Грузия

GPS
|4 (3)| 26| 1416520

Гамарджоба Грузия!

Наш маршрут по этой удивительной стране начался с центра Грузии – Тбилиси.
У нас было всего 6 дней, каждый встречный сообщал нам, что этого очень мало. Они ошибались. Для того, чтобы повстречать людей, которые могут стать друзьями, чтобы понять традиции и то, чем живут люди, и чтобы хоть и бегом, но увидеть страну — этих дней достаточно. Есть одно но, Вы все время в пути…

Итак, приехав в Тбилиси в час ночи, в 8 утра мы уже выдвинулись в небольшой городок под названием Мцхета. Это самая первая столица Грузии, знаменита древней церковью 11 века: Светицховели — считается сердцем этого города. С горы, на который расположен храм Джвари можно увидеть, как река Кура встречается с рекой Арагви. К этому храму мы добирались на такси, поторговавшись с таксистом Иванэ, мы уже мчали вперед. По дороге разговорились и это самое главное для грузин. Видимо, он расположился к нам и загадочно произнес, что здесь за 40 км есть одно красивое место — крепость Ананури, расположенная на Военно-Грузинской дороге, но он подумает везти ли нас туда. В итоге, пока мы бродили по горе и общались, решение с его стороны было принято и нас повезли в Ананури, по дороге мы попали в пробку, которая совсем не удивительна для грузин, но для нас — экзотика. Как это часто бывает и у нас, пробка образовалась из-за баранов..только тут в прямом смысле слова. Обратно мы приехали в известный в Мцхете ресторан Салобио и первый раз попробовали там местное блюдо — хинкали! Внешне они похожи на большие пельмени, внутри находится мясо с луком и вкусный сок. Есть надо аккуратно, чтобы сок не вытек. Вещь очень сытная, мне хватило 2-3 хинкали, чтобы больше ничего не смочь съесть. За весь наш путь надо мной часто смеялись и говорили, что в ресторане я их позорю, там не принято брать так мало. Если вино-то кувшином. Если хинкали, то штук 10 не меньше! В конечном счете, Иванэ не захотел брать с нас денег так как мы гости, вот так вот повернулся торг за такси.

Вернувшись вечером в Тбилиси мы побежали на крепость Нарикала, к ней ведет канатная дорога, и с крепости расположенной на горе город просматривается во всех направлениях. Вдали видна стеклянная крыша президентского дворца и Мост мира.

Кстати, все государственные здания Грузии прозрачны. Мы не один раз слышали, что с коррупцией в Грузии покончено, что полиция не берет взяток и за предложение денег полицейскому — могут посадить. Водители не бояться оставлять окна машины открытыми..т.к. там не воруют. В связи с этим, подтекст прозрачных государственных заведений вполне понятен, все видно как на ладони. Нам удалось посетить один полицейский участок, я сделала фото из его окна, напротив здания находится детская площадка, днем в 40 градусную жару, дети спокойно могут зайти в полицию и попить из кулера. Рядом с машиной полиции припаркован детский поезд в полицейском стиле. Внутри здания, все аккуратно и чисто. Кондиционеры, плазменные экраны в кабинете начальства. А внешний вид некоторых полицейских участков поражает своей красотой. Думаю, туда с удовольствием идут на работу. Полиция получает хорошую зарплату, помощь от государства при покупке жилья, в связи с этим видимо и нет желания брать что-то лишнее… Саакашвили хорошо поработал со старой продажной структурой, было уволено свыше 14 000 человек. Думаю и нам такая глубокая чистка пошла бы на пользу, но из милиции мы просто стали полицией..как говорится от перемены слов…сущность не меняется…

На крепости Нарикала мы встретили англичанку Од, это было ее первое самостоятельное путешествие. На наш вопрос, почему она выбрала в качестве первой поездки Грузию, она ответила, что здесь безопасно, люди доброжелательны и дружелюбны. Меня поразила разница в восприятии этой страны, когда я сообщила, что еду в Грузию, меня начали пугать проблемами при прохождении паспортного контроля и плохим отношением к русским. Неправда! Отношение грузинского народа к нам просто отличное! Многие люди работали и жили в России, у них здесь живут родственники и друзья. Очень многие радовались, слыша русскую речь. Все встречные говорили — что это игры политиков, а наши народы всегда дружили и то, что люди из России стали к ним ездить, для них много значит. Кстати, грузинам попасть к нам в Россию сейчас почти невозможно, проблема с нашей, а не с грузинской стороны! Слово туристы к нам не применялось — мы были гостями. Причем очень желанными!

