Ватикан (столица)

Ватикан (столица)

LAT
  • 41.90218N, 12.45360E
  • Я здесь был
    Было: 64
    Хочу посетить
    1582

    174 материалa по 19 объектам,  789 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в городе Ватикан (столица)?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    архитектура, памятники, парки, музеи, выставки
    • GPS
    • Ватикан,
    Фотографии
    Карта
    36 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (4) помощь
    Viktor-Viktor
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 сен 2011

    Сикстинская капелла в музеях Ватикана. Страшный суд

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки, музеи, выставки
    30 июня 2021 года||
    GPS
    |6 (4)| 31| 23610

    Этот совет является частью дневника «Музеи Ватикана»

    5
    Понтификат Климента VII был чередой непрерывных поражений и неудач. Не обладая никакими дипломатическими способностями, он заключил союз с Францией, Венецией и Миланом против возрастающего могущества Габсбургов. Армия императора Карла V захватила Рим и подвергла город такому разорению, какого он не испытывал со времен нашествия варваров. При Клименте VII произошло распространение протестантизма в Германии и раскол между английской и римской церквями после отказа папы аннулировать брак английского короля, не имевшего наследника мужского пола. Британский историк Джон Норвич в книге «История папства» пишет: «И, тем не менее, несмотря на все свои злоключения, многие из которых были на его совести, папа никогда не забывал о том, что он князь эпохи Ренессанса и носит фамилию Медичи». Папа покровительствовал скульптору Челлини и возобновил финансирование работ по росписи зала Константина в станцах Рафаэля, за что был изображен на фресках «Крещение Константина» и «Дар Рима».
    7

    Автор: Viktor-Viktor


    Фрески «Крещение Константина» (слева) и «Дар Рима» (справа) в зале Константина станцев Рафаэля музеев Ватикана с изображением папы Климента VII

    Климент VII хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его пап-предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими и умбрийскими художниками в Сикстинской капелле был создан цикл настенных фресок, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал свод Сикстинской капеллы, и Льва X, по желанию которого капелла была украшена гобеленами по картонам Рафаэля. Читаем в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари: «Микеланджело намеревался перейти к работе над статуями гробницы умершего 20 лет назад папы Юлия II, когда Клименту VII пришло на ум вызвать художника к себе, ибо желал он сделать стенную живопись в Сикстинской капелле. Папа хотел, чтобы на алтарной стене Микеланджело написал «Страшный суд», показав этой картиной чего можно достичь живописью. Пока Микеланджело был занят набросками и рисунками «Страшного суда», он не переставал ежедневно встречаться с наследниками Юлия II, обвинявшими Буонарроти в получении от папы шестнадцати тысяч скуди для его гробницы. Чтобы избавиться от невыносимого обвинения, Микеланджело намеревался со временем ее окончить, несмотря на свою старость. В заключенном с герцогом Урбинским (племянник папы Юлия II) договоре Микеланджело принял обязательство только четыре месяца в году заниматься росписью Сикстинской капеллы, а в остальное время работать над статуями для гробницы». В сентябре 1534 года Микеланджело прибыл в Рим, но несколько дней спустя Климент VII умер и художник, считая, что заказ на фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле потерял актуальность, покинул папский двор и продолжил работу над гробницей Юлия II.
    7

