Сочи и Дагомыс. Отдых по-советски. Сочи, Россия

Black 566
    arts 173

С нами с 5 авг 2013

Сочи и Дагомыс. Отдых по-советски.

Продолжение заметки Свадебное путешествие в Адлер

Тот год, 1984-ый, был, пожалуй, одним из самых интересных в плане отдыха и туристических поездок. В июле я впервые побывал за границей – в Болгарии. Мне удалось съездить туда в командировку в качестве командира студенческого строительного отряда.
    В августе мы с Ириной впервые с 1978-го года поехали отдыхать вдвоем на юг. Шестилетний перерыв был обусловлен рождением наших детей Павла (февраль 1979) и Андрея (декабрь 1980). И если мне все же посчастливилось в 1982-ом съездить отдохнуть на Северный Кавказ, то Ирина все эти шесть лет оставалась без поездок и путешествий. Дети…

Итак, в августе дети были отправлены на дачу к бабушке, а мы полетели в Сочи.
    Хорошо помню стоимость авиабилета Москва-Адлер. В одну сторону 31 рубль. Значит на двоих туда и обратно 124 рубля. Это – примерно моя месячная зарплата.
    Открываю сейчас поисковик и нахожу билет в Сочи и обратно за 10000 рублей. На двоих 20000. Делаю вывод, что сейчас такое путешествие гораздо доступнее! При этом билеты можно купить хоть сейчас (в марте). А тогда билеты на самолет продавались за две недели. И если в первый день продажи не успел или не смог купить билет, то на второй день билетов на август уже могло не быть. Так что покупка билетов на самолет (и аналогично на поезд) представляла собой весьма нелегкую процедуру. Причем билет надо было брать обязательно туда и обратно, так как покупка билета оттуда на месте была еще более нелегкой!

Далее – поселение. Заказать гостиницу в Сочи в августе было в принципе нереально. Нам это удалось в год свадьбы в 1977-ом году, но это было сделано по протекции начальницы Ирины, как свадебный подарок. Можно было пытаться найти пансионат или комнату в частном секторе. Насколько я помню, в тот год койко-место в Сочи стоило 3 рубля. Значит на двоих 6 рублей. На 15 дней – 90 рублей.
    Открываю поисковик, и нахожу отель 4 звезды в центре города за 72000 рублей. Это примерно соизмеримо по относительной цене, но несоизмеримо проще и качественней. Боюсь, что сейчас мы с Ириной в комнату без удобств и без завтрака, и в 30-и минутах ходьбы до пляжа просто бы не поехали! То есть, опять – нынешнее время выигрывает у прошлого в части проживания в Сочи на отдыхе.

В тот год мы решили проблему с проживанием, договорившись с моим коллегой по работе пожить у его мамы, которая жила в Сочи постоянно. Поэтому нам проживание не стоило ничего. Анна Петровна встретила нас как своих детей, выделила нам комнату в своей двухкомнатной квартире, а сама устроила себе спальню на балконе. Ее квартира расположена на Цветочном бульваре, так что до пляжа нам было десять минут.
    Главное развлечение в Сочи, конечно, море и пляж! В нашем распоряжении была неделя, и мы прилежно по утрам отправлялись на пляж, чтобы накупаться и назагораться за все пропущенные для летнего отдыха шесть лет, и, возможно (а так и получилось!) на несколько лет вперед.

Автор: KuznetsovSergey

Вот фото пляжа Ривьера – центрального пляжа Сочи. Для тех, кому не довелось бывать в Сочи в советские времена, такая картина на пляже вызывает ужас! А для нас, бывших советских – это счастье! Ну, да, народу много… Ну, да, надо прийти пораньше, чтобы найти свободное место на галечном пляже и постелить на нем подстилку площадью 1,5 на 1,5 метра. Надо успеть взять в аренду один топчан (лежаки мы не брали). Ибо, если немного задержишься, то просто не найдешь свободного места, где можно растянуть подстилку, а топчанов точно не будет.

В части солнца проблем нет! Отличная погода, температура около тридцати градусов, загар – великолепный! В этом плане Сочи, с моей точки зрения, выигрывает у Египта, Турции и Таиланда, так как нет там такой жары. Но это только с конца июня и до середины сентября. Раньше и позже может быть прохладно. Тем более, температура воды. Мы считали воду теплой, если температура превышала 20 градусов. Если же вода была теплее 24 градусов, то считалось, что вода просто горячая! Современные купальные стандарты требуют, чтобы вода была не ниже 26 градусов. Лучше – 28 градусов. Такая температура воды в Сочи бывает несколько дней в году. Поэтому, с моей точки зрения, если стоит задача купаться, то, конечно, надо ехать в дальнее зарубежье.

