21 материал по 9 объектам, 467 фотографий
- GPS
- Россия, Россия Волгоградскиая область поселок Эльтон ул. Геологов, 56, Этнографический центр Алтын-Нур
Музей "Алтын-Нур" Смагула Мунтаева, казаха из России.Ч.60
Этот совет является частью дневника «ПОКА НА МЕСТЕ НИЧТО НЕ ДЕРЖИТ, И НЕ НАСКУЧИЛ МИР ЭТОТ МНЕ…»
Иногда бывает так, что плохо подготовившись к посещению какого-то места, ты пропускаешь что-то интересное. А бывает и наоборот, как было с этим музеем. Если бы мы заранее прочли противоречивые отзывы о нем, мы бы могли пропустить очень интересный музей о культуре и традиции казахов и русских, а также об истории озера Эльтон и ее жителях разных времен.
Итак, нужно сказать, что собственно это частный музей, который был основан местным учителем Смагулом Мунтаевым, который всегда ратовал за то, чтобы дети знали свои корни, свои традиции и историю.
Будучи казахом по национальности, он родился в семье переселенцев из Западного Казахстана в 30-е годы прошлого века. Он рос вдалеке от своей исторической Родины и в какой-то момент уже взрослой жизни понял, что и другие дети-казахи плохо знали обычаи и историю казахского народа. И вот уже 16 лет он занимается продвижением национальных традиций в своем регионе. Подвигло его на это, как он говорит сам, в какой-то мере стихи Мухтара Шаханова, и я приведу их, потому что они очень верно отражают суть каждого человека, какой бы он ни был национальности:
«Ведь у человека на долгом и трудном пути,
Помимо матери той, что его родила,
Есть Четыре Матери, словно четыре крыла:
Родная земля — наша суть и основа основ,
И слово родное, пришедшее к нам от отцов,
Богатство души и обычаи — благостный след,
Горящий для нас через тьму поколений и лет...».
Человек действия, сперва он нашел верблюда и стал возить на нем туристов на Эльтон. Там он накрывал им поляну, угощая баурсаками с чаем, и беседовал с людьми. Вот в одной такой поездке и родилась идея купить в Казахстане юрты и рассказывать о казахской культуре больше. Так в его доме появились две юрты.
Прежде чем зайти в юрту, мы следуем за ним направо, и видим на циновке круг, выложенный из косточек животных. Это альчики, которые используются для игр и гадания в Центральной и Средней Азии, Монголии и Бурятии. Игра в асык (или альчик по-русски) немного схожа с русской национальной игрой в бабки, она развивает глазомер, вырабатывает ловкость.
Под навесом разложены сувениры, лапоточки и домовые, а также магнитики. И поверх всего этого возлежит рыжий нахал.
Уважительно сняв обувь, мы заходим внутрь юрты, в которой хозяин собрал небольшой музей казахского народа. Там есть предметы быта, костюмы, национальные инструменты. Некоторые из них он купил, а некоторые сделал сам, потому что их сложно было найти.
Тогда я еще ничего не знала о том, как устроена юрта, и поэтому сделала фото круглого отверстия наверху. Только через год в ходе путешествия в Киргизию, я узнала что это и для чего устроено (Ночевка в юрточном лагере от Тони и ее сад. Ч.43).
Под неторопливый рассказ Смагула мы оглядываемся по сторонам, и надо сказать, что здесь есть, на что посмотреть!
Это и разные музыкальные инструменты, и головные уборы.
А есть и чучела местных птиц.
Детская люлька.
Меха местных животных.
.
Необычной формы кожаные меха для жидкостей, торсык. Этот сосуд использовался для кумыса или другой жидкости.
Его делали из кожи верблюда, быка, оленя, а горловина затыкалась деревянной пробкой. Ценность такого сосуда в том, что он при падении не разбивался, и драгоценная жидкость не выливалась. Хитрость степных жителей и предусмотрительность привела к такой необычной форме сосуда, чтобы в нем сохранилось хоть сколько-то жидкости, если он падал с открытой пробкой.
Одних только женских головных уборов здесь множество, и все они яркие и разных форм и фасонов.
Я очень уважаю таких чистых и светлых людей, которые целью своей жизни сделали не просто бизнес, приносящий доход, а вложили в него дух и духовность.
Смагул рассказывает секреты семей у казахов. Например, очень важно при знакомстве молодых узнавать не только имя, но и род. И если они оказываются из одного рода, то о свадьбе можно забыть, а их отношения становятся братскими. Исторически в Казахстане население состояло из трех жузов (племенных групп) – старшего, среднего и младшего. И каждый казах знает не только свой род, но и племя, имя которому дано в память давнего предка.
Мы внимательно слушаем рассказ Смагула и для меня было интересно узнать о том, что когда хозяин юрты уходил в мир иной, то по традиции разбирался купол (шанырак) и ставился на землю, перед юртой. Именно поэтому в казахской культурной традиции пожелание хозяину юрты «Чтобы твой шанырак да никогда не опускался на землю!».
