Валдай

С нами с 6 апр 2009

Валдай. Гостиница. Достопримечательности /ч.1

4 июля 2011 года||2 (1)| 3| 12041

Оглавление: На Валдай из Петрозаводска. Достопримечательности по дороге.
    Валдай.

Мы мчимся из Петрозаводска в Москву, это целых ~1000км, поэтому ночёвка у нас запланирована в Валдае, до него ~600км. Это уже финальный, и не самый главный, отрезок нашего путешествия, но, тем не менее, обо всём, что мы увидели и что вообще можно в принципе увидеть, проезжая по этой трассе, я расскажу ниже.
    Выезжаем из Петрозаводска солнечным летним утром. Мы совсем не боимся цифр – 600км (до Валдая). Подумаешь, к тому же так хочется их поделить на 150 км/ч и через четыре часика уже гулять по берегу озера Валдай. Ха-ха. Хо-хо. Дорога за Петрозаводском начинается такая, что даже на 60 делить и то много. Ползём, трясемся, поднимаем клубы пыли.
    Мы оптимисты, и сравнивая эту стиральную доску с той, по которой мы ехали из Вологды (Вытегры) до Петрозаводска, насчитываем в ней массу преимуществ и считаем, что она практически асфальтовая. Которая, кстати, начинается ровно на границе Карелии с Ленинградской областью.

Часа через три проезжаем мимо указателя «Александро-Свирский монастырь, 5км». Всего-то ничего, а свернуть и заехать не можем! У нас лимит времени. А это замечательное место - около 500 лет назад этот монастырь основал преподобный Александр Свирский, и его называют «Северной Лаврой». Александр Свирский – особый святой на Руси. В 85 лет он ушел в мир иной, а его мощи, пролежав 500 лет, не высохли и не потемнели, кожа имеет светло-желтоватый оттенок и благоухает.

Мы же мчимся мимо и дальше. Проезжаем Старую Ладогу. К моему стыду, о замечательной и древнейшей истории этого места, я узнаю, листая путеводитель. Ведь это самая древняя столица Руси и здесь правил первый русский варяг - Рюрик. Навстречу нам вдоль дороги идут наряженные в русские старинные костюмы парни и девушки. Сейчас около 5 вечера, и, скорее всего, они работают в Староладожском музее-заповеднике, мы уже видим стены старинной крепости и маковки церквей. А ещё проезжаем поле с высокими курганами, вполне возможно (судя по легендам), что именно здесь князь Олег Вещий наступил на змею.

Опять же признаюсь, любой редкий населённый пункт, мимо которого мы проезжаем, интересует нас исключительно с гастрономической точки зрения. Уже вечер – и мы дико хотим есть. Вообще, голодные автомобильные туристы в нашей стране считаются само собой разумеющимся. И такой порядок вещей сильно надоедает, мешает и раздражает, вкупе с плохими дорогами. Где-нибудь в скандинавской стране (для примера) вас не поймут, если в дорогу вы возьмёте с собой огромный термос, жареную курицу, пакет с помидорами и настрогаете колбасы для бутербродов. Зачем это вообще нужно, когда любой уважающий себя путешественник в любой уважающей своих граждан стране, может качественно перекусить в придорожных кафе. У нас же это нонсенс. Да, мы не запаслись провизией в Петрозаводске, а логично предположили, что перекусим по дороге. Ага. Размечтались. Если только маслятами и ягодами из леса. Длинный путь, шоссе – и ничего съедобно-кафешечного нет, и не наблюдается на горизонте. Один раз остановились в Волхове на заправке и купили по мороженому, а всё остальное – ну не знаю, как вежливо выразиться - лучше съесть ящик мороженого, чем этот «щащлык». Да, попадались редкие подобные пирожковые и шашлычные, но… э… , ладно промолчу. Мы искали глазами приличную бензозаправку типа BP, помнится ещё в Вологде, оценили её кафешечно-магазинную инфраструктуру. Какое! Мелькали некие заправки, часто безымянные, в виде одиноких кабинок со шлангами, наверное, на таких и снимали сцены из Бумера-2.

За весь день мы так ничего и не поели! В Валдай приехали уже почти ночью (около 10 часов вечера), когда голодные спазмы, терзавшие нас, уже уснули.
    Валдай нас потряс. В прямом смысле. Если бы мне до этого кто-нибудь попытался бы рассказать, что за красивым названием Валдай скрывается такое – я бы не поверила. Валдай – был для нас путеводной звездой на нашей голодной дороге. Только мы начинали взвинчиваться из-за голодных колик – как кто-то говорил волшебное «Валдай» и сразу становилось легче. Валдай рисовался в голодных фантазиях, как необыкновенно красивое огромное озеро, окружённое густым (обязательно) лесом и высокими роскошными (обязательно) деревьями, а в самом городе малиновым звоном звучат валдайские колокольчики.

