...
1
Фреска в монастыре Воротнаванк Вагатин, Армения
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Вагатин

    Вагатин

    LAT
  • 39.50597N, 46.11757E
  • Я здесь был
    Было: 0
    Хочу посетить
    24

    2 материалa,  45 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в городе Вагатин?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    A_Erebuni
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 25 ноя 2012

    Фреска в монастыре Воротнаванк

     
    8 июля 2013 года||1 (1)| 9| 25334

    Монастырский комплекс Воротнаванк, расположенный в 14 километрах от города Сисиан в Сюникской области Армении, основан в 1000 году сюникской царицей Шаандухт.

    1

    Автор: A_Erebuni


    В 1000 году супруга сюникского царя Смбата царица Шаандухт построила первую церковь монастыря Воротнаванк — Сурб Степанос. Церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя) была построена младшим сыном Шаандухт, братом Сюникского царя Васака, князем Севада в 1006-1007 гг. Сама Шандухт, согласно книге Айка Хачатряна "Царицы Армении", принадлежала к роду Багратуни. Она и ее сестра Ката построили несколько церквей в Сюникском княжестве.
    1

    Автор: A_Erebuni


    Фреска находится в церкви Сурб Карапет. В 2011 году фреску реставрировали бельгийский реставратор Кристине Ламореа, архитектор-реставратор Ара Зарян из Италии и армянский специалист по восстановлению фресок Аржаник Ованнисян.
    1

    Автор: A_Erebuni


    В результате работ очищена, укреплена и частично отреставрирована фреска северного алтаря церкви диаметром 124 сантиметра, изображающая голубое звездное небо, окруженное звероподобными и человекоподобными существами с крылатым ангелом в центре.
    1

    Автор: A_Erebuni


    Фреска датируется предположительно XI веком, то есть создана одновременно с самой церковью.

    Я была в этом монастыре во второй половине мая этого года. Полтора месяца назад. И фреска не шла у меня их головы. Я сделала всё возможное, чтобы разгадать ее. Делюсь с Вами своими догадками и размышлениями. Последней я изложу версию, которую считаю самой верной (не только интуитивно, но и визуально, а также логически), но, возможно, Вы подкинете мне информацию, более уверенно подтверждающую 1-3 версии.

    Итак, мы пытаемся вместе увидеть, что изображено на фреске XI века! Обратимся к нескольким столпам.

    1. Астрология

    Звездное небо — это то, что видно на фреске без сомнения.
    Те созвездия на небе, которые изображались на средневековых звездных картах, а также отмечаются и на современных, были изобретены в глубочайшей древности. До христианства или после — в нашем случае не так уж важно. К XI веку они уже были широко известны и распространены, в том числе в Армении.

    Есть несколько доказательств, что старинные карты звездного неба обнаруживают поразительные и в общем-то очевидные связи с библейской историей. Об этом не так часто говорят — вероятно, чтобы не запутать и без того малопонятные сведения об астрологии и религии. Тем не менее, например созвездия Кассиопеи и Трона в Средние века изображались в виде Христа на престоле.

    Сидящего на Престоле (Троне) можно увидеть почти на каждой средневековой звездной карте. Например, на рисунке — Египетское звездное северное полушарие. Взято из книги: Corbinianus, «Firmamentum Firmianum», 1731 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург).

    1

    Автор: A_Erebuni


    Специалисты отмечают также, что Апокалипсис конкретно сравнивает созвездие Кассиопеи с Христом. Например, в старинной книге Радинуса (Radinus) изображен Трон, а на нем распятая «Кассиопея»: крестом служит спинка Трона, а руки Кассиопеи привязаны к поперечной перекладине креста. Это очевидный намек на христианское распятие. В Апокалипсисе, по видимому, описано созвездие Кассиопеи, которое в средние века воспринималось как "Звездный образ" Христа (Царя) на престоле.

    Итак, возможно, на фреске мы видим карту звездного неба, фигурок по периметру круга 12 — даже если их и не видно все точно, их количество можно предположить по равноудаленности в пределах периметра. Да, некоторые из видимых фигур довольно странные, но нам больше неоткуда почерпнуть, как именно изображали созвездия в средневековой Армении — может быть, именно так.

    Что касается центральной фигуры — чаще всего нам говорят, что это крылатый ангел. Тут мы подходим ко второй версии.

    2. Иконография

    К сожалению, я располагаю подробной и интересной информацией о православной иконографии, в Армении же у изображений в церквях есть особая история и эстетика. Тем не менее мы можем предположить о некоторых догматических сходствах.

    Фигуры со звездным небом, заключенные в круг, на иконах мы находим в двух вариантах.

    1

    Автор: A_Erebuni


    Первый, Ангел Великого совета — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета. Особый тип изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций. Можно в центре фрески допустить изображение Христа как Ангела, а по периметру — композиции из символов. Каких символов — рассмотрим чуть позже.

    Второй, Всевидящее Око — состоит из четырех концентрических кругов. Внутри — изображение благословляющего Христа Эммануила (Эммануилом называют образ Христа как Отрока или Младенца). Второй круг изображает лицо с 4-ми глазами. Над третьим кругом возвышается Богородица. Четвертый круг изображает звездное небо.

