• Виды на Ярополец Чернышевых с высоты. Фото А.А. Жданова

В 1717 году Г. П. Чернышев (1672 — 1745) покупает у П. П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. В 1752 году Ярополецкое владение переходит к одному из его сыновей Захару Григорьевичу Чернышеву — елизаветинскому генералу, участвовавшему в победоносном сражении русских войск с Фридрихом II в 1760 году. 
Один из приближенных Екатерины II, деятельный президент военной коллегии в чине генерал-фельдмаршала, бывший наместник Белоруссии, а затем московский генерал-губернатор — З. Г. Чернышев создал в своей  части Яропольца родовое майоратное имение. Ему приписывают основание дворцово-паркового ансамбля. По скудным документальным свидетельствам можно предположить, что начало деятельности З. Г. Чернышева по благоустройству и отстройки усадьбы относится к 1760 — 1770-м годам. В 1766 году он провел межевые работы, а из переписки Екатерины с И. Г. Чернышевым видно, что в 1768 году занимался в Яропольце строительством дома.
  • Великолепная загородная резиденция Русский  Версаль уже к 70-м годам XVIII столетия сложилась в архитектурный ансамбль.
     В 1775 году в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией (1768 — 1774), завершившейся заключением Кучук-Кайнарджийского мира, подмосковную резиденцию З.Г. Чернышева посетила Екатерина II.
  • В 1788 году, после пожара был надстроен второй этаж над галереями-переходами к основному объему, а флигелям пристроены башни с винтовыми лестницами. В 1830 — 40 гг. пристроены одноэтажные дугообразные переходы, связавшие дворец со служебными корпусами.
  • Еще при подъезде к Яропольцу вдали над домами и деревьями плывет странный силуэт двух дублирующих друг друга куполов. Оригинальность замысла еще более поражает вблизи. В отличие от обычной композиции храма здесь господствует не вертикальный объем, а горизонтальный, к тому же двухчастный и почти никак не центрированный, по крайней мере в силуэте. Два купола совершенно идентичны, как и стоящие под ними объемы храма и мавзолея. Собственно, эта идея объединения усадебной церкви и усыпальницы в одно целое и породила композицию, уникальную для русской архитектуры. Так что причина столь своеобразного вида Казанской церкви лежит на поверхности, хотя и получила оригинальное архитектурное воплощение. Уже поэтому спекуляции с «театром» и «масонским храмом» излишни. Замысел необычного сооружения принадлежал З.Г.Чернышеву. В самой идее уравнять храм с фамильным мавзолеем угадывается знаменитое честолюбие фельдмаршала.
  • Первый храм на Чернышевской половине Яропольца появился в 1742 году. Тогда была «по благословению Святейшего Синода и по прошению покойного генерала и кавалера графа Григория Петровича Чернышева построена вновь каменная церковь Казанской Пресвятой Богородицы».[i] Из Экономических примечаний 1766 года известно, что при ней была «колокольня каменная со шпицом в высоту до двадцати сажень». Дата и обстоятельства замены этого еще не успевшего устареть здания новым, дошедшим до нас, до сих пор неизвестны.
  • Обмерный чертеж фасада Казанской церкви-усыпальницы. Арх. Л.Г. Полякова. 1997 г. Ярополецкий народный краеведческий музей

В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».[ii] В ряде поздних документов и в литературе постройку датируют 1798 годом, когда храм был освящен. Соответственно заказчицей считали А.Р.Чернышеву. «Говорят, что она выстроена знаменитым Казаковым», — писал С.А.Торопов, тут же добавляя, что «на это нет никаких литературных или чертежных свидетельств».[iii] С Торопова и повелось относить ярополецкий храм к произведениям казаковской школы. Это суждение окрепло с публикацией Н.Я.Тихомировым в 1956 г. чертежа (фасада и плана) из т.н. «смешанного» альбома М.Ф.Казакова.[iv] Воспроизводящий с небольшими отступлениями облик ярополецкой церкви, он был назван ее уцелевшим проектом.
  • Здание составлено из двух прямоугольных помещений, зеркально повернутых внутрь к скрепляющему их общему притвору, выходящему на оба фасада четырехколонными портиками. Восточная половина и есть сама Казанская церковь, получившая просторный зальный интерьер. Ее апсида вполне канонично обращена на восток, но с существенным отклонением к северу, в угоду общей планировке усадьбы. Противоположную часть здания занимает мавзолей с подземным сводчатым склепом. Позже в «ложной» апсиде усыпальницы воздвигли надгробие З.Г.Чернышева. Хорошо просматриваемая анфилада протянулась через все здание, замкнувшись на концах Царскими вратами иконостаса и мраморной пирамидой с профилем фельдмаршала – невиданное для церковного пространства решение. Фасады обеих частей церковного здания своеобразно интерпретируют мотив внушительных триумфальных арок, в проем которых будто вмонтирован малый портал с арочным входом меж двух колонн.
  • Своеобразный облик церкви, не вписывающийся в привычный образ православного храма, породил живущие до сих пор легенды. Якобы Чернышевы изначально строили театр и лишь затем переделали его в церковь. Очевидная нелепость этого предположения не требует комментариев – с типологией театральных зданий чернышевский храм не имеет ничего общего. Устойчива также «версия» о таинственном масонском храме. Однако, несмотря на тесные связи З.Г.Чернышева с масонством, в архитектуре и убранстве церкви отсутствует какая-либо масонская символика. Принимаемое некоторыми за загадочный масонский знак изображение Всевидящего Ока во фронтоне таковым не является и типично для убранства православных храмов барокко и классицизма.
  • Ворота по периметру храма выполнены в русском стиле с луковичными главками над пролетами.
  • Фотографии начала 20 века. Копия с ЖЖ av4.
  • Фотографии начала 20 века. Копия с ЖЖ av4.
  • Фотографии начала 20 века. Копия с ЖЖ av4.
  • Фото сентябрь 2009
  • Фото сентябрь 2009
  • За церковью.
  • Краснокирпичная колокольня, стоящая позади церкви сейчас — это позднее добавление к храмовому комплексу, ставшее и последней по времени крупной постройкой чернышевского Яропольца. На ее месте, предположительно, стояла другая колокольня, которая развалилась задев, купол церкви. Новую строили долго, с 1839 по 1869 гг. Еще в 1871 г. она не была полностью завершена. В советское время строение переделали в водонапорную башню.
...
0
Обмерный чертеж фасада Казанской церкви-усыпальницы. Арх. Л.Г. Полякова. 1997 г. Ярополецкий народный краеведческий музей

