Огни Химеры. Чиралы Чиралы, Турция

maklai
    С нами с 8 июн 2011

Огни Химеры. Чиралы

Этот совет является частью дневника «Другая Турция»

Про Огни Химеры я был наслышан давно, ещё со времён планирования похода по знаменитой Ликийской тропе. Однако поход этот так и остался не реализованным, поскольку лазать по горам — по долам с внушительным рюкзаком в летнюю жару, спать в палатке в течение недели в моём немолодом возрасте – удовольствие не самое большое.

Однако, хоть и охладел я к идее такого похода, но желание увидеть природное чудо – Огни Химеры – осталось. Тем более, что находилось это место как раз у нас на пути следования по маршруту путешествия.

После посещения городка Демре, с его ликийскими гробницами, церковью Николая Угодника, мы отправились в сторону посёлка Чиралы, неподалёку от которого и располагается гора Химеры с её знаменитыми огнями.

Расстояние от Демре до Чиралы – совсем небольшое, примерно 80 километров.
    Его мы преодолели часа за полтора-два.

Дорога вьется вдоль побережья Средиземного моря.

Автор: maklai

Виды, открывающиеся с неё, радуют глаз несказанно.

Морская вода принимает здесь самые разнообразные оттенки, в зависимости от угла зрения.

Автор: maklai

Иногда встречаются небольшие оборудованные пляжи.

Попадаются и совсем крохотные, дикие, с небольшим количеством отдыхающих.

Автор: maklai

Остановившись у торговавшей у дороги турчанки, мы приобрели дыньку среднего размера, с расчётом за раз её «одолеть». Продавщица предложила несколько видов дынь, предварительно дав их нам продегустировать. Дыни оказались все отличного вкуса, поэтому взяли ту, которая была внешне симпатичнее.

Немного отъехав, мы присмотрели уединённое место у моря, где и «прикончили» дыню, получая удовольствие как от её вкуса, так и от морского пейзажа вокруг.

Автор: maklai

Как здорово всё-таки ездить самим по себе, ни от кого не завися, останавливаясь, где душа пожелает!

Чтобы добраться до Чиралы, нам пришлось свернуть с магистрали D400 и далее ехать по довольно узкой, бесконечно петляющей дороге. Благо, что автомобильное движение здесь совсем неактивное.

Автор: maklai

Немного не доезжая до посёлка, со мной приключился неприятный инцидент. Дело в том, что ещё находясь в Демре, я обратил внимание на плоды кактуса, которыми торговали местные жители.

Называется этот съедобный кактус по-турецки dikenli incir или «колючий инжир». Начало августа – как раз сезон его созревания.

Так вот, как говорится, жадность фраера сгубила. Стоимость плодов кактуса у торговцев — несущественная (5-10 лир за плод). Продавец при этом очищает плод от кожуры и даёт покупателю сладкую и полезную мякоть. Но зачем платить, пусть и небольшие деньги, если кактус растёт повсеместно?! – размышлял экономный я.

Однако я не предусмотрел «коварство» этого растения. Хоть и пытался я, отрывая плод от листа кактуса, не касаться его длинных шипов, но на поверхности кожуры плода оказался миллион почти невидимых мелких колючек, которые радикально впились в мою руку, причиняя огромный дискомфорт.

Бросив в сердцах только что сорванный плод, так и не попробовав его, я обратился за экстренной медпомощью к супруге, потому как своим невооружённым глазом я микроскопические иголки не видел, но ощущал их очень явственно.

В общем, даже моей зоркой супруге пришлось немало потрудиться, чтобы освободить меня от этой колючей напасти.

После этого случая ко всем турецким кактусам я проникся весьма недоброжелательным отношением. Даже когда они случайно попадались мне на пути в дальнейшем, я их принципиально игнорировал, обходя растение за версту.

Тем временем до Чиралы мы добрались к трём часам пополудни, расположившись в симпатичном Аlican pansiуon.

Автор: maklai

Переждав дневной зной в его тенистом саду, в половине седьмого вечера мы пешком отправились в сторону горы Химеры.