На второй день мы отправились в регион Кахетия, в город Телави: расположен в красивейшей Алазанской долине. В июле город пострадал от урагана, который повредил много зданий, теперь там идут активные ремонтные работы. В Грузии, на данный момент, очень много строится, ремонтируется, дороги в отличном состоянии, единственной помехой на них часто являются коровы и овцы.

В Телави находятся заводы по производству вина. Из нашей головы совершенно вылетело, что заводы по выходным могут не работать и, когда прочесав пару км под 40 градусной жарой, мы взъерошенные подошли к дверям, увидели округлившиеся глаза охранника. Удивленно посмотрев на двух сумасшедших из Москвы, он присел с нами и объяснил, что завод закрыт. Дегустации и экскурсии с понедельника и начал узнавать кто мы и что.. Через минут 10 нашего общения, он встал и открыл нам двери.. так у нас прошла индивидуальная экскурсия. На заводе оказалось всего 3 человека, 2 рабочих и заместитель генерального директора. Именно она показала нам огромные емкости, в которых хранится вино. В каждую помещается не менее, а то и более 11 000 литров. Много уходит на экспорт в Украину. Жаль, что не в Россию. Там же я увидела любимую мною марку Тамада, когда-то вино Киндзмараули и Хванчкару я брала именно этой марки.

После окончания экскурсии один из рабочих, подарил нам по букету цветов. Просто так..Ему было приятно сделать нам подарок. Помните как в фильме Мимино: «Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно!» Вот так было все время.

Утром третьего дня мы выдвинулись в путь по стране. Посетили село Носте — там находятся остатки крепости национального героя Грузии Георгия Саакадзе. На табличке написано, что памятник охраняется государством, очень хотелось бы обратить внимание государства, что охрана сплоховала…слишком много грязи и мусора вокруг данного объекта, что нас весьма удивило.. После этого мы посетили древний пещерный город Уплисцихе, где в скалах выдолблены пещеры. Ранее их насчитывалось около 700, сейчас сохранилось 150. Побывали в Гори — родина Сталина, посмотрели дом, в котором жил вождь и его личный железнодорожный вагон. Также забрались на крепость Горисцихе и увидели интересный памятник падшим воинам Грузии.

Далее прыгнув в маршрутку мы поехали в сторону города Ахалцихе — у нас была цель увидеть еще один древний пещерный город — Вардзию. По дороге мы проехали мимо одного из самых знаменитых в Советском союзе мест отдыха – Боржоми. Прибыв в Ахалцихе, мы узнали, что маршрутки до Вардзии уже не ездят. Таксисты набросились на нас с предложением безумных цен. Молодежь смотрела как на пришельцев с другой планеты. Окруженные в кольцо, которое сыпало на нас вопросами, мы растерялись, на выручку пришла грузинская женщина, которая разогнала наглых таксистов и любопытную молодежь, а после подошел маршруточник Гия, который узнав, что мы гости, тут же сказал, что поможет нам. В итоге в 7 вечера мы пытались на шоссе поймать машину. В это время к нам подошел еще один человек, хозяин местной гостиницы, который удивленно спросил: зачем нам надо на ночь глядя тащиться в такую даль? И предложил остаться у него в отеле, в качестве гостей. Как женщины «не очень упрямые» мы сообщили, что у нас есть палатка, в которой мы и собираемся переночевать, и вообще у нас план — завтра нам в Батуми, поэтому кровь из носа нам надо добраться до пещер. Тем временем к нам подъехали еще 2 друга, один из них майор полиции, который как раз и запустил наши любопытные носы в участок (об этом я писала выше). Все вчетвером постоянно общаясь на грузинском они пытались решить как нам помочь, кто то звонил в Вардзию и узнал, что пещеры сейчас закрыты. Кто -то пытался дозвониться до директора пещерного комплекса, в итоге пробило 9 и мы поняли, что видимо переночевать в палатке нам не судьба. Вечернее вече на улице закончилось тем, что мы сдались и остались в городе. Что ж, мы не пожалели об этом! Нам устроили отличную экскурсию. Мы увидели русскую школу и узнали, что до 5-го класса русский язык изучают в обязательном порядке. Нам показали новую крепость в которой 16 августа состоялось открытие и бесплатно проходил концерт Шарля Азнавура, который, как оказалось, родился в этом месте. Крепость станет изюминкой и сердцем города, на ее территории буду торговые центры, ювелирные и винные бутики, гостиницы и церкви, для других вероисповеданий построена мечеть.
Кстати, этот город расположен очень удобно, всего 20 км до границы с Турцией и 116 км до границы с Арменией.

