• Музей в Русскинской — таким забором ханты ограждают себя от злых духов
  • А здесь ханты хранят продукты питания от лесных зверей.
  • Печь для приготовления пищи
  • Летний лагерь хантов и мансов
  • Внутри дома хантов только песок
  • Дом для зимовки семьи хантов
  • Лоскутки тряпочек на ветках дерева — обычай хантов
  • Северный шаман
  • Не смогла повернуть фотографию — но поместила. Это голова кабана священная. Люди загадывают дотронувшись до неё желания.
  • Национальная одежда. Есть даже из рыбьей кожи, не только из меха.
  • Макет деревни.
  • Национальные праздничные костюмы
  • Детская люлька
  • Меховые лыжи
  • А в лесу ещё была рябина
  • Купеческий дом в Старом Сургуте
  • Борьба ханта с медведем — сценка из жизни. Хант остался жив, живёт недалеко от музея.
  • Перед этим медведем фотографировался актёр А.Абдулов, знаменитый персонаж сериала детектив Кулагин, путешественник журналист Синкевич, знаменитый журналист Дроздов — ведущий передачи В мире животных  и многие другие знаменитости. Ну и я — правда, так страшно было. Ростом медведь выше человека на две головы.
  • Ловушка для рыбы в рост человека
  • У самого Александра Павловича, чей портрет украшает основанный им музей, нет фаланг пальцев на обеих руках. И при этом он активно трудится в полную силу, занимается хозяйством, рыбачит.
  • Церковь без единого гвоздя
...
0
Музей в Русскинской — таким забором ханты ограждают себя от злых духов Сургут, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Музей в Русскинской — таким забором ханты ограждают себя от злых духов

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Сургут

    Сургут

    LAT
  • 61.25716N, 73.40099E
  • Я здесь был
    Было: 84
    Хочу посетить
    789

    110 материалов по 67 объектам,  794 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Seka 526
     
    1
    Jeanne
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 2 фев 2011

    Старый Сургут и музей хантов и угров.

     
    2 февраля 2011 года||6 (3)| 15| 292481

    Ну вот и настало время написать следующую главу моего отчёта о путешествии на Север. Я расскажу о старом, деревянном городе посреди Сургута, о музее флоры и фауны Севера, который известен далеко за пределами не только Севера, но и вообще нашей страны. Итак...

    Часть 1. Старый Сургут.

    Прямо посреди современного города с его последними архитектурными новинками-домами, которые я показывала в прошлых репортажах - стоит маленькое чудо! Это настоящий маленький городок, с деревянными постройками, окружённый от нашей цивилизации забором. Перед входом стоит указатель с названием "Старый Сургут".

    «Старый Сургут» - это не просто старинный исторический центр города на берегу реки Саймы, это еще и любимое место отдыха и гуляний горожан и приезжих. Историко-культурный центр представляет собой ансамбль из 14 копий реконструкций строений старого Сургута (конец XIX–начало XX века), и одной современной постройки - Храма Во имя Всех Святых, в Земле Сибирской Просиявших, возведенного в 2002 году.

    И сказочно красивые деревянные дома со старинными резными наличниками на окнах.
    Этим домам всего-то 200-300 лет, и легко простоят ещё столько же. Очень добротно построено, "на века", как народ раньше говорил. Узоры наличников на окнах в местном стиле. На территории городка есть кафе, Называется "Трактир на Сайме". Сайма - это река, протекающая прямо посреди Сургута, и старый город находится на её берегу.
    Но главная изюминка Старого города - это Храм Во имя Всех Святых, в Земле Сибирской Просиявших, возведенный в 2002 году.

    Говорят, что он построен по древнему методу "без единого гвоздя". Я долго ходила вокруг да около, пытаясь найти шляпки от гвоздей. Но нашла только несколько деревянных шляпок от деревянных, наверное можно так сказать, гвоздей. Значит точно, не обманули - нет там железа.
    Жаль, что во внутрь я не попала - закрыто было на реконструкцию. Но я рада, что была рядом. Ведь ручки-то у меня "загребущие", а глазки "вездесущие" - и надо было, мне любопытной лисице, всё увидеть, попробовать, потрогать. Что смогла то и смогла... А потом такую красотищу у дома купеческого сфотографировала, что потом ещё минут десять просто рядом ходила и наслаждалась красотой.

    Короче, этот Старый город - любимое место всех горожан. Они поэтому так хорошо заботятся о нём. Территория «Старого Сургута» привлекает к себе еще и тем, что расположена в очень удобном месте, со множеством транспортных развязок, что открывает доступ к ней из любой точки города. Здесь проходит большинство народных празднеств, гуляний, фестивалей и всевозможных общественных культурных мероприятий. А для желающих предусмотрены экскурсионные программы с посещением различных музейных экспозиций ИКЦ - историко-культурного центра.