В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».[ii] В ряде поздних документов и в литературе постройку датируют 1798 годом, когда храм был освящен. Соответственно заказчицей считали А.Р.Чернышеву. «Говорят, что она выстроена знаменитым Казаковым», — писал С.А.Торопов, тут же добавляя, что «на это нет никаких литературных или чертежных свидетельств».[iii] С Торопова и повелось относить ярополецкий храм к произведениям казаковской школы. Это суждение окрепло с публикацией Н.Я.Тихомировым в 1956 г. чертежа (фасада и плана) из т.н. «смешанного» альбома М.Ф.Казакова.[iv] Воспроизводящий с небольшими отступлениями облик ярополецкой церкви, он был назван ее уцелевшим проектом. Волоколамск, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Обмерный чертеж фасада Казанской церкви-усыпальницы. Арх. Л.Г. Полякова. 1997 г. Ярополецкий народный краеведческий музей

В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».[ii] В ряде поздних документов и в литературе постройку датируют 1798 годом, когда храм был освящен. Соответственно заказчицей считали А.Р.Чернышеву. «Говорят, что она выстроена знаменитым Казаковым», — писал С.А.Торопов, тут же добавляя, что «на это нет никаких литературных или чертежных свидетельств».[iii] С Торопова и повелось относить ярополецкий храм к произведениям казаковской школы. Это суждение окрепло с публикацией Н.Я.Тихомировым в 1956 г. чертежа (фасада и плана) из т.н. «смешанного» альбома М.Ф.Казакова.[iv] Воспроизводящий с небольшими отступлениями облик ярополецкой церкви, он был назван ее уцелевшим проектом.

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Волоколамск

    Волоколамск

    LAT
  • 56.03273N, 35.95452E
  • Я здесь был
    Было: 68
    Хочу посетить
    163

    24 материалa по 5 объектам,  711 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в Волоколамске?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    4
    agoriya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 13 апр 2011

    Ярополец - далекое прошлое рядом с нами. А мы его знаем?

     
    14 апреля 2011 года||2 (1)| 11| 40434

    Село Ярополец – одно из древнейших сёл Волоколамского района. Оно также богато такими памятниками истории и культуры как усадьба Загряжских-Гончаровых (XVIII в), усадьба Чернышёвых «Русский Версаль» (XVIII в) и могила гетмана правобережной Украины П.Д.Дорошенко (XVII в).С села Ярополец начиналась электрификация Волоколамского района. Первые четыре лампочки загорелись в Народном доме в октябре 1918 г., а уже через год Ярополец полностью электрифицирован за счёт мельницы графов Чернышёвых.
    Исторически Ярополец связан не только с расцветом, но и с крушением знатной дворянской фамилии, произошедшим вследствие причастности к декабристскому движению З. Г. Чернышева (1798 - 1826), внучатого племянника фельдмаршала, его полного тезки. Захар Чернышев , будучи последним и единственным по мужской линии представителем рода, все же не стал ни распорядителем, ни владельцем имения. Одна из сестер его, Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому решением правительственного Сената в январе 1832 года было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышевых. С этого момента Ярополецкое имение числиться за Чернышевыми-Кругликовыми. В июле 1847 года скончалась С.Г. Чернышева. И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения его супруги за их малолетним сыном Ипполитом. Вскоре, в ноябре 1847 года умирает и сам Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. По достижении совершеннолетия Ипполит становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества. Деловая переписка с Ипполитом Ивановичем подтверждает его управление имением почти до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.

    В период с 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы, а затем санатория им. Павлика Морозова. Этому очень благоприятствовала обширная территория, прекрасный парк, и протекавшая в нем река.

    Практическое использовании усадьбы стало невозможным после огромного ущерба, нанесенного усадьбе оккупацией Яропольца немецко-фашистскими войсками в 1941 году.

    При написании использовался текст А.В. Чекмарёва «Ярополец. История двух усадеб» и фотографии начала 20 века из ЖЖ av4.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    19 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Волоколамск
    сообщить модератору
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      15 апр 2011, 15:45
      удалить
      Была там года три назад. Говорили о том, что будут реставрировать. Ничего не изменилось. :((
    • agoriya
      помощь
      agoriya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 апр 2011
      15 апр 2011, 16:41
      удалить
      К сожалению, церковь потеряна - идет обрушение колон и крыши - даже забили досками окна и двери, что бы людей не покалечило. Но ведь при желании, не такие здания восстанавливали, и даже заново воссоздавали. А вот дом можно и нужно ремонтировать и реставрировать, возможно в этом направлении уже идет какая-то работа. Во всяком случае местные жители очень на это надеяться.
    Наверх