Регион Мадейра

С нами с 14 мая 2009

На машине по Мадейре

11 августа 2011 года|| 11| 51883

Эта заметка является частью дневника «Португалия: самый западный край света с малышом в один год и два месяца»

В один из дней на Мадейре мы решили осуществить путешествие по острову. Основных маршрутов здесь было два. Первый шел по западному побережью Мадейры, а второй по восточному. Оба их можно было сделать кольцевыми, то есть, возвратиться назад в Фуншал через горный перевал, расположенный прямо по середине острова.

Но, к сожалению, проехать за один день вокруг всей Мадейры сразу, даже несмотря на ее миниатюрные размеры, было нереально. Что интересно, как раз накануне нашей поездки выяснилось, что к нам, оказывается, был прикреплен местный гид, ибо отель в Фуншале мы бронировали через фирму, и гид там полагался в нагрузку. Девушка, которая им оказалась, пришла к нам знакомиться как-то утром. Когда же мы у нее спросили о возможности проехать вокруг всей Мадейры за один день (к сожалению, наш отпуск был ограничен), она в ужасе замахала руками, сказала, что это - нонсенс, и стала убеждать нас купить у нее экскурсии, на которые набиралась группа туристов из 20 человек, что нам бы, по ее мнению, было бы страсть как удобно. Что интересно, в экскурсию входило гораздо меньше достопримечательностей, которые мы хотели увидеть даже в нашем адаптированном под маленького Данилку, совершенно не напряжном маршруте, а цены на эти экскурсии были настолько завышены, что тут уже у меня полезли глаза на лоб. Мы с горем пополам от девушки отбрыкались, сославшись на Даню, которому будет категорически неудобно путешествовать с туристами в автобусе, а туристам с ним. Девушка удрученно удалилась и больше нас не беспокоила! Правда, она подарила нам карту острова, за что ей большое спасибо.

Мы же для нашего небольшого путешествия решили взять машину с водителем, и уже с ним поговорить о маршруте. Мы обратились на рецепцию в нашем отеле, сказали, что нам нужно, и попросили, чтобы машина была с детским креслом. Нам дали добро, позвонили, куда следует, и сказали, что машина будет ждать нас у отеля завтра утром, а цена ее на весь день получилась не выше, чем предлагавшаяся нам экскурсия с гидом и с туристами.

В общем, гиды - это зло! :)

На следующее утро мы позавтракали, собрали Данилку в путь и вышли из отеля. Водитель нас уже ждал. Им оказался мужчина предпенсионного возраста по имени Леандро. Он отлично говорил по-английски (отлично - это так, когда я со своим запасом слов и умений его понимала), знал Мадейру, как свои пять пальцев, и сказал, что мы совершенно точно сможем осуществить кольцевой маршрут с горным перевалом, но так же точно не успеем осмотреть оба побережья, так как дорога там хоть и живописная, но старая и извилистая, на которой сильно не разгонишься, и поэтому нам нужно выбрать.

Что ж, водитель нам явно внушал доверие, мы посовещались и решили ехать на запад - все-таки там разных красивых объектов и природных достопримечательностей было гораздо больше, чем на востоке: маяки и симпатичные крестьянские деревеньки, скалы и утесы, водопады и лагуны, горы и образованные у самых берегов лавовые ванны, ставшие чуть ли не символом острова.