Автор: KuznetsovSergey

Но мы тогда этого не знали! Поэтому были счастливы войти в кажущуюся поначалу прохладной воду, чтобы немного привыкнув, окунуться и поплавать. При этом, чтобы подойти к воде, надо пройти слалом между подстилками отдыхающих, не наступая на них и на лежащих людей. Галька горячая, поэтому, выскочив на мокрую гальку, испытываешь облегчение. Вот – теплая вода и небольшая волна. Надо найти место, чтобы вход в море не был загорожен другими желающими искупаться, и войти в море, чтобы испытать счастье. Первые несколько метров вода взбаламучена купающимися, поэтому – мутная и неприятная. Уклон берега в Сочи удобный – через десять метров уже можно нырять, и быстро-быстро подальше от толпы купающихся — в море, если позволяет его волнение.

Возвращаешься на подстилку, падаешь на нее с облегчением. Морская вода быстро высыхает на коже. Прёт загар! Поэтому в первый день, как правило, обгораешь. Но, через несколько дней все приходит в норму, и, подставляя солнцу недостаточно загорелые участки тела, контролируешь процесс его бронзовения. Я всегда загорал хорошо (вплоть до Египта в 2007-ом). Поэтому всегда был приятен момент возвращения домой с юга, когда ты отличаешься от всех остальных людей южным загаром, который подтверждает, что ты отдохнул хорошо.

Так мы провели первые дни, но нахождение на переполненном пляже нам не понравилось. В последующие дни мы стали ездить на кораблике в Дагомыс, где народу было на порядок меньше. Там мы нашли удобный для себя пирс, где расстилали свою подстилку и проводили время до обеда.

Автор: KuznetsovSergey

Дагомыс привлекал нас еще и тем, что незадолго до 1984-го да там был построен югославами гостиничный комплекс, который нам представлялся тогда как шикарный. Многоэтажные корпуса придавали берегу, как нам казалось, заграничный вид. В Дагомысе мы ощущали себя, как на заграничном курорте.

Автор: KuznetsovSergey

Для Ирины Дагомыс был, как родной. Там она провела неделю в 1974-ом, когда спустилась с гор, пройдя пешеходным маршрутом через Кавказский хребет из Адыгеи.

Автор: KuznetsovSergey2

Поездки в Дагомыс нам нравились еще и потому, что они сопровождались морскими прогулками на кораблике. Не помню, сколько стоил проезд, но не намного дороже, чем на автобусе, а удовольствия гораздо больше!

Автор: KuznetsovSergey

Мои черно-белые и первые цветные путешествия

1. Мои первые еще несознательные путешествия
    12. Мои первые самостоятельные путешествия: Ленинград-Таллин-Рига
    13. Мои первые самостоятельные путешествия: Гагра и Абхазия
    14. Мои первые принудительные путешествия: Военные сборы в Стрыю
    15. Мои первые самостоятельные путешествия: И опять на Селигере!
    16. Свадебное путешествие в Адлер

grau59
      С нами с 16 апр 2011
      22 мар 2019, 07:02
      Да, старые фотографии оживляют наши воспоминания. Как молоды мы были...
      22 мар 2019, 09:31
      Спасибо, Виктор!
      grau59написал 22 марта в 07:02

Как молоды мы были...

Как искренно любили, как верили в себя-я...
    • grau59
      grau59
      С нами с 16 апр 2011
      22 мар 2019, 13:34
      KuznetsovSergeyнаписал 22 марта в 10:31

Спасибо, Виктор!

Пожалуйста, Сергей! А эта песня мне дорога. Она из фильма "Моя любовь на третьем курсе", а на третьем курсе у меня была такая романтическая любовь, что некоторые знакомые мне об этом напоминают время от времени.
    • Maynur
      Maynur
      С нами с 16 ноя 2011
      23 мар 2019, 08:56
      Как все знакомо! Не просто место, а сама атмосфера и настрой души. Тоже повторю -как молоды мы были...
      23 мар 2019, 09:33
      Спасибо, Майнур!
      Maynurнаписала 23 марта в 08:56

Не просто место, а сама атмосфера и настрой души.