    Трудно сказать, могла ли быть что-то общее в иконографии XI века в РПЦ и ААЦ. Вообще синее звездное небо часто используется в украшении христианских храмов. Звездное небо особенно часто встречается в верхних украшениях раннехристианских храмов — на арках, в мозаиках куполов и т д. Например, свод мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V в.): на синем звездном небе в центре – золотой крест, по углам – символы четырех Евангелистов.

    3. Особенности армянской стенной живописи и миниатюры

    В Евангелии Мугни того же XI века отмечают причудливое сочетание узнаваемых видов цветов, птиц и животных с сиринами, сфинксами и грифонами, которое становится характерным для всех армянских рукописей. Возможно, это райский сад, в котором реальное и фантастическое могли сосуществовать, давая простор для творчества. Изучавшая Евангелие Мугни Л.Дурново насчитала на страницах, начиная с изображения слона и заканчивая медузой (не считая сфинксов и сиринов), 34 вида домашних и диких животных и птиц. Большинство из них выглядят вполне естественно, а некоторые, изображенные со слов или мало знакомые художнику, малоузнаваемы, искажены.
    Если предположить, что по периметру изображены 12 фигур животных или астрологических символов, вышеописанная особенность армянского живописного искусства объясняет, почему не все фигуры нам понятны.

    Течения, входившие в русло христианского искусства, не были однозначны, особенно в раннее христианского время, и армянские памятники отражают это очень ярко. В разные периоды по-разному и с разной силой искусство Сирии, Северной Африки, Каппадокии, Палестины, Грузии. Византии, мусульманского Востока влияли на армянское искусство.
    Обилие растений и птиц существуют в армянской миниатюре как устойчивое воспоминание о декорациях позднеантичных зданий (мозаичных полов и росписей) с одной стороны и мира искусства Востока, в частности Ирана, с его райскими садами, фазанами, грифонами и сиринами — с другой. Также иранские мотивы напоминают вставные светские сцены внутри религиозного сюжета.
    Видим ли мы это на фреске? Возможно.

    Непосредственно армянские примеры изображений, подобных фреске, я нашла в армянской книжной миниатюре.

    1

    Автор: A_Erebuni


    Первая — это иллюстрация "Вознесение" из Чашоца 1356 года (Чашоц, арм. Ճաջռց, — Лекционарий, содержит литургические библейские чтения из Ветхого и Нового заветов). Очень яркий пример великолепной школы иллюстрированных рукописей вне Армении, где были монастыри, где жило армянское население. Это Чашоц из Крыма.
    Вторая — та же сцена "Вознесение" из Евангелия 1610 года, миниатюрист — Акоп Джугаеци, один из выдающихся мастеров армянской живописи, совершенно индивидуально отразивший черты поздней эрзрумской школы.

    4. Сурб Карапет

    Меня больше всего интриговали не боковые фигурки, среди которых, как кажется, можно даже Будду разглядеть — была бы фантазия. Наибольший интерес вызывала центральная фигура фрески — с нимбом. Чаще всего я читала, что это ангел с крыльями — но именно ангела я никак не могла разглядеть. А особенное положение руки очень сильно что-то напоминало, в голове крутилась какая-то очень устойчивая ассоциация. Знаете, как бывает, когда не можешь вспомнить имя — и в голове ощущается почти физическое раздражение. Именно так я и вспоминала, именно так мучительно недоумевала, какая еще стертая фигура могла быть изображена под этим осеняющим благословением (внизу слева). И что называют крылом (слева сверху).

    1

    Автор: A_Erebuni

    Крещение Господне — вот на что это похоже больше всего на мой субъективный взгляд. Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей. Его мы видим уже в одном из ранних изображений крещения в сакральной капелле катакомб Каллиста (ок. 230 г.). Иоанн обычно изображается на берегу реки, тогда как Иисус стоит в воде, таким образом, Иоанн может объективно находиться выше Христа и склоняться к нему.

    Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь — символ Святого Духа и лучи божественного света. А например, в мозаике главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.), так же, как и во многих книжных миниатюрах и иконах, изображается благословляющая десница Всевышнего, символизирующая глас с небес. Десница — ладонь, которую можно спутать с крылом, особенно если ее отреставрировали как крыло.

    Наряду с лаконичной иконографической схемой, в византийском (как мы помним, оказывающем влияние на армянскую культуру) и древнерусском искусстве была распространена и более обогащенная различными дополнительными деталями. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице в Новгороде XII в на берегу Иордана представлен ожидающий крещения народ. Один из них снимает рубаху, а другой человек изображен уже плывущим по воде. В Национальном музее Сербии находится икона XIV века, обладающая большим количеством деталей. Многочисленная толпа иудеев, присутствующих при крещении Господа, представлена по обоим берегам реки, в ней выделяются старцы, юноши, женщины, держащие на руках младенцев. В верхней части иконы изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах горок и изливающих воду из сосудов. Это персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан, о чем сообщалось в древних преданиях — у Иосифа Флавия и блаженного Иеронима. Кроме того, у ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка, а слева – сцена его проповеди. Главной иконографической особенностью образа является изображение отворяющихся небесных врат, как об этом говорится в Евангелии от Матфея, ангелов и Христа Эммануила в небе.

    Эта версия, подкрепленная вышеизложенными особенностями армянской живописи, кажется мне наиболее вероятной.

    Буду рада узнать что-то новое и поправки к своим соображениям.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    8 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Вагатин
    сообщить модератору
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      16 июн 2018, 12:03
      удалить
    Читайте также
    Наверх