Кстати, забегая вперед, скажу, что Леандро нам настолько понравился, что мы договорились с ним продолжить путешествие и на следующий день - он предложил нам такой маршрут, что мы успевали и походить по левадам, как планировали, и добраться до деревеньки Сантаны в северо-восточной части Мадейры, куда я особенно хотела попасть. Но о ней я расскажу в следующий раз.
У Леандро было трое своих детей - двое из них уже выросли, один продолжал ходить в школу, - и он явно умел с ним обращаться. Когда наш Данилка, удобно разместившийся на детской подушке на заднем сиденье, начинал капризничать, Леандро что-то насвистывал ему, и Даня восторженно затихал. В общем, они явно нашли общий язык, и это еще больше привлекло нас в нашем водителе. Мало того, как оказалось, ему самому было выгодно возить нас. Леандро несколько часов в день работал на хозяина, а все остальное время сам был хозяином самому себе, и все, что зарабатывал, принадлежало ему. Поэтому с ним было удобно еще и потому, что он ехал туда, куда хотели мы, и никогда не начинал отговаривать, как это нередко делают водители в других странах, когда им просто бывает лень. Было похоже, что покатушки по острову Леандро самому доставляли удовольствие, а потому он показывал нам все, что знал, и даже то, о чем мы не ведали.
Нашей первой остановкой была рыбацкая деревушка Камара-ди-Лобуш. Она находилась всего в нескольких километрах от Фуншала, а интересна была тем, что сюда приезжал отдыхать премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Здесь даже сохранились ресторанчик, в котором он пил кофе, и площадка, откуда он писал свои пейзажи.

Но подробно об этой деревушке я вам расскажу в следующий раз. Наша же машина, как только мы покинули Камара-ди-Лобуш, начала подниматься круто в горы.

Впереди у нас было очень интересное место - Кабу-Жиран, самый высокий утес в Европе. Мы оставили машину в ста метрах от его вершины, а дальше пошли пешком. Кабу-Жиран был весьма обжитым в туристическом смысле местом. Туристов здесь, в том числе, и туристических групп, оказалось немало, и именно поэтому все подходы к смотровой площадке утеса заняли торговцы сувенирами. Правда, они вели себя отнюдь не так, как на Востоке, за руки не хватали, призывно не кричали в самое ухо. Пожилые мужчины и женщины скромно стояли с обеих сторон от пешеходной дорожки и предлагали купить у них кружевные салфетки, тряпичные конфетницы, полотенца, сладости, а также многочисленные открытки и магниты.

Но, в конце концов, мы добрались до смотровой площадки утеса и стали любоваться открывшимися с него панорамами. Высота Кабу-Жиран была аж 580 метров над уровнем моря, и в хорошую погоду с его вершины были видны не только окрестные деревеньки и бухточки, но даже сам Фуншал. Куда ни глянь, виды открывались просто восхитительные! Далеко внизу, словно божьи коровки, на склонах зеленых гор стояли домики под красными черепичными крышами, на синей глади воды, блестевшей под лучами солнца, скользили парусники, а у подножия утеса, похожие на клеточки в школьной тетрадке, виднелись разбитые на террасах огороды местных жителей, которые ежегодно выращивали на них великолепные урожаи.

Дальше мы отправились в деревеньку Рибейра-Брава. Находилась она в весьма живописном месте среди гор, на берегу океана, а известна была тем, что сюда почему-то приезжало большинство туристов и путешественников, которые ездили по Мадейре на туристических автобусах или на арендованных машинах. Почему они сюда ехали, я, честно говоря, так и не поняла. Деревенька, хоть и была симпатичной, при ближайшем рассмотрении каких-то особенно восторженных ахов и охов у нас не вызвала. Мы прогулялись по ее улочкам, заполненным сувенирными магазинчиками и ларьками, прошлись по набережной, побывали в местной маленькой церквушке, как и во многих других местах, с украшенным бело-синими азулежуш фасадом, перекусили паштейшами в ближайшей кафешке и отправились снова в путь.

Нашей конечной целью в путешествии по западному побережью Мадейры был Порту-Мониш - небольшой городок на северо-западном берегу острова, где тысячелетия назад лава здешних вулканов вытекла прямо в океан, а потом океанические волны прорезали ее так причудливо, что образовали среди лавы настоящие ванны и бассейны. Но путь наш был долог, а главное, он сам по себе был очень интересен и живописен. Дорога шла вдоль океана, она была извилистой, иногда шла серпантином, и при этом была старой и узкой, местами в потрескавшимся асфальтом и с огромным количеством прорубленных в скалах туннелей.