    Вы можете посетить:
    1.«Дом истории сургутского казачества»
    2.Дом памяти и согласия
    3.Центр культуры коренных народов севера
    4.Дом краеведа
    5.Школа-музей им. А.С.Знаменского
    6.Дом природы
    7.Дом журналистов и творческой интеллигенции
    8.Дом ремёсел и декоративно-прикладного искусства
    9.Храм во имя всех Святых в земле Сибирской Просиявших
    10.Кафе «Трактир на Сайме» - здесь часто проводятся "музыкальные четверги" и мастер-класс "Каппинг" (к сожалению, я не знаю, что это такое, но приглашают надписи на объявлениях)
    11.Кофейня «Кав’ярня» - здесь вас научат грамотно выбирать и готовить кофе на песке, а также угостят вкусняшкой - медовиком, приготовленным по старинному украинскому рецепту. Бесплатно!

    А гулянья здесь и цены такие:

    •Рождество, Масленица, Пасха, Троица
    •Фестивали и праздники: «Соцветие», «Праздник Урожая», «День обласа», «Вороний день» и др.
    •«Вечёрки», «Посиделки», «Заваленки»
    •Экскурсионное обслуживание:

    Комплексная экскурсия по территории центра с посещением экспозиций.

    Стоимость экскурсий:
    взрослый - 60 рублей
    детский билет - 40 рублей

    Заказ экскурсий не позднее, чем за 1 день (тел.: 24-78-39).
    Стоимость посещения экспозиции - 10 рублей.

    В зимнее время работает каток.

    В летнее время осуществляется прокат:
    роликовых коньков, велосипедов, самокатов, роликовых досок, электромобилей, батута, машинок (педальных), катамаранов, весельных лодок, шахмат, шашек (ежедневно, кроме понедельника, 10.00-21.00)

    Часть 2. Музей деревни "Русскинская".

    Буквально в несколько часов езды от города, всего-то в 120 км - что к моему удивлению для сургутчан это "рядом", как и 300 и 400 км (сразу видно, люди привыкли к сибирским просторам и для них эти км "два шага по карте") - расположено интереснейшее место!

    Озера с болотами перемежались сухими, возвышенными местами, поросшими сосняком с нагромождением между хвойниками валунов всех форм и размеров. Их называют здесь "гривами", а все вместе представляет собой наглядную картину действия ледника в незапамятном прошлом. От трассы отходили местные дороги, ведшие к местам добычи и первичной переработки углеводородов. Проносившиеся за стеклом автомобиля качалки вкупе с огненными факелами на фоне водно-лесного края создавали феерическое впечатление. Еще более загадочно и фантастически та же картина выглядит в темное время суток.

    Вот наконец и указатель – «Русскинская». Вдоль дороги на «Буранах» сидели ханты, выставив свой фирменный товар: украшения и чучела рыжих лис, а также множество коробов с ягодой и почему-то с яблоками. Наверное, их магазины завалили этой продукцией, и местный люд таким образом подрабатывает у дорогах, перепродавая её. Население этой деревни – полторы тысячи человек, больше половины из них – ханты.

    В начале XX века на единственном сухом месте среди таежных болот располагалась стоянка, которая носила название Русскинские юрты. Теперь здесь стоит деревня Русскинская, в которой есть своя больница, школа-интернат, но, самое главное, это культурный центр хантов – местного народа.В этих таежных местах, среди озер и болот, на берегу священной реки Торум-ягун, вдали от зорких глаз цивилизации, устроил в начале двадцатого века ханты Иван Русскин для своей семьи уютное жилище. И ведать не ведал тогда, что пройдут десятилетия — и поселение, которое вырастет здесь, назовут в честь него. А его самого будут считать основателем.Вот две подаренных мне "зимних" открытки, потому что местных жителей я так и не увидела - время рабочее было.

    Музей фауны и флоры основан в 1988 году Ядрошниковым Александром Павловичем, жителем д. Русскинская Сургутского района, энтузиастом, увлеченным природой, историей края и традиционной культурой хантов.Ежегодно музей посещают более 10 тыс. экскурсантов из России, ближнего и дальнего зарубежья.

    Зал № 1. Природа Сургутского Приобья.
    Зал № 2. Традиционная культура тром-аганских хантов.
    «Хантыйское стойбище» под открытым небом.

    Здесь можно увидеть ток глухарей, хитрую рысь и хищную росомаху, полярного волка, нападающего на северного оленя, медведя, ломающего человека в неравной схватке, орлана-белохвоста, уносящего олененка. Пушные звери, рыбы и рыбоядные, хищники, олени и лоси, перелетные птицы, боровая дичь смогли «ужиться» в одном музейном зале.