Это точно! Атмосфера и настрой души! Старые фотоснимки напоминают нам о том, как мы были счастливы!
      23 мар 2019, 18:17
      Старшее поколение Турбинцев сейчас живо окунутся в воспоминания, и я нырну вместе с ними. Мое первое знакомство с Сочами было в 1953 году. (Год смерти Сталина, чем дата и запомнилась). В то героическое время я был еще крайне мал. Я был дитя (8 лет), цифрового фотоаппарата у родителей еще не было, да и цветного пленочного не было. Но сочинский пляж-лежбище помню. И многодневную очередь в Ленинграде за ж/д билетами с каждодневной перекличкой помню, о чем здесь уже писал. И очередь за лежаками (10 коп.), которых всем не хватало. И койко-места (1 руб/койка) у частников, и стояние в очереди за обратными билетами. Счастлив был? Разумеется, как все советские люди, приехавшие на юг, на курорт, к морю. Мы же не знали в то время про другие пляжи. Сегодня знаем. И вряд ли кто поедет сегодня за счастьем в Сочи. А едут (см. главную страницу) в Ангилью, на Бали, на Балатон, на Сейшелы. Испортили наших людей, дав им возможность сравнивать. "Ведь отчего люди страдают больше всего? От сравнения". Помните цитату из "Мертвого сезона"?
      P.S. Ну, а Вы на фотографии — прямо Бред Питт :)
      23 мар 2019, 20:02
      Спасибо, Анатолий! Очень приятно было прочитать Ваш комментарий! Спасибо, что поделились своими воспоминаниями и были счастливы в Сочи, как все советские люди! И не важно, что у нас теперь есть возможность сравнивать, и что Сочи проигрывает многим курортам и по климату, и по уровню туристического обслуживания. Тем не менее, Сочи, Адлер, Хоста, Гагры, Геленджик, Ялта, Алушта для меня, например, навсегда останутся в памяти как самые лучшие курорты моего детства, юности и молодости...
    • ilonariga
      ilonariga
      С нами с 9 мар 2014
      23 мар 2019, 22:20
      Ну и мне было приятно почитать, посмотреть и вспомнить:)))
      Мне довелось отдыхать в том самом Дагомысе в 1989 году. Очень шикарное было место! Самая заграничная заграница:))
      23 мар 2019, 23:38
      Спасибо, Илона!
      ilonarigaнаписала 23 марта в 22:20

Это точно! Известно, что его строили югославы к Олимпиаде-80, но не успели. Стройка закончилась лишь в 1982-ом. Ни в Черногории, ни в Хорватии я таких 27-и этажных отелей не увидел...
    • ilonariga
      ilonariga
      С нами с 9 мар 2014
      24 мар 2019, 10:13
      KuznetsovSergeyнаписал 24 марта в 08:38

Спасибо, Илона!

А такой лифт на пляж я только в снах видела:)
      24 мар 2019, 11:19
      В 1971 году у меня случилось свадебное путешествие (не во сне) в Калининград и в Светлогорске видел подобный лифт. Просуществовал (лифт, не брак :)) до 2014 года и сейчас на его месте сооружен новый лифт.
    • Donnico
      Donnico
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      28 мар 2019, 00:04
      Фантастика, обожаю такие репортажи, и с каждым следующим годом они становятся только ценнее и ценнее! И хоть я гораздо моложе, тоже помню такие же пляжи из 80-х в Крыму! Спасибо большое Сергей, очень душевный рассказ
      28 мар 2019, 19:55
      Спасибо, Николай! Очень приятно узнать, что моя заметка о советских временах Вам понравилась! Я тоже считаю, что такой материал со временем становится все более ценным.
    • Donnico
      Donnico
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      28 мар 2019, 21:53
      Это однозначно, чем далее от нас те времена тем более они ценны. Все-таки нам довелось пожить в очень уникальном по самым разным причинам государстве
      2 апр 2019, 14:10
      Сергей, какой вы молодец, что напомнили нашу юность.
      Как все верно про билеты, съем места в частном секторе, и главное настрой на отдых!

Ездила почти каждый год на юг с родителями в детстве. И хорошо помню, как папа брал с собой отструганные колышки и натягивал простыню на них, после того, как вобъет их в камни. Это, чтоб дети не обгорели, если кому- то непонятно.

Ехали и везли с собой посуду, а папа даже вынужден был форму военную везти, потому что должен был сделать отметку в комендатуре.

Готовили у хозяйки на керосинках, в столовые не ходили — дорого, да и не было их еще в 50-х. Очень хорошго помню, как за одну ночь снесли заборы по трассе, где должен был проехать Хрущев. Помню борьбу с женскими брюками, когда некоторых молодых туристок арестовывали за непотребное поведение.

Помню и люблю до сих пор вареную кукурузу, шелковицу, кашу мамалыгу. Да мало ли, что еще!

А вспомните, какие были клумбы, как красиво был подстрижен самшит?

