армяно-григорианским. До революции здесь хоронили своих соплеменников армяне-григорианцы. В то время как армяно -католиков хоронили на Старорусском кладбище.
Так я узнал, что Армянская церковь не одна.
Есть Апостольская церковь Армении (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Религиоведчески, ААЦ относят к группе Древневосточных православных церквей (дохалкидонских)
А есть Армянская католическая церковь (арм. Հայ Կաթողիկէ Եկեղեցի, Hay Katʿołikē Ekełecʿi) — одна из восточнокатолических церквей. Принимает руководство Папы Римского (папское первенство)
Тогда на кладбище имелась армянская церковь Святого Георгия, а всего в Симферополе было три армянских храма.
Советская власть храмы не любила и все они были снесены, на месте одного из снесённых храмом ныне находится здание цирка. Церковь же Святого Георгия была снесена в 1925 году.
В боях на Крымском полуострове с 1941 по 1944 годы в составе Красной армии погибло и пропало без вести более 50 тысяч армян.
В начале 1941 года на Старом Армянском кладбище были захоронены первые погибшие от бомбардировок. После окончания Великой Отечественной на кладбище также были похоронены многие ветераны, активные участники борьбы за Советскую власть.
Есть на кладбище "болгарский" сектор.
В 1997 году на старом кладбище была построена новая церковь Сурб Акоб (Святого Якоба),
судя по мемориальной табличке на храме на средства двух известных предпринимателей Крыма Александра Аматуни и Сурена Амирханяна.
Архитектор — Владимир Григорьевич Кравченко, профессор Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор Украины, заслуженный архитектор Крыма. В период с 1988 по 1997 года был главным архитектором Симферополя и как утверждают — за время работы не снес ни одного дома.
На одной их центральных улиц Симферополя стоит белый памятник с надписью на двух языках, русском и армянском, гласящая «Иван (Ованес) и Габриел Айвазовские».
Если быть точным, то эта надпись повторяется дважды: на постаменте и на чёрном параллелепипеде у ног Габриела. Два брата и две разные судьбы…
При рождении братья носили фамилию Айвазян, это потом она трансформировалась в Айвазовский.
Архиепископ Гавриил, в миру известный как Габриэл Константинович Айвазовский (1812–1880), был старшим братом. В 13 лет он был отправлен на обучение и с тех пор жизнь его связана с церковью, причём часть жизни он был католиком, а под влиянием своего младшего брата Ивана перешел в лоно Армянской Святой Апостольской Православной Церкви. Габриел был великолепным учёным-востоковедом, прекрасным педагогом и талантливым писателем. А еще он был полиглотом и знал 12 языков.
Его младшего брата Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900) большинство людей воспринимает как русского художника-мариниста. Пожалуй мало на свете любителей живописи, да и просто обывателей, которые не знают его знаменитую картину «Девятый вал». Интересно, что большую роль в появлении великолепного художника сыграл ялтинский архитектор Карл Иванович Эшлиман, о котором я упоминал в материале Место трёх Николаев: святого и двух российских императоров.
Вот что писала в своих воспоминаниях дочь Эшлимана: «Эшлиман был командирован на длительный срок в Феодосию для сооружения некоторых городских построек. С ним приехал губернатор Крыма А. И. Казначеев. Он был просвещенным человеком, в свое время имел связь с декабристами. Проезжая по улицам Феодосии, Казначеев обратил внимание на эскиз лошади, превосходно нарисованный углем на воротах. — Кто это нарисовал? — спросил он сопровождавших его городских чиновников. — Извините, ваше превосходительство, — ответил один из них, поняв вопрос губернатора как выражение неудовольствия беспорядком в городе, — это балуется один здешний мальчик, армянин. Постоянно пачкает своей мазней ворота и заборы. Сладу с ним нет! Казначеев подробно расспросил о мальчике и сказал: „Займитесь мальчиком, Эшлиман, я думаю из него выйдет нечто примечательное“.
Эшлиман, пока жил в Феодосии, занимался с мальчиком основами рисования. В 1833 „пачкуна“ определили в Академию художеств в Петербурге. Впоследствии он стал всемирно известным художником-маринистом И. К. Айвазовским.
Памятник братьям был создан в 1997–1999 годах скульптором Левоном Грачевичем Токмаджяном и его сыновьями. Работы Токмаджяна можно встретить в Армении, Канаде, Индии, Греции, Италии, Литве, России, на Украине и на Кипре. Архитектор памятника — Кравченко Владимир Григорьевич.
