В любой стране, в какую бы не приехал путешественник, он ищет что-то необычное, "изюминку", свойственную только этой стране, что-то, чем она славится, и что вряд ли встретишь где-то еще. Во Франции - это уникальные вина и сыры, в Испании - коррида, в Австрии - Альпы, а в Португалии - портвейн и азулежуш. Но о портвейне я вам расскажу в следующий раз, а в этот речь пойдет об азулежуш - удивительных изразцах ручной работы, которыми португальцы издревле облицовывают стены зданий, создавая на них великолепные картины и панно. Чтобы увидеть эти творения, далеко ходить не надо: будь то Лиссабон, Порту или какой-нибудь другой городок, стоит только попасть в один из его старых кварталов, как вашему взору представятся эти картины. Где-то это будут маленькие шедевры, где-то - размером со всю стену здания, где-то вместо картин и панно стены украсят изразцы с повторяющимся узором, но не менее красивые.
А началось все еще при маврах, или, как мы их называем сейчас, при арабах - выходцах из Северной Африки, которые населяли Португалию аж целых семь веков до 1147 года. Облицовывать дома азулежуш придумали именно они.
А позже их уже специально на заказ делали для португальцев в Севилье и в Голландии, пока они не научились этому сами. Но, в принципе, идею так оформлять стены своих домов португальцы позаимствовали у мавров только частично: мавританские плитки были покрыты геометрическими узорами, португальцы же придумали использовать в них собственные мотивы, а, начиная с 17 века - выкладывать картины.
Сначала португальцы изображали на азулежуш европейские цветы и животных. Потом в моду вошли древнеримские мотивы, экзотические картины, выполненные по рассказам путешественников, и религиозные символы. А затем - сцены из жизни, портреты всяких известных личностей, да и вообще, все то, что больше подходило к случаю и к тому, собственно, для чего применялось здание. Так, к примеру, рынок в Фуншале украшают торговки фруктами и цветочницы.
А здание, стоящее в центре города, где сейчас находится симпатичное кафе, - сцены из городской жизни прошлого.
Сейчас панно из азулежуш можно увидеть буквально везде. На стенах светских зданий и церквей, магазинов и учреждений, жилых домов, веранд - обзорных площадок, музеев и государственных контор, они есть даже в аэропорту и на станциях метро.
Но, пожалуй, самые красивые азулежуш, такие, каких мы не встречали потом больше нигде, мы видели только в Порту. А в нашем путеводителе по этому городу даже значился специальный маршрут, следуя по которому, можно было посмотреть их все. Но мы, конечно же, дополнили его другими, на наш взгляд, интересными местами с азулежуш и отправились в путь.
Главный собор Порту - собор Се. Стоит он на вершине холма и с набережной Дору мы поднялись к нему на лифте-фуникулере - застекленном вагончике, который доставил нас туда всего за несколько минут.
Мы прошли мимо древних каменных стен, кои раньше опоясывали целиком весь Порту, мимо средневековой башни, кою на самом деле по старым чертежам возвели уже в наше время. Мимо памятнику Вимару Пересу - всаднику в рыцарских доспехах на коне. И оказались на вымощенной камнем огромной смотровой площадке, откуда открывался великолепный вид на город, на реку Дору, на мост Луиша Первого, на башни и на черепичные крыши Порту. Это была площадь собора Се - главного храма города.
Собор Се был основан первым епископом здешних мест Угу (кстати, епископский дворец находится тут же, рядом). Собор начали строить в 12 веке в романском стиле. Но с течением времени его достраивали, местами переделывали, а потому он приобрел черты разных стилей - готики, барокко, ренессанса, а местами даже рококо. Тем не менее, как и прежде, он очень похож на каменную неприступную крепость с двумя башнями, которой и служил в первое время для защиты от врагов - ведь он всегда стоял в самом сердце Порту, и именно отсюда, с него, началось строительство города.
Собор хорош и снаружи, и внутри. В одной из его капелл можно посмотреть на обалденный старинный алтарь, выполненный аж из 800 килограммов серебра, коий в 1809 году спасли от французов, быстро замуровав в стену. И, конечно, и внутри, и снаружи - бело-голубые азулежуш, за которыми, собственно, мы и пришли. Они украшали ниши галерей собора - клуатры и изображали разные цветы, ангелов и сцены из жизни.
Впрочем, собор Се - это не единственный храм в Порту, стены которого украшены изразцами. Азулежуш здесь попадались нам буквально на каждом шагу. И, когда мы подошли к церкви Санту-Илдефонсу, мы уже видели их неоднократно. Эта церковь выглядела, конечно, поскромнее собора Се, но тоже вполне достойно и симпатично. Санту-Илдефонсу стояла в этом месте уже давно, но время не пощадило ее, она полностью разрушилась, и ее реконструировали с нуля в 18 веке. Азулежуш - прекрасные картины со сценами из жизни святого Ильдефонса и аллегории Евхаристии теперь украшают фасад этого храма.
Появились они тут в 1932 году, а автором был известный в ту пору мастер Жоржи Куласу. К сожалению, хотя эти азулежуш и были красивы, но местами они явно требовали реставрации, так как кое-какие плиточки уже побились и отвалились.
Но, в принципе, за изразцами в Порту следят. Так, как раз на их реставрацию мы попали на железнодорожном вокзале Сан-Бенту.
На этом фото видно по бокам.
Вообще, сам вокзал хоть и был построен в начале 20 века, особого интереса не представляет. Но из-за своих азулежуш в зале ожидания, которые покрывают все стены и на коих изображены значимые моменты из истории Португалии и железнодорожные сцены, Сан-Бенту считается одной из лучших достопримечательностей города. В общем, эти азулежуш, хотя и были частично прикрыты лесами, нас впечатлили очень сильно. Только представьте, огромные панно от пола до потолка, не меньше нескольких метров в длину и столько же в высоту!
Говорят, автор картин - все тот же Жоржи Куласу, использовал 20 тысяч плиточек, чтобы создать эти шедевры!
Но, как оказалось, панно из азулежуш на вокзале Сан-Бенту не самое большое в Порту. Самое большое изразцовое панно мы увидели на одной из внешних стен церкви Карму.
Единственная картина изображала сцены из жизни Богоматери и прочие сюжеты из Библии. Она была разделена несколькими полуколоннами и была такой огромной, что покрывала всю стену церкви целиком и просто-таки не поместилась в объектив нашего фотоаппарата, когда мы ее фотографировали. Эти азулежуш содержались в полном порядке, хотя даже были старше тех, что украшали фасад церкви Санту-Илдефонсу. Они появились здесь в 1912 году, а создал панно опять-таки известный мастер того времени Сильвестр Сильвестру.
На осмотр всех азулежуш в Порту мы потратили не меньше нескольких часов, но это того безусловно стоило. В конце нашей прогулки мы перекусили в маленьком рыбном ресторанчике неподалеку от площади Карлоса Альберта, названной так в честь короля Сардинии Карлоса Альберта, коий правил ею с 1831 по 1839 годы, ушел в отставку ради того, чтобы передать власть своему сыну, и переехал в Порту. Эта площадь оказалась очень уютной, с лавочками в тени, с памятником посередине, с цветущими клумбами, а окружали ее старинные, разноцветные и очень симпатичные домики, смотреть на которые было одно удовольствие.
Мы отдохнули и пошли дальше покорять город Порту.
В Порту мы жили в отеле "Teatro Hotel".
Фотографии можно посмотреть здесь:
Азулежуш - часть 1. Картины на улицах города
Азулежуш - часть 2. Церкви в узорах