Порой, эти туннели были такими же старыми, как и дорога, внутри них не было освещения, а с их сводов капала вода. Впрочем, нередко вода капала, а точнее, падала самыми настоящими водопадами, и просто на дорогу. Выезжаешь из туннеля, а водопад обрушивается прямо на машину! Просто удивительные ощущения! Правда, в том случае, если едешь не в кабриолете! :))

До Порту-Мониша мы сделали еще две остановки. Сначала мы заехали в поселок под названием Кальета. Это было небольшое курортное местечко с виллами и отелями на берегу океана, которое славилось своим песчаным пляжем. Признаться, купаться мы не собирались, так как было довольно-таки холодно, хоть и солнечно, но выпустить поиграть в песочке нашего Данилку у нас идея была. Но, честно говоря, пляж в Кальете на нас не произвел никакого впечатления. Пляж оказался маленьким и довольно грязным, и, несмотря на то, что от открытого океана он был отделен длинным, шедшим параллельно берегу пирсом, на пляже было очень ветрено. Ветер поднимал песок, сыпал им в глаза, и на пляже мы выдержали буквально 15 минут, после чего быстро ретировались. Только потом Леандро сказал нам, что песок в Кальете был привозным, и отдыхать сюда в основном ездили местные жители, а не иностранцы.
Кальета.

Второй остановкой у нас был маяк в окрестностях Понта-ду-Паргу. Это была самая западная точка острова, но, честно говоря, сие я только потом увидела на карте, а тогда, когда мы приехали туда, то просто поразилась красотой открывшегося ландшафта. Рядом с маяком, который стоял на высоком утесе, располагалась смотровая площадка. Сам же маяк был тоже очень симпатичным - ярким и бело-красным, правда, подняться на него нам не удалось, так как внутрь не пускали посторонних.

Но зато мы обнаружили, что вниз от смотровой площадки сбегает небольшая тропка. Среди травы и цветов мы пошли по ней и вскоре оказались на еще одной смотровой площадке, которая образовалась за счет того, что многие любители прекрасного спускались сюда и вытоптали ее на самом краю утеса. Но виды, открывшиеся отсюда, были просто вне конкуренции! Голубой океан, зеленые горы маленькие домики с черепичными крышами!.. И такой свежий воздух, что просто захватывало дух!..

После Понта-ду-Паргу мы снова поднялись в горы и немного отдалились от побережья. Дорога шла серпантином мимо маленьких деревень, через заросшие лесом районы, причем заросшие так, что мне все время казалось, что на шоссе перед нами вот-вот да и выскочит какая-нибудь непуганая косуля или олень.
Несмотря на то, что из Фуншала мы выехали ранним утром, к Порту-Мониш мы стали приближаться только ближе к четырем. Но наш водитель Леандро абсолютно не нервничал по этому поводу (не было у него такого, что, мол, если договорились взять машину на целый день, то будьте добры к шести-семи вечера снова быть в Фуншале), и это нам особенно нравилось. Наконец, с одного из утесов открылся вид на Порту-Мониш.

Мы остановились у выложенного цветами на обочине дороги креста со статуей Девы Марии (на Мадейры такие кресты считаются хорошими знаками, несущими удачу водителям) и полюбовались панорамой.

Уже отсюда был виден океан и черные потоки лавы в нем, местами похожие на островки, а местами на спины волшебных драконов, вот-вот готовых вылезти из воды.

Вообще-то, в Порту-Мониш чуть ли не весь берег представляет собой изрезанные волнами океана потоки лавы. Но особенно живописных мест, где есть ванны, в которых можно купаться, здесь два. Первое - платное, в нем есть душевые, раздевалки и прочие услуги. Второе - бесплатное, в нем ничего нет, кроме замечательного ресторанчика с очень вкусной едой прямо на берегу ванн. Так как было прохладно, мы с Данилкой купаться не собирались, а Антон раздумывал. Но вот по поводу перекусить, не раздумывал никто из нас. И поэтому мы пошли сразу в бесплатное место с ресторанчиком. Пока нам готовили еду, между прочим, рыбу-саблю, которая тут, как и везде на Мадейре была удивительно дешевой и стоила не дороже трески, мы осматривали лавовые ванны.