Юрта накрывалась кошмой, которая валялась из овечьей шерсти, и Смагул говорит, что конкретно его кошмы относятся к 1947 году и частично к 1960, и они служат до сих пор. Оказалось, что жиропотовой запах овечьей кошмы отпугивает змей, скорпионов, каракуртов, что очень важно в степях и пустынях. Овечья кошма спускалась до самой земли, и ядовитые представители фауны никогда не заползали в юрту. При этом лучше всего валять кошму летом, потому что в это время в овечьей шерсти содержится максимальное количество жиропотов. Кроме этого, они обладали свойствами отталкивать воду, которая скатывалась с юрты «как с гуся вода».
Смагул обращает наше внимание на висящую плетку (камшы), которая является обязательным атрибутом в любом доме казахов, пусть в городе, пусть в ауле. Эта плеть висит в видном месте, является реликвией семьи, оберегом от нечистой силы и разделителем на женскую и мужскую половину. Любой путник, увидев эту плеть, понимал, что в доме есть хозяин, и обида, причиненная домочадцам, может опозорить не его, а сразу целый род. Так рождалось уважение к другим.
Мы все знаем, как уважают на востоке стариков, так и в юрте почетное место возле камши предназначалось самому пожилому человеку, При полном круге сидящих у казахов совершенно немыслимо, чтобы мальчик или юноша занял бы не свое место. Все они знают, что от порога до плетки лежит вся жизнь, и это тоже наглядно учит уважению к старшим и их немощам. Если кто-то нарушит эту традицию, то придет время и через него перешагнут, ведь он дал для этого когда-то повод. И даже дедушки, любящие своих внуков никогда не возьмут мальчика-ребенка к себе, чтобы не подать ненужный и опасный пример. А вот бабушка может посадить рядом с собой внучку, такое вот гендерное неравноправие, основанное на вековой мудрости народа. А все потому, что девочек в доме считают гостьями, и когда-никогда они покинут родительский дом. И там ее уже посадят вокруг очага в соответствии с ее возрастом, и она пройдет свой жизненный путь от порога до камши в доме родственников мужа.
Мы сидим на кошме и рассматриваем музыкальные инструменты, висящие на стене, а Смагул рассказывает про каждый из них. Здесь и домбра, родственник русской балалайки. И смычковый кобыз. Часть музыкальных инструментов Смагул сделал собственными руками, которые у него растут откуда надо. Ему хотелось, чтобы его ученики знали об инструментах предков. Для этого он специально ездил в Алма-Ату, купил книги, изучал их и делал по древней технологии. Он рассказывает нам, что у казахов есть древний семиструнный щипковый инструмент с названием жетыген. По форме он напоминает наши гусли, а под каждую струну ставятся асыки (надкопытную кость овцы), передвигая которые можно настраивать инструмент.
Еще в его коллекции есть шертер, тоже древний струнно-щипковый инструмент, струны для которого Смагул делал из конского волоса.
Показал он нам и колокольчики, у каждого из которых был свой звук, которым сзывали матери своих детей на ужин перед сном. Чувствуется любовь этого учителя к тому, что он делает, потому что он даже говорит, что без образцов инструментов их название были бы пустым звуком для нас, а так хоть что-то визуально запомнится. И это правда и правильно, и я по-хорошему рада за тех детей, которых учил Смагул.
Он переводит взгляд от одного предмета к другому, и мы поворачиваем головы за его рассказом. Доходит дело и до рассказа о неотъемлемой части казахского быта, которой является бесик (колыбель). И тут нас ждал сюрприз, потому что одна из нас давно взяла две палочки-косточки, лежащие в люльке и вертела их, не понимая для чего же они нужны.
С хитринкой в глазах, Смагул спрашивает у нас, что мы думаем об этих косточках, и мы предполагаем, что это детские погремушки. Мы даже предположили, что это свистульки, в которые дули родители, потому что у костяшек были отверстия, причем одно было поменьше, а другое побольше и покрыто бархатом.
Держитесь крепче, оказалось, что это шумек, аналог современных памперсов. Делается эта мочеотводная трубочка из бедра задней ноги барана, причем она различается по форме для девочек и мальчиков. Дно люльки имеет отверстие, в которое одним концом вставляется шумек, а в другой конец, в его небольшое отверстие вкладывается детский писюн. Под дырку в люльке ставят горшок, и моча ребенка стекает в него по косточке. В условиях степи, где вода на вес золота, такие приспособления решали вопрос гигиены младенца.
youtu.be/pYh-z2RyQ38
Сидеть на полу нам непривычно, и вскоре все мы вытягиваем ноги вперед, и это становится для Смагула знАком, что пора заканчивать рассказ и переходить во вторую юрту — Музей «Алтын-Нур» и его восточный дастархан. Ч.61.
Продолжение следует...
- Адрес:
Россия
Волгоградскиая область
поселок Эльтон
ул. Геологов, 56,
Этнографический центр Алтын-Нур - Дополнительная информация:
Телефон для записи в музей: Смагул +7 (937) 537-31-57
Дешёвый ✈️ по направлению Эльтон
- 23 авг 2023, 09:56удалитьСпасибо, Николай! Я сама не ожидала такого впечатления, и вправду достойно посещения!
- 24 авг 2023, 13:38удалитьТрепетно отношусь к бессеребрянникам! Не так их много на земле. Смагул чистый, открытый сердцем человек!
- 24 авг 2023, 21:30удалитьДа, Майнур, Смагул -это пример неравнодушия к культурам соседей