А еще помню, как мы подъезжали к Адлеру, и из Ленинграда поезд приезжал ночью. Ты еще не видишь море, но уже слышишь его и чувствуешь его запах.
      Та полнота чувств от счастья отдыха иногда не сравнится с сегодняшними возможностями, несмотря на все прелести инфраструктуры, и думаю, что это потому, что "ТАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ!!!"
      А также
      "БОЖЕ, КАКИМИ МЫ БЫЛИ НАИВНЫМИ..."

Еще раз огромное спасибо, зацепили...

Хорошо, что фотки сохранить удалось!
      2 апр 2019, 20:58
      Спасибо, Татьяна, за развернутый комментарий! Очень знакомо! И про растянутую на колышках простынку. Я таким колышком в Адлере проткнул себе живот, когда вез его по асфальту впереди себя... И про то, что с простой едой было трудно. В 1964-ом на мой день рождения бабушка испекла торт из манной крупы.
      Я считаю, что нам с Вами надо писать подобные заметки в интернете, так как скоро о "советском образе жизни" с его плюсами и минусами будет некому написать...
      2 апр 2019, 21:54
      "Если очень повезёт мы уносим с собой в могилу только несколько счастливых моментов". Потрясающая цитата из потрясающего фильма! Подумалось — а унесу ли я с собой воспоминания о сочинском пляже? Точно — нет. Им просто не хватит места в багаже :)
      3 апр 2019, 20:33
      Если передо мной встанет когда-нибудь проблема, воспоминания о каком пляже надо унести с собой в могилу в качестве счастливого момента, то я очень затруднюсь, если придется выбрать один или два. И воспоминания о советских черноморских пляжах составят сильную конкуренцию заморским пляжам!
      2 апр 2019, 22:00
      Присоединяюсь :), хотя я не склонен идеализировать наше прошлое.
      3 апр 2019, 00:12
      Хотя и не все было плохо...
      3 апр 2019, 20:36
      Спасибо, Анатолий! Конечно, мы не идеализируем советское прошлое, как идеализировали, в свое время, заморские страны. Слава богу, теперь имеем возможность увидеть их своими глазами и объективно оценить, на сколько это возможно из краткого туристического знакомства, все достоинства и недостатки...
      3 апр 2019, 01:53
      Разумеется не всё. Но сегодня мы практически свободно разъезжаем по материкам и странам, а тогда были напрочь лишены этого удовольствия. Про выездные визы помните? А про ОВИР?
      3 апр 2019, 10:12
      Помню-помню, мне даже пришлось зачитывать тексты писем от друга из Чехословакии, чтобы подтвердить свое с ним длительное знакомство
      3 апр 2019, 20:40
      Конечно, помню! И это еще больше обостряет современное восприятие зарубежных стран во время путешествий. Я каждый раз ловлю себя на мысли, что, если бы мне в советские времена удалась какая-нибудь из уже множества нынешних путешествий, например, в Югославию, а, тем более, в Бразилию, то я бы считал себя счастливым на всю оставшуюся жизнь...
      4 апр 2019, 21:27
      Учась в "английской" школе, в детстве я мечтала — вот бы меня провезли по Лондону, который мы очень хорошо изучали, и даже бы не выпускали из автобуса... Такие были мечты.
      5 апр 2019, 00:59
      А сегодня и мечтать уже не о чем — в Лондоне был, в Париже был, а если где и не был, так попасть туда особых проблем теперь и нет. Разве что помечтать о Луне или Марсе...
      5 апр 2019, 01:10
      Помните, как Райкин говорил про времена, когда не будет дефицита. Не напоминает?

И кстати, как только стало возможно, я тоже побывала в Лондоне, а заодно проехалась по Англии и Шотландии...
      5 апр 2019, 20:50
      Я считаю, что надо побывать и в Лондоне и в Париже, Англии и Франции, чтобы иметь право обоснованно сказать: А Россия — лучше всех!
      6 апр 2019, 16:43
      А советские руководители ради этого сделали ровно наоборот — они наглухо закрыли двери и окна в остальной мир.
      5 апр 2019, 20:47
      Эх, Татьяна, напомнили учебники Натальи Бонк...
      5 апр 2019, 22:31
      Да-да...
    • kozlovanton
      kozlovanton
      С нами с 5 фев 2010
      6 апр 2019, 04:29
      Прекрасно это ностальгическое воспоминание своим 100-процентным узнаванием. Меня родители возили в Сочи и Ялту в 70-е годы. Но вижу по фотографиям, что и в 80-х практически ничего не изменилось. И это были такие яркие впечатления, которые мы проносим непотускневшими в своей памяти сквозь десятилетия. Спасибо, очень трогательно получилось!
      6 апр 2019, 09:13
      Спасибо, Антон! Мне очень приятно, что моя заметка позволила Вам окунуться в сладкие ностальгические воспоминания!