    Автор: Viktor-Viktor


    Микеланджело. Гробница папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи

    Тогда же, в сентябре 1534 года, через два дня после начала конклава папой был провозглашен Павел III, понтификат которого продолжался долгих 15 лет. Британский историк Джон Норвич в книге «История папства» пишет: «Павлу III исполнилось шестьдесят семь лет, и здоровье его оставляло желать лучшего. Согбенный, с длинной белой бородой, он ходил, хромая и опираясь на палку, и выглядел лет на десять старше своего возраста. В прежние дни Павла называли «бабьим кардиналом», поскольку ходили слухи и многие верили им, что он получил красную шапку кардинала только благодаря своей сестре Джулии — любовнице папы Александра VI Борджиа. С самого начала своего правления он, однако, дал понять, что быть папой — «подкаблучником» не намерен — он оказался реформатором и был занят делами церкви, которая переживала множество трудностей. Первая была связана с турецкой угрозой. Под водительством талантливейшего султана Сулеймана Великолепного турки не только продвигались вглубь Центральной Европы — они угрожали берегам Италии, а также немногим оставшимся форпостам христианства в Восточном Средиземноморье. Поражение им могли нанести лишь все народы католического вероисповедания совместными усилиями. Для этого Павел III примирил между собой двух главных противников — французского короля Франциска I и императора Священной Римской империи Карла V. Другая опасность исходила от протестантизма. Давно прошло то время, когда можно было полностью искоренить его: поднявшаяся волна уже поглотила значительную часть Северной Европы. Папе оставалось только сосредоточить свои усилия на ограничении наносимого протестантством ущерба. Чем больше он размышлял над тем, как сдержать стихию, тем более убеждался, что назрела необходимость в созыве Вселенского собора, причем на нем должна была бы присутствовать сильная группировка лютеран».

    Норвич продолжает: «Павел III созвал специальную комиссию, которой приказал доложить обо всех язвах, поразивших церковь, и рекомендовать меры для их исцеления. В докладе комиссии перечислялись злоупотребления католической церкви: продажа индульгенций и церковных бенефиций, синекур, создание огромного количества епископств и бесчисленного множества церковных должностей — и ответственность возлагалась непосредственно на папство. Комиссия сделала вывод, что результатом всего этого стала протестантская Реформация, и если бы церковь содержала дом свой в порядке, Реформация бы не возникла». Павел III осознал, что назрела необходимость глубоких и серьезных реформ и сделал все от него зависевшее: используя опыт испанской инквизиции создал в Риме церковный трибунал с неограниченными правами, поддержал орден иезуитов Игнатия Лойолы и созвал Тридентский вселенский собор, благодаря которому удалось остановилось распространение протестантизма.
    5

    Автор: Viktor-Viktor


    Надгробие папы Павла III в ватиканском соборе Святого Петра

    В «Жизнеописаниях» Вазари пишет: «Павел III вызвал Микеланджело к себе, осыпал его любезностями и предложениями, настаивая на том, чтобы он работал на него и оставался при нем. Микеланджело отказался от этого, говоря, что не может так поступить, ибо связан с герцогом Урбинским, пока не будет закончена гробница Юлия II. Папа разгневался и сказал: «Уже 30 лет имею я такое желание, неужели же, став папою, его не исполню? Порву договор, желаю, чтобы ты, во что бы то ни стало, служил мне». Папа хотел заказать Микеланджело какое-нибудь значительное произведение и однажды вместе с десятью кардиналами явился в дом к нему, выразив желание увидеть все статуи гробницы Юлия, которые ему показались достойными восхищения. Увидав картоны и рисунки, которые Микеланджело подготовлял для стены Сикстинской капеллы, папа нашел их изумительными и снова настойчиво стал просить его идти к нему на службу, обещая добиться того, что герцог Урбинский удовлетворится тремя статуями, а остальные можно заказать по моделям Микеланджело другим выдающимся мастерам. Так и сговорился его святейшество с агентами герцога, и заключен был новый договор, подписанный герцогом; добровольно взял Микеланджело на себя обязательство оплатить три статуи и постройку самой гробницы и для этого внес он в банк Строцци тысячу пятьсот восемьдесят дукатов. Эту сумму считал он достаточной для покрытия его обязательств по этому, отнявшему столько времени и доставившему ему столько неприятностей заказу».