Валдай.
    Въехали мы в город Валдай в сумерках. И сразу для себя отметили, что это были опасные какие-то сумерки. Не то, чтобы там «волшебная ночь спустилась на город», а, судя по количеству и виду непонятных шляющихся личностей, ночь обещала быть жаркой. Ночной Валдай был похож не на дамочку, смывшую косметику перед сном, а на республику ШКИД, которая дождалась ночи и свободы действий.
    У нас была зарезервирована гостиница «Валдай». Номер в ней стоил ~500 рублей. Эта цена изначально нам очень не понравилась, и я дотошно выспрашивала по телефону все подробности интерьера и наличия удобств. «Да чистенький номер, хороший, все останавливаются и никто не жалуется», - так примерно звучал ответ администраторши. Вообще-то мы хотели остановиться в гостевом доме «Кот и Клевер» на берегу Валдайского озера, который очень хвалили люди. Но там не было мест. Поэтому пришлось забронировать этот вариант, но сомнения точили. Поэтому я, перекопав интернет, нашла ещё один вариант – туркомплекс «Валдайские зори». Порядок цен здесь был уже другой - ~ 100евро +15% за бронь. Но моя верная интуиция тихо шептала: «Бронируй, бронируй, лишняя бронь никому не помешает». И я подстраховалась.

Мы с трудом нашли и в полной темноте подъехали к гостинице «Валдай». Увиденное – нас удивило. Ярко горели окна номеров, а на их ярком фоне виднелись какие-то раскачивающиеся, как обезьяны на лиане, силуэты фигур. Приглядевшись, мы поняли, что это какие-то немыслимо активные разгорячённые постояльцы перелезают по балконам в гости, надо полагать, к девчонкам. Гостиница трёхэтажная, а это значит три яруса балконов, и на них, надо отметить, было почти столпотворение. Рядом в темноте на скамейке сидела ватага, которая сильно оживилась при нашем подъезде и заинтересованно замерцала красными огоньками сигарет. Муж побледнел и с криком «а как же мне машину-то оставить» предложил немедленно отсюда уехать. На улицах, кстати говоря, не наблюдалось ни одной припаркованной машины. Ни одной. Я предложила сходить на разведку. Когда мы вошли в холл, и я увидела рваный кожаный диван, а главное – почувствовала немыслимо старьёвочный запах, мне активно не хотелось вообще подходить и общаться с дежурной. Она, как опытный работник, сразу намётанным глазом считала с выражений наших лиц, что нам «не очень» нравится их гостиница, а по выражению наших глаз, что мы можем поднять скандал. Я затребовала показать номер. Она сопротивлялась минут 20. Аргументы были сначала такие «да что его зря смотреть, номер как номер», потом «вот, из-за каких-то, приходится Маню от дела отрывать». (Маня принесла как раз сушки к чаю). Поднялись. Посмотрели. Я поняла, что кроме нас, там явно присутствуют третьи (с хвостами), четвёртые (с усами) и даже пятые (с крылышками) соседи. Спустились вниз. «Ну, если вам не ндравитца, то останавливайтесь на дороге в мотеле, здесь других гостиниц нет!» - хрустя баранками, сообщила она нам, попивая чаёк.

Я ей тут же показала имеющийся в наличие заранее составленный список всех валдайских гостиниц. Женщина искренне расстроилась. И так мы ей испортили чаепитие, а тут ещё и информ-списком помахали. Какие ж привередливые туристы приезжают! :(