    Волки, медведи, олени, бурундуки, белки, соболя, тетерева, лоси, кедровки, филины, совы – все местные обитатели. За исключением козы да кабана. Десять лет назад один из хантов обнаружил в лесу диковинного зверя. Понятное дело, сразу его пристрелил и притащил к директору музея. Тот изумился – кабан! Вызвали зоолога из института – изучать, каким образом в здешних лесах поселились кабаны. Истина оказалась неожиданной. Зверя с Большой земли привёз начальник буровой ещё кабанчиком. Тот вырос, сделал подкоп и сбежал.

    И ни одно животное не было убито по заказу музея. Медведя, например, разбудили нефтяники, он стал шатуном, пришлось его застрелить.

    А оленёнка схватил орлан-белохвост,. Хант застрелил птицу. Оленёнок упал с высоты и разбился.С тех пор стоит бедолага посередине композиции, вытаращив свои малюсенькие стеклянные глазёнки. Орлан-белохвост сидит рядом.

    Орлан – первое чучело, которое сделал Александр Ядрошников. У самого Александра Павловича, чей портрет украшает основанный им музей, нет фаланг пальцев на обеих руках. И при этом он активно трудится в полную силу, занимается хозяйством, рыбачит.

    А вот знаменитый экспонат - перед медведем лежит круглый коврик. Становишься туда и фотографируешься. Меня долго уговаривали встать спиной к этому монстру. Помня детство с его приезжими чешскими "луна-парками", где чудища в пещерах оживали и хватали туристов - я долго не соглашалась. А когда меня фотографировали, чуть не грохнулась в обморок от страха, что это чудовище сейчас меня схватит.

    В коллекции около 3 тыс. экспонатов, в том числе интереснейших этнографических. Вот, например, берестяной короб с приподнятым верхом для головы -детская люлька.

    Изделия из бересты у обских угров считаются полезными для здоровья, нередко служа оберегами от дурного глаза. Прежде чем уложить ребенка в люльку, его очень туго пеленают, и не только для того, чтобы ручки и ножки были сомкнуты ровно. Повесив короб в лесу на дерево, мать-охотница не должна волноваться, что дитя может выпасть.

    Дно колыбели новорожденного покрывают сочные березовые стружки и высушенный болотный мох-сфагнум. Они выполняют ту же функцию, что и магазинные памперсы, но двухслойная гигроскопическая подстилка, которую в незапамятные времена придумали ханты, вряд ли уступает современным одноразовым подгузникам. Во всяком случае, по такому критерию, как запах. Говорят, что хантыйские младенцы благоухают, как розанчики...

    Вообще, стружка березы, сосны или веток рябины благодаря ее высоким дезинфицирующим свойствам по сей день незаменима в личной гигиене жителей отдаленных стойбищ. Ее используют в качестве полотенец, салфеток, туалетной бумаги. Широк диапазон применения и нежного болотного мха. В "критические дни" женщины-ханты доверяют ему больше, чем разрекламированным прокладкам.

    Как в каждой христианской семье есть иконы, так и семьи хантов-язычников не могут обойтись без головы медведя, через него они общаются со своим верховным богом. Если среди близких родственников никто не убивал косолапого, ханты мастерят деревянного идола. Медвежья голова всегда считалась роскошным подарком. Пятнадцать лет назад жители деревни Русскинская преподнесли такой подарок музею. Теперь место, связанное с культурой коренного малочисленного народа, находится под защитой и покровительством бога Нуми-Торума.
    Думая так, аборигены проторили дорожку в музей в надежде, что здесь-то их просьбы послать здоровья членам семьи дойдут до адресата быстрее.

    Как происходит "лечебно-консультативный" процесс? Рядом с головой медведя, лежащей в "жертвенной позе" и повязанной платком, накрывается столик. Туда кладут мелкие деньги и конфеты -очень важно задобрить божка. Потом мужчина становится напротив священной головы и очень долго разговаривает с ней. Женщина в этот момент исполняет ритуальный танец. Обязательна сцена "отречения", когда глава семьи клянется медведю, что он не виновен в его смерти.

    Лишь под занавес обряда задается конкретный вопрос, ради получения ответа на который, собственно, все и затеяно. Он может касаться прогноза болезни, скрутившей близкого родственника, даты выздоровления, да чего угодно! .. Как только вопрос прозвучит, женщина должна приподнять голову медведя. Если "царь сибирской тайги" соглашается, голова становится легкой, если нет – ее и на миллиметр нельзя оторвать.

