Уверен, при упоминании словосочетания «Петербургский ангел», воображение многих тут же рисует Александровскую колонну или шпиль Петропавловского собора, на вершине которых оные небесные покровители града Петра обитают.
Однако должен разочаровать знатоков, настоящий «Петербургский ангел» к данным величественным объектам никакого отношения не имеет, ибо возник он совершенно недавно в октябре 2012 года и разместился не на шпиле или колонне, а на обычной деревянной скамейке, что находится в маленьком садике.
Спрашивается, отчего такое «невыдающееся» местоположение? Ответ на удивление прост, «Петербургский ангел» очень скромен и не любит выставлять себя напоказ, к тому же он занят важным делом, читает любимую книгу.
— Читающий ангел?! – С недоумением произнесут многие.
Представьте, бывают ангелы и такими, в шляпе, в стареньком пальто, под зонтом, но с крыльями за спиной.
Про таких ещё говорят — «Божий одуванчик». Он тих, безобиден, ни с кем не ссорится и не враждует, настоящий ангел. А создал его современный скульптор Роман Шустров, в облике маленького человечка с книгой в руках и с крыльями за спиной художник стремился отобразить ушедшею эпоху. Скульптура «Петербургский ангел» посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины 20-го века (гражданскую войну, голод, сталинские репрессии, блокаду, потерю родных и друзей), сохранили в себе оптимизм. Они восстанавливали наш город из руин.
Это удивительное поколение, пройдя через невероятные испытания выпавшего на их долю сурового времени, приобрело мудрость, свойственную возрасту, но каким-то чудом сохранило юношескую непосредственность, жизнерадостность и живой интерес к людям.
К сожалению, этот образ почти исчез из нашей жизни. Но детство каждого из нас было украшено встречами с этими добрыми стариками. — сказал Роман Шустров в день открытия своей скульптуры в Измайловском саду.
Мне посчастливилось познакомиться с Петербургским ангелом этой зимой. То был почти обычный для этого времени года промозглый и серый день. Не считая молодой матери с ребёнком, расположившейся на соседней скамейке, мы были совершенно одни.
Пара не обращала на меня никакого внимания. Женщина была погружена в смартфон, а её ребёнок отрешённо глядел в сторону, думая о чём-то своём. Было так тихо, что казалось, огромный город исчез, растворился вместе с грохочущими механизмами и многочисленными жителями, оставив после себя совершенно другой Мир, некую загадочную и необитаемую планету.
Я попытался представить её, на ум пришла история об астероиде В-612. Теперь мне стало понятно, какую книгу читал Петербургский ангел, а ещё через мгновение стало известно его настоящее имя.
Четырьмя годами ранее я сочинил рассказ о «маленьком» человеке по имени Порфирий. Его судьба, как мне представляется, может быть очень схожей с той, какой наделил Петербургского ангела его автор, Роман Шустров. Впрочем, могу ошибаться и моя история из совершенно другой оперы. Однако привожу её здесь целиком, слово в слово, и да простит меня читатель и все остальные, ибо таким мне видится данный образ.
Пролог
Эта история произошла в семидесятых годах прошлого века в эпоху повсеместного дефицита. Тогда, что бы приобрести понравившеюся книгу, требовалось вначале сдать государству двадцать килограмм макулатуры, и лишь затем можно было её купить. Талоны были буквально на всё, на мебель, обувь, стиральный порошок и книги. Электронных изданий ещё не существовало.
Часть первая
Порфирию Огаркину очень повезло в жизни с профессией. Порфирий работал сторожем на складе бракованной продукции при типографии Гознака. Каждый день в любую погоду проезжали мимо его будки грузовики, доверху груженные испорченными дипломами, почётными грамотами с перевёрнутыми ликами вождя и денежными банкнотами, сплошь покрытыми опечатками. Всё это добро вываливалось на вверенной Порфирию территории и подлежало утилизации. Раз в неделю на склад приезжал экскаватор, копал новую яму и сваливал туда бракованную продукцию. Дипломы, грамоты и банкноты, зарытые в землю, хранились около года. В течение этого времени они успевали несколько раз перегнить. Затем эту массу извлекали, грузили на самосвалы и в качестве компоста вывозили на поля ближайших колхозов.