Полчаса искали, кружили, с трудом нашли «Валдайские зори». Туркомплексом это не назовёшь – просто небольшая многоэтажная гостиница на самом берегу озера с очень маленькой огороженной территорией. Судя по количеству горящих окон – профицита постояльцев здесь не наблюдалось. :( И мы решили не переплачивать дурацкие проценты за бронь. В просторном холле на стене были развешаны портреты многих известных наших актёров, которые жили в этой гостинице – здесь ведь снимали и снимают кинофильмы. Под этими портретами и я проявила яркое и высокоталантливое актёрское мастерство :) - уселась на сумки с сонным видом, давая понять, что практически засыпаю и чтобы меня не тревожили. (Недаром в детстве у меня была наилюбимейшая книжка «Девочка, с которой никто не хотел дружить»). Дело в том, что бронь была на меня. Муж быстренько заполнил бумажки, и сэкономленные проценты тут же потратил на «вид на озеро из окна номера». Надо отметить, что стоимость кроме завтрака включала ещё и обед. Номер был нормальный, модный, только очень маленький. С нашим скандинавским ростом мы просто бились об стены, пытаясь не столкнуться друг с другом. Удивил листок, лежащий на видном месте, с длиннющим перечнем «чего нельзя делать в номере». Оказывается, нельзя было «выпускать пух из подушек», оставлять надписи на обоях, умыкать ванную шторку. Чувствуется, что этот многострадальный список имеет под собой реальную основу. Прочитали – и сразу захотелось сделать что-нибудь этакое, например, распороть подушку, нацарапать на шкафе «здесь были мы», или хотя бы снять ковровое покрытие. :):):)
    Кстати, заселившись в номер, мы сразу пошли оплачивать стоянку гостиничным охранникам. Вышли дюжие парни и затребовали за ночь ~ рублей двести, что является достаточно большой суммой для любой парковки около гостиницы. Но мы поняли (после всего увиденного) – что этим парням приходится реально оборонять туристические авто от местных. Тут не расслабишься.
    Утром – вышли на балкон. Да – вот оно озеро Валдай. До него буквально несколько шагов. Территория гостиница очень компактная, но у самого берега расставлены качели с диванчиками, и рядом с мостками припаркованы несколько лодок и водных велосипедов, а на зелёной травке рядами разложены лежаки. Завтрак был накрыт в соседнем здании, и представлял собой в принципе, нормальное явление.
    Я уже горела туристической лихорадкой. Сейчас мы наконец-то увидим старинный городок Валдай, оценим его провинциальную прелесть и уютность, послушаем валдайские колокола, посидим на берегу озера, и обязательно купим (сегодня суббота) на местном рынке у местных бабулек дары валдайских лесов (чернику, морошку), а у местных рыбаков вкуснейшей копчёной и солёной рыбки. А то, что ночью нам померещилось, так это видение было.
    Вы знаете, что такое валдайский субботний рынок? Это заставленные палатками с азиатским ширпотребом площадь и примыкающие к ним улицы. Никаких ягод и прочих даров. Никаких рыбаков и рыб. Только дешёвые некачественные шмотки и вал народа. Ну почему, и как, и когда культурная жизнь провинциального милого города свелась к посещению подобных «торговых рядов» ?? !! … Когда Валдай, успел превратиться, а вернее опуститься до того, что кульминацией субботнего дня и долгожданным явлением для большинства валдайцев стал палаточный рынок с китайско-турецким дерьмом? Извините.

Рыбу мы нашли. Искали 1,5 часа. Сморщенные просоленные твердокаменные закорючки, явно улова не этого года, и даже не прошлого, в каком-то центральном продуктовом магазине. Церковь в центре «базарной площади» находится в полуразвалившемся состоянии.

Озеро Валдай, а именно часть его берега, рядом с городом, невероятно плотно застроена, стиль домов как обычно микс ветхих избушек на курьих ножках с кирпичным модным новостроем. Озёрной романтики особо здесь, мягко говоря, не чувствуется. В гостинице предлагались услуги по «организации» рыбалки, т.е. можно взять в аренду лодку, удочку, снасти, а потом улов отдать поварам, чтобы они его вам превратили в обед или ужин, наверное, тоже за арендную плату. Я понимаю, что сейчас все описанные впечатления, возможно, по-туристически субъективны, и, конечно же, Валдай это огромное озеро, и должно же быть где-то красиво, и тишина, и густой лес – но мы такого не видели. И, кстати, рассекая в плотной базарной толпе на площади, мы шли рядом с приезжими отдыхающими, женщиной и здоровенным мужчиной, который, так же как и мы с тоской взирал на людской водоворот, тащил за женой сумку с бананами и говорил по мобильному телефону: «Скучища, делать нечего, хочу домой, больше сюда ни ногой». От центральной пристани (громко сказано) можно на теплоходике доплыть до Валдайского монастыря Иверской Божией Матери, белые стены которого очень заманчиво виднелись на другом берегу озера. Но у нас, к сожалению, не было времени. Мы зашли только в Музей Колоколов. Это немного нас порадовало, хотя надо отметить, что музей маленький, а туристов очень много, буквально одна группа дышит в затылок другой, каждый экскурсовод колотит в колокола, и, в общем-то, знакомство с валдайскими колокольчиками превращается в дежурную галочку напротив посещённой достопримечательности.

Продолжение следует.
    (с) http://www.pamsik.ru
    При использовании текста гиперссылка на сайт и указание имя автора обязательны.

Дешёвый ✈️ по направлению Валдай
    • Troll88
      Troll88
      С нами с 2 ноя 2010
      12 июл 2011, 09:54
      Прекрасный рассказ и главное - реалистичный! Я несколько раз был проездом в тех краях и поэтому никаких иллюзий не питаю. На мой взгляд - самый приличный отель (цена-качество) в селе "Верхняя Троица" - это на родине М.И.Калинина - слишком далеко, а в остальных местах...Вы убедились сами.
    • NatalyA
      NatalyA
      С нами с 6 апр 2009
      14 июл 2011, 18:28
      рада видеть вас на Турбине)))
      Спасибо за наводку, если что - воспользуемся. Мы часто ездим по этой трассе.
      А вот иллюзий насчет Валдая мне искренне жаль... Почему-то была уверена, что это прекрасное, умиротворенное место.