Хотя взрослые люди утверждают, что они не верят в сказки, но они лукавят, иначе отуда бы взялись бешеные кассовые сборы, приносимые фильмами о вампирах, гномах, эльфах и хоббитах, различных исторических и фантастических приключениях. Положа руку на сердце, кто из читающих не смотрел уже кажется нескончаемые саги о Джеке Воробье или Звёздных войнах. Популярны исторические фильмы и книги. Многим иногда хочется побывать в той или иной эпохе, увидеть как жили люди в стародавние времена. Я не исключение. Поэтому во всём мире появляются всё новые и новые клубы исторической реконструкции.
В Саратове уже несколько лет подряд проводятся фестивали исторической реконструкции Один день из жизни средневекового города. Уже как родных воспринимаешь некоторых персонажей фестиваля и конечно бессменного хана Увека.
Никогда не задумывался, а чем же занимаются в жизни персонажи из Средневековья, пока перед входом на выставку "Кладовая реконструктора" не увидел скромно стоявшего человека, показавшегося мне знакомым. Был бы рад сказать: "Маска, я тебя знаю!", но память подвела. А вот Иришка его узнала — это был хан Увека, а в жизни Николай Афоньков- руководитель Клуба исторической реконструкции "Вечное небо".
И это было не удивительно, существует фотофакт её знакомства с ханом.Поговорив с ним, выяснили, что Николай и его клуб оказывали помощь в организации выставки и даже предоставили для неё часть экспонатов.
Случилось так, что я оказался среди первых посетителей выставки,
а всего нас было четверо. Приходилось одновременно слушать и фотографировать. Было интересно. Гид умело и занимательно вела нас сквозь волны истории, рассказывая о реконструкции различных вещей и предметов. Много нового узнал.После Египетского похода Наполеона в в 1798—1801 годах в Европе появилось множество артефактов и Европу захлестнула волна египтомании — интереса к Древнему Египту.
Когда бываешь в Египте, то часто туристам пытаются втюхать подделки под старину, сделанные в современном Китае Сувениры Луксора.Задача у реконструкторов — другая, им важно воссоздать предметы такими, какими они были когда-то не для продажи, а для использования в качестве музейных экспонатов
или во время реконструкции событий.Как-то не задумывался раньше, что платки были изобретены в Древнем Египте. Одним из символов власти египетских фараонов был царский головной убор немес или клафт, представлявший собой сделанный из ткани платок, сплетённый в узел сзади и с двумя длинными боковыми фалдами, вырезанными полукругом и спускающимися на плечи.
Клафт был распространён среди представителей всех сословий. Среди рядовых египтян клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон.Платки были во все эпохи. Выглядели
и носились по разному.Лет двести назад на Руси стали модными яркие цветастые платки.
Интересно, что дворянки не носили платков, не чтили традиции фараонов, зато купчихи могли и два одеть: один на голове, повязанный "головкой", то есть концами вперед, а другой накидывали на плечи, закутываясь в него, как в шаль. На картине Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) купчиха сидит в платке, повязанном "головкой".Удивил обычный вроде с виду сундук, который несколько десятилетий назад был обычным предметом мебели во многих домах.
Про музыкальные шкатулки слыхал, даже видел и слушал, но впервые увидел музыкальный сундук. Когда его открыли, то громко прозвучала музыкальная фраза. Своеобразный прообраз сигнализации на автомобилях, только звучащий недолго.Рядом кресло. Умели раньше красиво делать обычные предметы мебели.
На сундуке и над сундуком — вооружение средневекового воина, созданное руками современных саратовских реконструкторов.
В полевых условиях.тяжеловато приходится в подобных доспехах.Несколько шлемов расположены рядом со старыми весами.
Когда гид спросила: "Настоящие это весы или реконструкция?" — я лопухнулся: "Реконструкция". Оказалось, что эти весы настоящие, а ржавчины на них нет потому, что её соскобли перед выставкой.Поэтому, когда прозвучал аналогичный вопрос про фотографии Чернышевского,
то женщины начали дружно гадать, а я скромно промолчал. "Молчание -золото". Все фотографии оказались реконструкциями, а оригинал фотографии хранится в Музее-усадьбе Николая Гавриловича Чернышевского Здесь жил Чернышевский. Сделана была фотография в 1888 году в фотографическом заведении Станиславы Ивановны Климашевской Астрахани, доставшейся ей от от своего мужа Лаврентия Викентьевича Климашевского. Фотография С. И. Климашевской была единственной придворной фотографией "Двора Его Величества Шаха Персидского" в Астрахани. Мы эту фотографии видели раньше во время посещения Осенним днём в усадьбе Чернышевских и Пыпиных.Лишний раз убедились, что прогресс — это хорошо. Рядом с портретами Николая Гавриловича Чернышевского находится рукописный дневник его сына Михаила Николаевича Чернышевского (1858-1924) с 1917 по 1924 год. Дочь Михаила Николаевича — Нина Михайловна Чернышевская (1896—1975), ставшая вторым после своего отца директором Музея-усадьбы, переписала его вручную в 1959 году. Вот такая своеобразная реконструкция дневника. Насколько было бы проще, если тогда были бы копировальные машины или компьютеры со сканерами.
Порой старинные монеты или памятные медали восстановить невозможно из-за того, что не сохранилось ни одного экземпляра, тогда на помощь приходят реконструкторы. Делаются гипсовые слепки, по которым отливаются монеты.
А во время проведения исторических реконструкций Один день из жизни средневекового города. Часть 3. каждый посетитель может стать реконструктором, изготовив для себя монетку.Набор инструментов средневекового ювелира XIII-XIV веков,
а также артефакты того времени предоставлены нашим знакомым — ханом Укека, в миру Николаем Афонькиным.Сабля с ножнами (XIV века) представлена также одним из реконструкторов.
Большой раздел выставки посвящен одежде. Ведь старинная одежда легче всего гибла под влиянием времени и различных событий. Практически всю её приходится реконструировать с нуля.
На выставке представлен мужской шерстяной дублет 1530-1550 годов.
На картинках, изображающих быт той эпохи, дублеты выглядят красивее, но вряд ли правдивее.Постепенно мода менялась. В XIX веке мужское и женское платье выглядели так.
Из легких свободных тканей.А за несколько столетий до этого женское платье было строгим, под него одевалась сорочка. Для того, чтобы показать достоинство хозяйки, в верхней части одежды делались прорези для того, чтобы часть нижней рубашки в эти прорези вытащить наружу.
Чем богаче был муж, тем больше золотой вышивки было на платье.XX век
дал больше раскованности женщинам, что сразу же отразилось в их одежде, том числе в белье.А вот так выглядели, правда в другом масштабе, ванны начала прошлого века,
о котором повествовал Федин в своих произведениях.Вышивка напоминает нам о том, что когда-то это было модно.
А вот веер про лукавых жеманниц, создавших специальный язык для общения без слов. Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города.Но на просмотре экспозиции выставки наше погружение в мир истории не закончилось. Возле входа проводился мастер-класс.
С помощью старинных приспособлений можно было попытаться написать по трафарету монгольское послание.Мне вспомнились уроки правописания в школе, когда мы писали ручками с перьями и носили с собой в мешочках чернильницы-непроливайки. жаль такого сейчас в школах нет, почерк и усидчивость у многих получше были. С другой стороны, участники мастер-класса писали деревянной палочкой и тушью. Тут наверно более верны аналогии с уроками черчения, когда мы рейсфедером делали тушью чертежи на ватмане.
Но мастер-класс был для участников интересен. Вот так завершилось нашу путешествие в мир реконструкторов.