С утра нас отвезли в Вардзию. Это пещерный монастырский комплекс 12-13 вв. Он был создан в годы правления Георгия III и его дочери царицы Тамары.
На его территории до сих пор живут монахи. В скале находится церковь. Пещерный комплекс вмещал в себя до 20 000 жителей, которые могли укрыться в нем в случае нападения.

Вечером мы отъехали в следующую цель – Батуми. В маршрутке ехало семейство с детьми, они ехали в гости к дедушке. В итоге, они никак не могли понять где с ним встретиться и целый час вся маршрутка вместе с пассажирами, которым нужно было в Батуми искала дедушку..никто не сказал и слова…Слава богу, мы его нашли и вечером ступили на территорию нового курорта. Город красивый, новый, отстроенный, дорогие гостиницы: Шератон, Редиссон. Именно здесь собираются пустить раз в неделю фонтан с бесплатной чачей. Ночью все в красивой подсветке. До 5 утра мы гуляли по городу и пили вино на пляже под теплым дождем. С утра, побежали отслеживать маршрутку в нашу новую цель, т.к. поняли, что с графиком может быть напряженка, маршрутка уезжала в 2, поэтому оперативно мы понеслись на пляж и, наконец, окунулись! Попрыгав на волнах минут 20,и ободрав ноги, т.к. пляж каменистый, мы стартовали за рюкзаками. Через час двинулись в направлении города Зугдиди, оттуда нам следовало добраться до места под названием Местия: 2,5 часа по горному серпантину вверх. Там же находится знаменитая для альпинистов гора Ушба, очень трудная для восхождений. Во время нашего пребывания в Грузии на ней застрял армянский альпинист и неделю не мог спуститься. Но для него все окончилось благополучно, ему помогли.

В Зугдиди нам провели экскурсию — показали музей семейства Дадиани: одна из княгинь Дадиани была замужем за племянником Наполеона Аскилом Мюратом. Поэтому князьям Дадиани по наследству перешло множество реликвий, связанных с Наполеоном и самое главное там находится посмертная маска самого императора! Оказывается она сделана всего в 3-х экземплярах. Одна находится в Лондоне, вторая в Париже и третья в Зугдиди. В музее был смешной случай, когда нас представляли сотруднице музея: «Это Лалли — она наполовину грузинка, а это Наира — она наполовину армянка», сотрудница музея взглянув на меня ответила: «Ничего страшного» ))
Помимо музея, в городе есть красивый Ботанический сад.

Погуляв по городу мы отправились в горы. По дороге мы увидели огромную конструкцию ГЭС: крупнейшая на Кавказе гидроэлектростанция на реке Ингури, расположена как на территории Грузии, так и Абхазии. В 1992 году между грузинской и абхазской сторонами была достигнута договоренность о распределении выработки электроэнергии с Ингурской ГЭС в пропорции 60 % (Грузия) на 40 % (Абхазия). Скажу честно – зрелище впечатляющее.

Утро 5-го дня встретило нас свежайшим воздухом и прекрасным видом! Вместе с новыми друзьями мы проехали по красивейшим местам, увидели пейзажи, от которых захватывало дух, канатную дорогу, по которой зимой поднимаются на склоны лыжники и сноубордисты! Попытались увидеть и Ушбу, но, увы, она была скрыта в облаках, капризная гора только на мгновение показала нам маленький кусочек своей вершины.

Если бы времени было больше, мы обязательно посетили бы ущелье Ушгули. Это село считается самым высокогорным в Европе. В 7 утра туда выезжают машины, и только в 7 вечера они возвращаются — местный закон гор. Настолько узкий проезд, что двум машинам не разминуться, поэтому утром-туда, а вечером –обратно.

