Манакамана — кровожадное магарское святилище, находящееся примерно посередине трассы между Катманду и Похарой. Туда едут специальные автобусы с паломниками.
Я узнал об этом месте давно и ожидал, что придётся подниматься на высоченную гору под палящими лучами солнца — но когда мы приехали — выяснилось, что там уже построен великолепный швейцарский подъёмник с вагончиками. Несмотря на высокую (для Непала) плату за подъём, стоит огромная очередь из одетых в самую лучшую одежду местных жителей (хинду), которые тащат жертвенных козлов. Паломники неразговорчивы и погружены в свои мысли. Вероятно не хотят общаться с неприкасаемыми европейцами в святом месте.
С козлами в вагончик не пускают, но через несколько вагончиков отправляют специальный рейс только для козлов, и несчастные громко и жалобно блеют, предчувствуя ритуальные ужасы.
Подъём — более километра через реку — и попадаешь в небольшой городок, вдоль главной (и почти единственной) улицы, поднимающейся по хребту вверх — многочисленные торговые ряды и небольшие отели, где можно заночевать. Высота — больше 2000 и свежо. У кого нет своего барана или козла — его можно купить тут же на базаре. Продают также кур и петухов. Впрочем, северные народы Непала — буддисты, и они не могут делать кровавых жертв — они приносят в храм цветы и кокосовые орехи.
Вход перед храмом охраняет полиция. А сбоку сидят йоги и йогини, которые посвящают паломников, и ставят им на лбу тику — красную точку.
Очередь тянется на сотни метров и стоять в ней надо несколько часов. Нас как не-хинду во внутрь храма пускать не положено, однако у нас берут приношения — кокосовые орехи, вносят их в храм и пропускают дальше на ритуал для тех, кто уже был в храме. Там, на выходе — уже лежат козлы с отрубленными головами и ошарашенные прихожане приходят в себя как после серьёзного испытания.
Паломники делятся на две категории — это (1) местные магары, которые собирают убитых жертвенных животных, под склоном разделывают их и гадают по внутренностям. Подходить туда можно, но крайне неприятно. И (2) преуспевающие "столичные" бизнесмены, которые по установившемуся в катмандинском бизнесе порядку, прежде чем открывать новое дело должны принести жертву на Манакамане.
Злое божество распознал некогда крестьянин который задел мотыгой кровоточащий камень. Народ переполошился, увидев два сходящихся и расходящихся как зубы кровавых камня, и построил святилище новому божеству. Святилище стало популярным и входит в одно из самых значимых святилищ королевской семьи (правящая недавно династия происходила из Горкха неподалёку). Над храмом имеется вертолётная площадка, на которую прилетал сам король.