7 материалов по 2 объектам, 24 фотографии
- GPS
- Россия, Усть-Коксинский р-н., Горный Алтай, Россия
Уймонская долина — истинный или призрачный рай Беловодья
В нашем путешествии по Горному Алтаю открывались всё новые и новые природные красоты!
Самой запоминающейся для меня стала — Уймонская долина!
В далёких странах, за великими озерами, за горами высокими – там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье.
Н.К. Рерих
Первые упоминания о Беловодье появились в XVII веке и связаны с движением бегунов, в основе которого лежало представление о том, что с времени церковной реформы Никона начался "Век Антихриста". Это вынудило бежать крестьян из Европейской части России за Урал, в Сибирь, на поиски страны справедливости и древлего благочестия.
"Странник Светлого Града"
Наиболее тесно образ Беловодья был связан с Уймонской долиной в Усть-Коксинском районе и долиной Бухтармы на Алтае (сейчас находится в Восточном Казахстане). Между Иртышом и Алтаем, образовалась ничья земля, где жили недобитые ойраты и теснившие их казахи. Среди этих кочевников стали оседать беглые русские староверы, искавшие край, свободный от власти Антихриста.
От буддистов-ойратов они узнали про Шамбалу, и в русском сознании она из особого состояния души превратилась в Беловодье — материальную страну свободных и честных людей, которую надо лишь найти. Над Бухтармой нависала священная гора Белуха, вход в Шамбалу по местным повериям. В духовных исканиях Беловодье воспринимается как русская Шамбала.
"Богатыри проснулись"
Село Верх-Уймон – первое старообрядческое поселение в Уймонской степи. Считалось, что оно находится на пути в Беловодье, и что в деревне есть люди, которые знают путь дальше.
В XIX веке в старообрядческой среде были распространены "путники", описывающие путь в Беловодье. Описания были весьма пространными, с искаженными географическим названиями и условием, что не даётся оно всем — недостойный, неправедный душой человек не попадёт туда.
Пути эти потаённые, далёкие тропинки к Священным местам, ведомые лишь избранным.
В 1926 году в Верх-Уймон прибыла Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха. Экспедиция выезжала в горы и окрестные сёла, её участники записывали легенды о Беловодье.
Беловодье нашло отражение в культуре старообрядцев, которая сохранилась и по сей день в долине Уймона, а также в алтайском цикле картин Н.К. Рериха.
Прежде всего, это картина "Оттуда", на которой изображена "беловодская" женщина.
Жители Верхнего Уймона рассказывали Н.К.Рериху:
Дед Атаманова и отец Огнёва ходили искать Беловодье. Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор — по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадёт в озёрах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору.
Также было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицом темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан.
Ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье.
Темой Беловодья вдохновлена картина "По Ергору едет всадник".
Картина написана сразу после посещения Алтая, возможно в Монголии, в Урге, где была длительная остановка. Николай Константинович писал, что путь в Беловодье лежал через Ергор — по особой тропе.
Не вернётся ли чудь подземная? Не седлают ли коней агарты, подземный народ?
Не звонят ли колокола Беловодья?
"Чудь подземная"
своим сюжетом перекликается со всеми картинами о Шамбале и Беловодье.
Те, кому удавалось перебраться через снега высоких хребтов, за горами обретали Беловодье — в верховьях Катуни лежит плодородная Уймонская долина, где можно было жить по вере и правде без чуждой власти над собой.
Искатели Беловодья и по сей день стремятся в Усть-Коксинский район, Уймонскую долину, к подножьям Белухи. В каждом человеке сокрыт Зов в Шамбалу-Беловодье, считают современные эзотерики, а культура старообрядцев, с её этикой труда и ориентацией на духовные ценности, может стать моделью развития общества.
Уймонская степь — межгорная котловина в Центральном Алтае, располагается на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай к югу от центральной части Теректинского хребта.
Длина Уймонской долины более 65 километров, а ширина от Теректинского хребта на севере до отрогов Катунского хребта на юге от 8 до 15 километров.
.
Узкой и длинной она не кажется, но с алтайского языка красивое название переводят как "коровья кишка" или "коровья шея". С иных тюркских языков благозвучный перевод — "тысяча мудростей", а для русского человека отчётливо слышится слово "уйма" пространства.
.