    Только после этого Микеланджело согласился работать на папу Павла III, который пожелал, чтобы Буонарроти расписал всю алтарную стену Сикстинской капеллы, нисколько не меняя ни композиции, ни плана, разработанного ранее. Микеланджело «приказал к прежней стене капеллы приделать новую, наклонную, из отборных, хорошо обожженных и пригнанных друг к другу кирпичей, так, чтобы верхний край выступал на пол-локтя, не давая задерживаться пыли и грязи». Художник работал над фреской «Страшный суд» с 1536 по 1541 годы, темой ее стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.
    8

    Автор: Viktor-Viktor4


    Фреска «Страшный суд» на западной алтарной стене Сикстинской капеллы

    Условно фреску «Страшный суд» можно разделить на три части: верхняя часть (люнеты) — летящие ангелы с атрибутами Страстей Христовых, центральная часть — Христос и Дева Мария в окружении библейских персонажей и святых, нижняя — конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мертвых, восхождение на небо спасенных и низвержение грешников в ад.

    В двух люнетах изображены ангелы без крыльев (вопреки традициям), которые несут символы Страстей Христовых — крест, колонну, копье, губку, гвозди, венец, и четко выделяются на фоне ультрамаринового неба. В напряженных выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасенных, а тревога, трепет, подавленность, а их трудные и разнообразные позы выполнены с легкостью.
    6

    Автор: Viktor-Viktor


    Ангелы с атрибутами Страстей Христовых на фреске «Страшный суд»

    Читаем в «Жизнеописаниях» Вазари: «В центре восседает Христос-Судия с Девой Марией. Ликом грозным и непреклонным повернулся он к грешникам, проклиная их, к великому ужасу Мадонны, которая съежившись в своем плаще, слышит и видит всю эту погибель. Христа окружают бесчисленные фигуры пророков и апостолов, и особняком среди них — Адам и Святой Петр: один — в знак того, что он предок людей, явившихся на суд, другой — в знак того, что он основа христианской религии. У ног Иисуса прекрасная фигура Святого Варфоломея, показывающего содранную с него кожу. Здесь и Святой Лаврентий, равным образом нагой, и счета нет бесчисленнейшим святым мужского пола и женского и прочим фигурам, женским и мужским; вблизи и вдали они обнимают друг друга и ликуют, получив вечное блаженство по милости Божьей и в награду за содеянное ими».
    5

    Автор: Viktor-Viktor


    Христос и Дева Мария в окружении библейских персонажей и святых на фреске «Страшный суд»

    Нижнюю часть фрески Вазари описывает так: «Семь ангелов с трубами призывают на суд, и волосы дыбом встают у того, кто смотрит на них, от ужаса, явленного на лицах. Рядом с ними с одной стороны изображены семь смертных грехов; в дьявольском обличии они влекут вниз к аду души, пытающиеся улететь к небу; прекрасны их позы, и перспективные сокращения удивительны. Микеланджело не преминул показать миру, как мертвые, воскресая, облекаются костьми и плотью и как поддерживаемые другими ожившими людьми, они взлетают к небу, причем души, уже вкусившие блаженство, оказывают им помощь. Буонарроти принял во внимание все, приличествующее подобному произведению; для него он изучал и упражнялся, применив свой опыт равномерно во всей картине как это особенно ясно видно по барке Харона, который яростно бьет веслом души, сброшенные дьяволами в барку. Представить себе невозможно, сколько разнообразия в лицах этих дьяволов, поистине адских чудовищ. Лица же грешников выражают греховность и вместе с тем боязнь вечного проклятья».
    5

    Автор: Viktor-Viktor


    Нижняя часть фрески «Страшный суд» на западной алтарной стене Сикстинской капеллы

    В «Жизнеописаниях» Вазари рассказывает такую историю: «Уже закончил Микеланджело свое произведение больше чем на три четверти, когда явился взглянуть на него папа Павел III; вместе с ним пришел в капеллу мессер Биаджо да Чезена, церемониймейстер, человек придирчивый, который на вопрос, как он находит это произведение, ответил: «Полное бесстыдство — изображать в месте столь священном столько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы». Не понравилось это Микеланджело, который, желая ему отомстить, как только он ушел, изобразил его, списав с натуры, в аду среди кучи дьяволов в виде царя Миноса с ослиными ушами. Сколько ни просил мессер Биаджо папу и Микеланджело уничтожить это изображение, последний сохранил его для памяти об этом, так что и сейчас можно его видеть».
    4