В обязанности сторожа входило следить, что бы машины с браком только въезжали, а те, что с компостом, лишь покидали территорию склада. За столь ответственную работу Порфирий получал довольно скромную зарплату. Однако данное обстоятельство его нисколько не трогало. Порфирия волновало другое. Будучи заядлым книголюбом, он не мог без боли смотреть, как макулатура гибнет у него под ногами. Ведь за каждые двадцать килограммов этого ценного сырья, сданного государству, полагался томик Жюль Верна или Конан Дойла.
Долгими ночами, когда склад был закрыт, Порфирий ходил по территории и подбирал то, что ещё не успевало попасть в ямы. Как профессионал, он со знанием дела подходил к сортировке и упаковке макулатуры. Банкноты, грамоты и дипломы вначале взвешивались безменом, а затем старательно перевязывались бечёвкой. Утром, когда смена его заканчивалась, Порфирий садился на трамвай и ехал сдавать макулатуру. Подходя к заветной палатке, им овладевало волнение. Сердце его начинало усиленно биться, а ум терзался приятным вопросом: "Интересно, какую книгу он сегодня получит?"
Приёмщик макулатуры, молодой парень в кожаном пиджаке и тёмных очках, всегда был рад визитам Порфирия. Он даже предлагал ему деньги, что бы тот рассказал, откуда он всё это носит. Порфирий не слышал его. Получив на руки вожделенную книгу, он забывал обо всём. Счастливый, не обращая ни на кого внимание, шёл он домой через весь город. По пути, если были деньги, он заходил в гастроном. Там покупал он себе батон белого хлеба за тринадцать и пол-литровую бутылку молока за двадцать восемь копеек.
Придя домой, Порфирий садился в потёртое кресло, из которого в разные стороны торчали пружины, брал в руки книгу и погружался в волшебный мир грёз и фантазий. Они уносили его далеко-далеко. В них улетал он к неведомым звёздам, погружался на дно мировых океанов, бродил по таинственным и неизведанным землям.
Жил Порфирий скромно и совершенно один. И хотя был он ещё не старым, но семьи так и не создал. Обстановка его холостяцкой квартиры выглядела сиротливо. Из мебели имелись вышеупомянутое кресло с пружинами, старый кособокий шкаф, одна из створок которого никогда не закрывалась, обеденный стол, припёртый к шкафу для устойчивости, и диван, когда-то обитый зелёным плюшем, а ныне абсолютно лыс и покрыт пегими пятнами. Домашних питомцев Порфирий не держал. Даже тараканы, ввиду скудности пропитания и, как следствие, невозможности полноценного продления своего рода, давно покинули его аскетическую жилплощадь. Впрочем, все эти бытовые мелочи нисколько не волновали Порфирия. Главным для него всегда оставались его любимые книги, а так же возможность приобретать их на сданную макулатуру.
Но однажды в обычной и размеренной жизни нашего героя произошло событие, последствием которого стало, впрочем, всё по порядку.
В один из осенних дней Порфирий прибыл к знакомой палатке и с удивлением обнаружил, что дверь её заперта. Ни объявления, ни молодого человека в кожаном пиджаке он не нашёл. Лишь узенькая полоска бумаги была приклеена на дверях рядом с замочной скважиной. На ней отчётливо выделялся оттиск гербовой печати и надпись: «Опечатано следователем прокуратуры» Ничего не понимая, Порфирий несколько минут стоял у закрытой палатки. Затем, тяжело вздохнув, отправился обратно к себе домой.
В тот день Порфирий не притронулся к книгам. Сидя в кресле он размышлял. Ему казалось, что причиной закрытия приемного пункта являлся он сам. Вероятно, думал он, молодой человек в кожаном пиджаке при ревизии не досчитался книги. Порфирий даже знал наверняка, какой именно. На днях приёмщик макулатуры вручил ему вместо одной, две книги. То был «Маленький принц» Экзюпери.
Вечером, придя на свой склад, Порфирий не стал, как обычно обходить территорию. Всю ночь он просидел в будке. Глядя на «Маленького принца», он терзался вопросом, как помочь тому молодому человеку, как восстановить справедливость? Бежали минуты, проходили часы, а успокоение в его метущейся душе так и не наступало. Лишь под самое утро, немного забывшись, он прилёг на лавку и задремал. Ему приснился сон, будто он возвращает книгу и палатку вновь открывают. При этом пальцы Порфирия дёрнулись и «Маленький принц» выпал из его рук, угодив аккуратненько на самодельный электрический обогреватель.