Для художника Ивана Константиновича Айвазовского памятник в Симферололе не был случайностью. Здесь он учился, часто устраивал выставки картин, здесь умерла в 1944 году во время немецкой оккупации его вторая жена — Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян (1856–1944).
Еще один памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому находится в Партените у входа в дом отдыха находится скульптура художника — романтика моря Ивана Константиновича Айвазовского. Он стоит с палитрой в руках, смотрит на парк „Парадиз“, на Чёрное море и видимо рассуждает, что же запечатлеть в первую очередь..
Судя по его картинам, художник бывал и в Партените, им изображена гора Аю-Даг не только со стороны Гурзуфа, но и со стороны Партенита.
Поэтому было вполне логично, когда в 1964–1966 годах на месте виноградников и участка дикого леса был открыт Дом отдыха, назвать его „Айвазовское“.
Дважды в истории армян насильно выселяли из Крыма.
В первый раз в 1778 году Суворов по указанию князя Потёмкина организовывал переселение христианского населения Крыма (армян, греков, волохов, грузин) на новые земли побережья Азовского моря.
Во второй раз — во время Великой Отечественной войны армяне и греки вновь попали под раздачу.
Когда я возвращался на маршрутке из центра Севастополя к автовокзалу, то не доезжая автовокзала в густо заросшем зеленью сквере увидел черно-белый памятник.
Благо время позволяло, то дошёл до сквера. Оказалось, что это памятник жертвам депортации, открытый 18 мая 2008 года. На памятники приведены даты и цифры.
" Из Севастополя и пригородных сёл были депортированы:
18—20 августа 1941 г. Крымские немцы — 497 человек
18–19 мая 1944 г. Крымские татары -12 312 человек
27—28 июня 1944 г. Греки — 1 053 человек, болгары — 439 человек, армяне — 229 человек"
На пьедестале надпись на русском языке:«Ваши страдания никогда не будут забыты во имя жизни и справедливости», которая дублируется на табличках на гранях памятника на пяти языках: крымско-татарском, немецком, греческом, болгарском и армянском.
Автор памятника — известный севастопольский архитектор Георгий Саркисович Григорьянц.
Памятник черно-белый — символ того, что жизнь народов после депортации из светлой стала тёмной.
Еще два замечательных представителей армянского народа жили в Ялте.
Об одном напоминает мемориальная доска на улице Рузвельта Армянский поэт-полиглот родом из Ялты.
Родился Владимир Эммануилович Вартанян и первые пять лет прожил в Ялте, в доме с мемориальной доской.
Уникальный человек — владел 26 европейскими языками и 13 языками бывшего СССР.
О втором — одного из основоположников армянской классической музыки Александре Афанасьевиче Спендиарове (1871- 1928) .я рассказывал в материале Гостеприимство армянского композитора на крымской земле.
А в Севастополе на башне со шпилем Матросского клуба каждый час исполняется мелодия песни «Легендарный Севастополь», созданная Вано Ильичем Мурадели (1908 — 1970) — армянином, который родился в Грузии.
- Адрес:
Республика Крым, г. Симферополь, ул. Старозенитная / ул. Бахчисарайская.
Дешёвый ✈️ по направлению Симферополь
- 12 фев, 16:10удалить
- 14 фев, 00:26удалитьНе знала, что Айвазовский- армянин. Прямо открытие для меня.
- 14 фев, 11:18удалить
Maynurнаписала 14 февраля в 01:26
Не знала, что Айвазовский- армянин. Прямо открытие для меня.
Может оттого, что не из Армении? - 20 фев, 11:58удалитьА я это узнала на выставке Айвазовского, которая проводилась у нас в корпусе Бенуа Русского музея
- 20 фев, 12:09удалить
Hanyaнаписала 20 февраля в 12:58
А я это узнала на выставке Айвазовского, которая проводилась у нас в корпусе Бенуа Русского музея
Главное, что он замечательный художник! - 10 июл, 13:16удалитьБоль конечно для армянского народа — когда их уменьшают и уменьшают последние столетия
- 10 июл, 20:19удалить
Donnicoнаписал 10 июля в 14:16
Боль конечно для армянского народа — когда их уменьшают и уменьшают последние столетия
К сожалению, советская Россия также к этому руку приложила. Провёл советских руководителей Ататюрк