    Автор: Viktor-Viktor


    Последняя фигура в правом нижнем углу фрески «Страшный суд» — Минос с ослиными ушами

    Общая оценка фрески «Страшный суд» у Вазари звучит так: «Помимо исключительной красоты картины нужно отметить такую цельность ее колорита и всего ее выполнения, точно она сделана в один день, притом столь тонко, что никакому миниатюристу так не сделать. Нельзя описать, сколько здесь фигур, сколь выразительно и грандиозно произведение, изумительно передающее всевозможные человеческие страсти. Гордеца, завистника, скупца, развратника и иного грешника отличит здесь всякий мыслящий человек, обратив внимание на выражение лица или на позу, или на другую какую-нибудь черту в их внешности. Человек рассудительный и сведущий в живописи поймет, какой силы может достичь искусство, и откроет в этих фигурах мысли и чувства, еще никем до Микеланджело не изображенные. Также увидит он, как можно разнообразить позы мужчин и женщин, старых и молодых, в зависимости от своеобразных и изменчивых движений. Кто же не постигнет мощи искусства вместе с чувством изящного, которым одарила Микеланджело сама природа! Ведь он потрясает сердца и людей несведущих, и людей, понимающих толк в этом ремесле. Богом дана людям на земле его великая живопись, дабы видели они волю рока в ниспослании на землю умов высшего порядка, одаренных духом изящного и божественной мудростью и, видя, какие знамения живут в предметах, им изображенных, трепещет человек и страшится: не грозный ли дух воплотился в живописца. Счастливцем может назвать себя и счастливой свою память видевший это поистине изумляющее чудо нашего века».
    6

    Автор: Viktor-Viktor


    Фреска «Страшный суд» на западной алтарной стене Сикстинской капеллы

    На следующий год после смерти Микеланджело решением Тридентского собора, осудившему наготу в религиозном искусстве, часть обнаженных тел фрески алтарной стены Сикстинской капеллы «прикрыли» одеждами. Ученика Микеланджело, писавшего драпировки на фигурах «Страшного суда», римляне наградили уничижительным прозвищем «штанописец» и напомнили, что его учитель, работая над фреской, часто повторял слова из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого».
    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    9 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Ватикан (столица)
    сообщить модератору
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      1 июл 2021, 08:49
      удалить
      Спасибо, Виктор!
      Вы проделали огромную работу, а мы с удовольствием и интересом прочли
      этот великолепный рассказ о мировом шедевре!
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      1 июл 2021, 11:05
      удалить
      Да уж, поработать пришлось: в текст совета вошло процентов 20 исходно собранного материала.
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      2 июл 2021, 23:04
      удалить
      Великолепно!
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      3 июл 2021, 02:36
      удалить
      Сикстинская капелла — очень сложный объект для описания, поэтому долго готовился, а вот на создание цикла из 4 советов ушло совсем короткое для меня время — 10 дней.
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      11 июл 2021, 12:45
      удалить
      Самая известная фреска капеллы и та самая, которая магнетически притягивает взгляд на многие минуты. Интересно насчет наклона стены, думаю что он создает более правильный угол для визуально восприятия сюжета фрески, также конечно растекающееся по огромному ее пространству голубое небо притягивает взгляд. Всем же интересно, что там на небесах происходит! Это безусловно шедевр и кульминация Возрождения и родилась она тоже весьма интересна судя по истории их договоренности с Папой
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      15 июл 2021, 18:00
      удалить
      Языком фресок автор хотел донести и свое личное отношение к тому, что он изображал.
      Можно бесконечно писать о них, и здесь вы правы — очень сложный объект для описания...
      Вам удалось это сделать лаконично, но емко. Спасибо
    Наверх