С севера на юг по Уймонской степи протекают горные реки: Маргала — с левой стороны, Уймон, Окол, Мульта — с правой стороны.
Прозрачная Кокса стремительно прорывается в долину с западных гор, её название в переводе обозначает "Зелёная или Синяя вода". Все реки впадают в Катунь, которая широко разливается по долине на множество живописных протоков, и как бы разрезает долину на две части.
Отличие Уймонской долины от остального Алтая с его чередованием тайги, сенокосов и пастбищ — в обилии ухоженных золотистых полей.
..
Староверы успели культивировать здесь собственный сорт пшеницы, за красноватые зёрна называвшейся "Аленькой", и муку из неё поставляли к царскому столу для караваев.
фото из инета.
Ещё кержаки держали скот от овец до маралов и разводили пчёл.
.
Единственными хозяевами долины староверы не были никогда — у подножья Теректинского хребта по сей день стоят в основном алтайские сёла, но алтайцы эти более обрусевшие.
.
Первопоселенцем Уймона считается беглый старовер Гаврила Бочкарёв, пришедший сюда в 1797 году с Аргута с тремя сыновьями и дядей. Он объединил переселенцев благодатной долины. На Уймон люди шли с Бухтармы по перевалам, бежали с заводов и шахт рудного Алтая и приходили из "материковой" России. Слава Уймона разлетелась по "сарафанной почте" старообрядцев с описанием маршрута от Москвы до Уймона.
Жили уймонцы — крепко и достойно, и опрятность их деревень повергала в восторг доходивших сюда исследователей. Государственные люди здесь тоже бывали, но редко, не особо вмешиваясь в жизнь староверческого угла.
Впервые в Уймон пришла Гражданская война из соседней Катандинской долины, где стояли казаки, а потом пришли комиссары Революции и увидели в крепких хозяйствах бородатых староверов кулацкий дух.
Масштабы здешнего раскулачивания были сравнимы с депортацией народов. Уймонцев ссылали на работы в Нарым на север Томской области. Сейчас староверов осталось мало, это в основном "стариковцы" — доживающие свой век и не стремящиеся завлечь молодёжь на свои моления.
Староверие ушло, кержаки остались, и главное, чего здешние фермеры хотят как и двести лет назад, чтобы им не мешали.
.
Говорят, что только в Мульте живут правильные староверы со строгими лицами, посконными бородами и огненными взглядами, а в Замульте даже находится единственный действующий старообрядческий храм Уймонской долины — церковь Илии Пророка Белокриницкого согласия, построенный в 2001 году. "Австрийцы"-белокриничники, среди кержаков были меньшинством, но иерархия позволила им сохранить общность и староверческий дух Руси Исконной.
Филаретова гора.
На этот раз нам не удалось заехать в Кайтанак, Верх-Уймон, Мульту и Замульту — так как мы были ограничены временем и охвачены стремлением к основной цели — увидеть Белуху. Естественной преградой к перечисленным сёлам была красавица Катунь, ведь мосты не на каждом километре.
Мы составили себе список мест, куда нам надо заехать в очередной поездке по Горному Алтаю.
Природа Уймонской долины хранит огромные возможности для оздоровления – это уголок дикой природы с благоприятной экологической обстановкой, чистотой природной среды, климатической характеристикой. Солнце в долине сияет по 5-6 часов в день. Весной солнечного сияния больше, чем в южных Ялте и Сочи.
Флора долины включает большое количество высших сосудистых растений, около тридцати пяти видов млекопитающих, птиц, восемь видов рыб и внесённые в Красную книгу РФ чёрный аист, скопа, сапсан и беркут.
Удивительные горы высокой стеной обрамляют и украшают Уймонскую долину. Изумительные цвета неба над просторной зелёной равниной, белоснежные вершины гор вдали и бирюзовые ленты Катуни, щедро распадающейся в долине на рукава — вызвал у нас истинный восторг!
Нигде я не видела более свободно пасущихся табунов, красивых упитанных коров и телят, отары чистеньких овечек как в Уймонской долине!
.
Эта пастораль — триумф животноводства!
Хочется вернуться сюда в начале лета, когда долина пестра цветущими травами, очень надеюсь.
фото из инета.
- Адрес:
Усть-Коксинский р-н., Горный Алтай, Россия
Дешёвый ✈️ по направлению Усть-Кокса