Пожарные приехали быстро, но тушить уже было нечего. Будка сторожа выгорела дотла. Рядом с местом происшествия были обнаружены две сильно обгоревшие кипы сторублёвых купюр, перевязанные бечёвкой. Самого же Порфирия Огаркина не нашли. Не было его и на территории склада, где поднявшийся к тому времени ветер гонял вместе с осенними листьями грамоты и банкноты.
Пункт приёма макулатуры всё же открыли, и заведовать им стала некая дама преклонных лет. Молодой человек в кожаном пиджаке исчез, и говорят надолго.
Нашёлся и «недостающий» «Маленький принц». Правда, страшный след от ожога его изрядно подпортил. Кто вернул книгу — неизвестно.
Часть вторая
Стояла тёмная безлунная ночь. По пустынной улице в обгоревшей одежде медленно шёл человек. В руках он держал книгу. Мужчина прошёл несколько шагов и остановился. Повернув голову в одну, затем в другую сторону, как бы ища кого-то, он прислушался, но ничего не услышал. Улица, как и дома, что её окружали, не проявляли ни каких признаков жизни.
Казалось, что все обитатели вымерли или исчезли. Окна были темны, а двери закрыты. В воздухе висела звенящая тишина. Мужчина постоял минуту и продолжил движение. Его сознание будоражил вопрос: «Кто он и куда идёт?» Он вновь остановился, пытаясь прислушаться, и тут к нему вернулась память. Он вспомнил всё, и страшный пожар, который уничтожил его будку, и что зовут его Порфирием Огаркиным, но самое главное — это книгу, которую надо было вернуть, во что бы то ни стало.
Порфирий взглянул на неё, затем на свои руки и ужаснулся, они были обуглены. Его пальцы походили на чёрные головешки, но что странно, он не чувствовал боли. Он вообще ничего не чувствовал. Ему было ни тепло, ни холодно. Его сознание пыталось понять, как такое могло происходить, но чем больше он думал над этим, тем больше возникало вопросов. К тому же, его угнетала звенящая тишина. Он попытался крикнуть, но не услышал своего голоса.
Порфирий бросился к дверям дома, но они были заперты, он начал стучать, но в ответ — тишина. Казалось, что вместе с людьми, с улицы исчезли все звуки. Порфирий вдруг понял, что это не настоящая улица, а некая декорация. Но кто и зачем её здесь построил, для него оставалось загадкой. И вновь эта ужасающая тишина. Порфирий бросил книгу, обхватил голову руками и закричал. Он старался изо всех сил, но голос его, как будто исчез.
Когда он открыл глаза, то увидел перед собой маленького мальчика. Он сидел на корточках и читал его книгу. Порфирий внимательно посмотрел на малыша и всё понял.
— Как ты сюда попал, малыш? – безмолвно произнёс Порфирий.
— Неужели ты не знаешь, что это другая планета, ты, вероятно, ошибся? — продолжал он.
Малыш оставил чтение, приподнял голову и посмотрел на Порфирия. Глаза мальчика были цвета моря, что на рассвете, а ещё они источали тепло. Порфирий сразу почувствовал это, и ему стало больно. Эта боль шла из самого сердца, хотя прошло уже несколько часов, как оно остановилось. Тук, тук — отчётливо прозвучали его последние удары, и слеза упала с щеки Порфирия.
— Я умер? – спокойно спросил он у малыша.
Мальчик посмотрел на него и ничего не ответил.
— Очень прошу тебя, верни за меня эту книгу, я её должен — это было последнее, что произнёс Порфирий в той жизни.
В тот же миг одна из дверей соседнего дома распахнулась, и некая таинственная сила увлекла душу Порфирия внутрь. Маленький принц ещё некоторое время находился на улице, затем его тело превратилось в еле заметное облако, которое тут же исчезло.
Эпилог
Здесь, вероятно, следовало бы рассказать, что далее стало с Порфирием в новом для него мире, если, конечно, такой существует, однако автор сих строк решил оставить своего героя в покое, хватит с него пережитого. К тому же Маленький принц вернул недостающую книгу на своё место. Круг вроде замкнулся и улица окончательно опустела, не оставив ничьих следов, если только не считать обгоревшего листа бумаги, случайно выпавшего из книги, на котором можно было прочесть только одну фразу:
«Взгляните на небо. И спросите себя: жива ли та роза или ее уже нет?»
Санкт-Петербург, Измайловский сад, февраль 2018
(все фото из личного архива)