Вечером, с большим сожалением мы простились с нашими друзьями и вновь отправились в Тбилиси. Т.к. оттуда нам и предстоял перелет до дома.

Что мне еще хочется сказать о грузинском народе, самое главное, что бросается в глаза: очень верующие люди. По выходным церкви заполнены, во время служения. Когда водители проезжают мимо церквей они крестятся. Я видела как мальчик лет 8, проезжая на велосипеде мимо церкви перекрестился. У многих есть традиция: носить на руке браслет из каучука с изображением креста, под крестом хранится написанный псалом. Такую вещь мне подарил один из наших друзей, встреченных в Грузии.

Очень любят и уважают своего каталикоса (так называется у них глава церкви) Илию Второго. Считают его святым. Главная церковь Тбилиси Самеба, в ней и проводит службы патриарх.

Грузинская кухня — очень вкусная и сытная, хачапури, хинкали , мчади – кукурузные лепешки. Шашлык, который грузины не маринуют, потому что у них итак прекрасное свежее мясо, они просто жарят его с луком. И, конечно, вино…А еще эта прекрасная страна очень плодородна, что только не растет из ее недр: и ткемали (сливы), и виноград, и киви и гранаты, и инжир и груши!

Разве можно не полюбить эту страну, с ее улыбчивым народом, с теплом, которое встречает вас где бы вы ни были, с богатейшей историей, с пейзажами сумасшедшей красоты?

За все то, что случилось с нами там я хочу сказать:
Диди мадлоба! (большое спасибо)
И, обязательно до новых встреч!

Дешёвый ✈️ по направлению Грузия
  • isfoto
    isfoto
    С нами с 8 авг 2010
    29 авг 2012, 22:12
    Да-а-а! Спасибо вам, Наира, за правдивый рассказ. Читаю, и вижу настоящих грузин, славившихся еще в советские времена своей открытостью, дружелюбностью и гостеприимством. Читаю вашу статью и слышу рассказы своей жены, которая ездила в экспедицию на Кавказ много лет назад, в восьмидесятые. Слово в слово.

Судя по сообщениям наших СМИ, они все исчезли в одночасье, и вместо них вышли на поверхность какие-то монстры. Зачем нам все эти информационные и прочие войны? Зачем политики поливают грязью всех и вся, что не укладывается в их понимание мироустройства?

Однажды, еще в советские времена, я ехал в поезде зайцем из Москвы в Питер (да! И такое бывало). Со мной рядом оказался грузин (тоже зайцем). Он достал чачу, пригласил еще несколько человек, которые только могли уместиться в плацкартном "купе". Сидели всю ночь. Он сетовал на начинающееся разобщение русских и грузин (уже начиналось), — "Мы же братья, как можно нас разлучать!", подливал чачу, угощал весь вагон мандаринами, мешок которых вез родственникам.

Название вы выбрали очень точное. Только вот кто из нас на "другой" планете?
  • DmitryEremin
    DmitryEremin
    С нами с 17 апр 2012
    30 авг 2012, 13:05
    классно :) захотел в Грузию :) особенно поесть там теперь хочется :)))
  • Naira
    Naira
    С нами с 18 дек 2011
    30 авг 2012, 16:11
    isfotoнаписал 29 августа в 22:12

Название вы выбрали очень точное. Только вот кто из нас на "другой" планете?

Хороший вопрос, Игорь:) Наверное, у нас..т.к. грузины с советских времен ничуть не изменились! до сих пор говорят тоже самое, что мы братья/сестры, также готовы угостить последним, также открыты...а с нами что-то случилось...Еще хотелось бы сказать, всем кто туда соберется поехать: возьмите с собой сувениры из России, мы очень жалели, что нам нечего было оставить в подарок))
  • Kerti
    Kerti
    С нами с 16 авг 2010
    2 ноя 2012, 19:27
    Наира, спасибо за прекрасный рассказ! Мы как раз планируем поездку в Грузию, а тут столько вдохновения :) Подскажите, как вы добирались до Батуми и Зугдиди? На общественном транспорте? Насколько регулярно он ходит и какие цены на проезд?