    /описание обряда взяла из разных печатных источников/

    Женские платки с квадратным лоскутком, пришитым сзади, говорят о том, что хантыйки стараются уберечь себя от сглаза. Когда хантыйская женщина собирается замуж, она получает в подарок от своего жениха платок. Отныне она должна будет прятать лицо от старших родственников мужа, чтобы не ослепнуть.

    И я в первый раз в жизни увидела лыжи ИЗ МЕХА!

    Ну вот. А за стенами музея находились постройки.Традиционные жилища, лабазы для хранения продуктов и одежды, глинобитную печь, загон для оленей можно увидеть в музейном этнографическом комплексе под открытым небом.

    Исторически ханты не жили ни в деревнях, ни в посёлках. Каждая семья существовала обособленно на своих родовых угодьях, тянущихся иногда на сотню километров.

    В 90-е годы хантам разрешили возвращаться в свои родовые угодья. Сегодня их квартиры в Русскинской почти весь год стоят пустыми. Иногда возле посёлка приземляется вертолёт. Это нефтяники привозят семью хантов, решившую навестить детей в интернате, оформить бумаги или купить что-нибудь в магазине.
    Те, у кого родовые имения расположены поближе, приезжают на санях. Только вместо оленей в сани впрягают «Буран». Эти снегоходы нефтяники дарят хантам в обмен на право разрабатывать нефть на родовых землях. Через три года меняют старый «Буран» на новый.

    Есть мнение, что «белые» люди споили хантов. Что, выпив спиртного, ханты тут же теряют голову. На самом деле ни один хант в посёлке головы не потерял. Не пропил квартиру и уж тем более не продал родовые угодья.
    Летом жители Русскинской и других посёлков Сургутского района ходят в резиновых сапогах – если надеть ботинки, песка начерпаешь. Кроме сосен и ягеля, другой естественной растительности в здешних краях не имеется. Она и представляет всю музейную флору.

    И есть недостроенная церковь. Говорят, её привезли сюда по частям и теперь собирают.Вид завораживает. Есть что-то пронзительно щемящее в этой неброской, но полной такого величия и притягательности северной красоте, от которой невозможно оторвать глаз...

    ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    49 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Сургут
    сообщить модератору
    • Andreyka
      помощь
      Andreyka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 янв 2011
      3 фев 2011, 22:33
      удалить
      Жалко животных, на них надо живыми смотреть! А тут одна смерть, аж сердце щимит.
    • Jeanne
      помощь
      Jeanne
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 фев 2011
      4 фев 2011, 08:36
      удалить
      Честно говоря, мне было там неприятно. Я терпеть не могу чучела. Но успокаивает то, что как утверждает администрация музея - ни одно животное не было умерщвлено насильно. И ещё хочу добавить - в том музее целых три комнаты с чучелами! Я просто не всё фотографировала.
    • Andreyka
      помощь
      Andreyka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 янв 2011
      4 фев 2011, 09:25
      удалить
      они типа сами умерли, у меня в Туапсе тоже есть краеведческий музей, местный такой. уютненький. И вот там тоже есть чучела животных обитающих в нашем крае. но у нас их 8-10 штук и достаточно. А тут одих белок штук сто , а лось , олени, сколько медведей!!! И они хотят сказать что ходили по лесу и собирали трупиков животных при том довольно молодых?
    • Jeanne
      помощь
      Jeanne
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 фев 2011
      4 фев 2011, 17:50
      удалить
      Не поверите - ходила по музею и думала о том же! Но наивно думала про хорошее... Жуть, конечно! Но, наверное. без этих жертв, нельзя было сделать такую обширную выставку всей фауны края. /Боже мой! Люди живут в Туапсе - бесплатно на курорте!!! Море, фрукты, цветы, пальмы...Вот повезло!/
    • Andreyka
      помощь
      Andreyka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 янв 2011
      4 фев 2011, 18:08
      удалить
      Я очень рад что у Вас были такие же мысли про животных ;) Но вот мне просто не понятно зачем там каждого вида по 5-30 экземпляров ? Приезжайте в Туапсе, может тоже понравиться. Я город наш очень люблю. Правда сейчас обитаю в Москве. Россию ведь тоже надо посмотреть :) . Если у Вас возникнут какие нибудь вопросы по поводу нашего юга то смело обращайтесь ! Андрей.
    • Jeanne
      помощь
      Jeanne
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 фев 2011
      5 фев 2011, 03:26
      удалить
      Спасибо за приглашение, Андрей! Я в детстве жила в Узбекистане и Сибири. Потом 5 лет в Германии. Сейчас на ПМЖ в Хабаровске. Мечтаю о путешествиях в Европу. Рада была первому знакомству на сайте! Удачи!
    Наверх