Честно говоря, ничего подобного я не видела до сих пор на свете! Буквально в 30 метрах от нас океан бушевал, волны с ревом накатывали на берег, вода пенилась, и стихия наглядно проявляла всю свою мощь. А в ваннах, которые отгораживались от океана подводной лавовой стеной, был полный штиль. Мы спокойно могли разглядеть дно, погулять по дорожкам между ними и даже взобраться на черные лавовые скалы, вблизи еще больше похожие на драконьи спины, чем тогда, когда мы видели их с гор.

В Порту-Мониш мы провели добрых два часа. А когда собрались уезжать оттуда, уже наступал вечер. Правда, на Мадейре темнело поздно, и в Фуншал мы вернулись, как и планировали, через перевал Энкумеада, успев полюбоваться горами со скрытыми в облаках вершинами. Но сначала из Порту-Мониш мы довольно-таки долго ехали по побережью.

Это было уже северное побережье Мадейры, и оно сильно отличалось от того, что мы видели на западе. Здесь не было такой обильной растительности, а горы были покрыты лишь травой и кустарниками. Но водопадов здесь было не меньше. Кроме того, они были более высокими и мощными, и мы любовались ими добрых пол-острова, всю дорогу, пока ехали до городка Сан-Висенти.

В Сан-Висенти мы свернули в горы и направились к перевалу Энкумеада. Как и прежде, на нашем пути встречались маленькие деревушки с белоснежными церквями и с домиками под черепичными крышами.

Но дорога неуклонно поднималась серпантином в горы. И вскоре мы заметили, как похолодало, и погода начала портиться - небо сплошным покровом заволокли густые облака, и казалось, что вот-вот из них польет дождь.

Хотя дождь ли? Когда мы добрались до перевала и вышли из машины, то тут же были подхвачены сильным и сразу пробравшим до костей порывом ветра. Нет, мы, конечно, никуда не улетели, но ветер нас знатно впечатлил. В футболке с длинными рукавами и в ветровке, в которой я сегодня проходила целый день, мне стало жутко холодно. И когда мы зашли в здешний перевальский сувенирный магазин и увидели там в продажи толстые шерстяные свитера и шапки, то ничуть не удивились - они были тут, как нельзя более актуальны.

Ну, а природа была волшебной. Облака почти полностью заволокли вершины и лишь далеко на горизонте и иногда сквозь прорехи в них можно было увидеть солнце.

Несмотря на ветер и холод, мы провели на Энкумеаде немало времени, любуясь его красотами, а когда вернулись в машину, Леандро поинтересовался:

- Замерзли? Здесь погода всегда совершенно другая, чем на побережье. Казалось бы, всего меньше часа езды, и вот! А все горы! Они выше тысячи метров, получается очень большое превышение по сравнению с берегом океана. Вот увидите, вернемся в Фуншал, и снова будет тепло и солнечно.

И действительно, едва мы начали спускаться с перевала, как погода снова начала меняться - выглянуло солнце, в окна машины подул теплый ветерок. Когда мы добрались до Фуншала, то вокруг снова было лето. Вот такая изменчивая погода оказалось на Мадейре.

На этом наше маленькое путешествие по западному побережью острова завершилось. Но впереди нас ждало еще одно, не менее интересное. О нем я вам расскажу в следующий раз.

В Порту-Мониш мы ели в ресторанчике "Cachalote", перекусывали паштейшами в Рибейра-Браве в кафе-магазинчике "Pastelaria Bolo Doce".

Фотоальбомы можно посмотреть здесь:
На машине по Мадейре - часть 1. Самый высокий утёс в Европе
На машине по Мадейре - часть 2. Деревушка и маяк на океане
На машине по Мадейре - часть 3. Лавовые ванны
На машине по Мадейре - часть 4. Горный перевал Энкумеада
--------------------------------------------------------------------------------
Мои другие путевые заметки, фотоальбомы и советы из этого путешествия находятся в дневнике путешествия здесь: http://tourbina.ru/authors/Annataliya/journals/618/