Автор: maklai

От пансиона до подножия горы примерно 3 километра пути.

Автор: maklai

Он проходит вдоль узкой асфальтированной дороги, по которой периодически проносились джипы с организованными туристами.

Разумеется, и мы могли добраться на своем автомобиле, но ведь тогда это не был бы поход!

Автор: maklai

Заплутать здесь сложно, поскольку дорога одна.

Через час похода мы оказались у входа в парк, рядом с которым у домика бдительный турок собирал по 16 лир со вступивших на Ликийскую тропу, ведущую здесь к вершине горы Химеры.

Автор: maklai

Сама гора, которую турки называют Янарташ, невысокая, всего 180 метров. Каменистая тропа протяжённостью около километра, идёт по лесу.

Подниматься, не сказать, чтобы очень сложно, но некоторую нагрузку на организм этот путь всё же оказывает. Если расслабиться на каменных ступенях, то можно серьёзно травмироваться.
    Так, ближе к вершине мы застали заплаканную молодую женщину, окруженную попутчиками, которая оступилась и сильно растянула ногу.

Автор: maklai

Разумеется, интерес к горе, который движет многочисленными туристами, подогревается древним мифом, согласно которому Химера была чудовищем, обитавшем в Ликии, с туловищем козы, хвостом змеи и головой льва. Так её, во всяком случае, описывал Гомер в «Илиаде».

А породили Химеру великан Тифон и женщина-змея Ехидна. Химера обладала скверным нравом и принесла немало бед жителям древней Ликии. Никто не мог убить это существо и только герой Беллерофонт поразил луком Химеру, а его конь Пегас втоптал её в землю. С тех пор Химера живет под землей и извергает пламя в том самом месте, куда мы с супругой направлялись.

Альтернативная легенда утверждает, что именно здесь находится священная кузница бога-кузнеца Гефеста. А выходящее на поверхность пламя исходит из его горнов.

Кстати, подтверждением этой версии являются руины храма Гефеста возле знаменитых огней.

Автор: maklai

К слову, вышли мы к горе Химеры ближе к вечеру не только потому, что до этого времени дня вовсю жарит августовское турецкое солнце, но и поскольку наблюдать за огнями Химеры предпочтительнее в сумерках.

Автор: maklai

Днём огни Химеры предсказуемо не столь впечатляют.

Конечно, народу здесь, на вершине горы, изрядно.

Автор: maklai

Впрочем, найти свой «персональный» огонёк вполне реально, что мы и сделали.

Запасливые люди прихватывают сюда сосиски и т.п., чтобы поджарить их на огне.

Автор: maklai

Ну, а мы, сознательно выбрав во время путешествия по Турции вегетарианство, естественно, запасаться скоромными яствами не стали, а ограничились лишь созерцанием мистических огней.

Конечно, мистика ощущалась бы в большей степени, будь там поменьше народу. Но куда от него деться в разгар сезона?!

Автор: maklai

Дожидаться полной темноты мы не стали, поскольку спускаться в потёмках по камням тропы, где даже днём нужно соблюдать известную осторожность, небезопасно.

Когда мы спустились к подножью горы, совсем стемнело и пришлось включать фонарик, который я предусмотрительно прихватил с собой.

В общем, тем, кто решит отправиться на гору ближе к ночи, без фонаря делать там нечего. Конечно, в крайнем случае, можно воспользоваться светом от телефона.

Когда мы уже в тотальных потёмках возвращались в посёлок, я немного пожалел, что не воспользовался автомобилем.

Дорога была абсолютно безлюдной, куда-то пропали курсировавшие ранее автомобили.

Местами было совсем темно, немного жутковато, особенно когда шли мимо небольшого кладбища ("Мертвые с косами стоят и тишина..."). Благо, выручал фонарик, освещая наш путь. Кстати, мы были единственными, кто шёл до горы и обратно пешком.

Тем не менее, добрались до отеля мы без приключений и, испив чая, завалились на боковую, немного уставшие, но довольные. Огни Химеры определённо стоят усилий, которые приходится приложить, чтобы добраться до них.