Октябрьский Городок

Октябрьский Городок

LAT
  • 51.63484N, 45.45515E
  • Я здесь был
    Было: 1
    Хочу посетить
    124

    6 материалов по 2 объектам,  129 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 124
    Были в городе Октябрьский Городок?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    архитектура, памятники, парки
    • GPS
    • Россия, Саратовская область, Татищевский район, село Октябрьский Городок, улица Тимирязева, 1
    Фотографии
    Карта
    85 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (4) помощь
    grau59
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 апр 2011

    Октябрьский городок. Часть 5. Н.Г. Чернышевский и его мать

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки
    28 мая||
    GPS
    | 15| 21411
    5
    На Воскресенском кладбище города Саратова могильные плиты отца и матери Николая Гавриловича Чернышевского расположены рядом
    1

    Автор: grau59

    и находятся позади памятника на могиле их сына Памятник на могиле писателя, задавшего вопрос:" Что делать?.
    8

    Автор: grau59



    Мать Николая Гавриловича Чернышевского — Евгения Егоровна Голубева (1803 — 1853) отчего-то обойдена вниманием. Когда я искал её фотографию, то поисковик подсовывал мне фотографию жены Чернышевского — Ольги Сократовны.

    В Википедии обычно рассказывается об обоих родителях, но не в нашем случае.

    "Чернышевский родился 24 июля 1828 года в семье протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Саратова Гавриила Ивановича Чернышевского (1793 — 23 октября 1861), сына дьякона села Чернышёво Чембарского уезда Пензенской губернии Ивана Васильевича Чернышевского".

    Лишь в разделе "Семья" — пара строчек "Мать — Евгения Егоровна Голубева (30.11.1803—19.04.1853), венчалась с Г. И. Чернышевским 7 июня 1818 года"

    А ведь благодаря её отцу и ей отец Чернышевского появился в Саратове.

    Самый старый дом усадьбы Чернышевских был приобретён дедом Н.Г. Чернышевского священником Сергиевской церкви Георгием (Егором) Ивановичем Голубевым 22 ноября 1801 года.
    3

    Автор: grau59



    В нём родилась мать Н.Г.Чернышевского.

    Был дед (по матери) протоиереем саратовской Нерукотворенно-Спасской (Сергиевской) церкви, «человек честный, учёный и любимый многими».

    Когда он умер, то освободилось место в приходе. Сыновей у него не было, но в соответствии с тогдашними церковными обычаями, новый священник мог занять ставший вакантным приход, женившись на одной из дочерей предшественника. Вдова пишет прошение в духовную консисторию, чтобы среди семинаристов подыскали подходящего претендента на место покойного протоиерея и на руку его дочери. И такой человек скоро нашелся – Гавриил Иванович Чернышевский.

    А вот матери Чернышевского в ту пору было лишь 14 лет.

    В 1826 году Гаврила Иванович Чернышевский выстроил дом с флигелями и хозяйственными службами для своей семьи и Николай Гаврилович родился уже в этом доме.
    3

    Автор: grau59



    Мать Евгения Егоровна Голубева (1803–1853), вышла за священника саратовской Сергиевской церкви Г. И. Чернышевского (1793–1861).

    Двоюродная сестра Н.Г.Чернышевского Екатерина Николаевна Пыпина рассказывала о матери Чернышевского: "Евгения Егоровна так любила читать, что про нее прямо можно сказать: она жила, не выпуская из рук книги. И книга эта была не только роман".

    Это было редкостью в тогдашнем Саратове

    Причем «Что Евгения Егоровна скажет, то Гаврила Иванович и выполняет».

    Евгения Егоровна не отличалась крепким здоровьем и вскоре после рождения сына несколько лет страдала от какой-то болезни.

    И тут происходит пересечение с Октябрьским, в ту пору — Николаевским, городком Октябрьский городок. Ч.1.Воспитанники российской императрицы.
    4

    Автор: grau59



    Было это примерно в августе — ноябре 1837 года. Николаю Чернышевскому тогда было около 9 лет.

    О событиях той поры известно из двух источников.

    Первый — книга внучки Н.Г. Чернышевского Нины Михайловны Чернышевской (1896—1975)
    (Из Интернета)
    0

    Автор: grau59

    (Из Интернета)

    «Саратовский мальчик».
    (Из Интернета)
    0

    Автор: grau59

    (Из Интернета)



    "Что-то долго болеет маменька. Всё лежит и лежит. Из рук книжки не выпускает. А опустит книжку, поглядит на сына — ему не по себе становится. Чувствует, что маменька думает о нём, как бы он не остался без неё на белом свете.

    Раз слышит мальчик разговор у постели маменьки:

    — Съездила бы ты, матушка Евгения Егоровна, в Мариинскую колонию. Ведь там, говорят, такой лекарь проживает, что и столичных докторов за пояс заткнёт. И учёный: сколько книжек из Москвы да из Петербурга выписывает. А главное, вылечивает таких больных, от которых даже лекари отказываются.

    — Кто это? — тихо спрашивает маменька.

    — Иван Яковлевич. Его все знают. О нём слава далеко идёт.

    — Иван Яковлевич? Не знаю, — в раздумье молвит маменька. — Измучилась я со своей ногой. Кажется, уж и всякую веру потеряла, что кто-нибудь может помочь.

    **— А ты, голубушка, попробуй. Ведь смотреть на тебя сердце надрывается. Николеньке всего десятый годок пошёл, негоже ему одному оставаться. При солнышке тепло, при матери добро.
    Уговорили тётушки и бабушки Евгению Егоровну. Наконец велено заложить семейную бричку. В подушках больную повезли к Ивану Яковлевичу. И Николеньку прихватили: очень уж просился с маменькой поехать. Шутка ли, такое далёкое путешествие: в Мариинскую колонию. Там всего насмотришься.**

    И вот маменька у знаменитого Ивана Яковлевича. С виду он такой скромный, незаметный. Живёт при больнице. Во дворе играют его ребятишки. Дом чисто прибран заботливой женской рукой. На окнах кружевные занавески, везде цветы. Чувство уюта и спокойствия охватывает людей при входе в квартиру Ивана Яковлевича. Такая же тишина и чистота в самой больнице. Матушке отведена отдельная комната в доме Ивана Яковлевича. Пожив у него с месяц, она вернулась домой.

    По возвращении только и было разговоров, что об операции, которую сделал ей Иван Яковлевич.

    — И сколько я примочек до него прикладывала, и сколько компрессов да растираний вытерпела — ничего не помогало, — рассказывала маменька. — А Иван Яковлевич осмотрел мою ногу, сделал надрез, и оттуда точно какие-то пузыри поскакали. И ноге всё легче, легче…Так и выздоровела маменька".

    А вот выдержки из дневника Н.Г.Чернышевского:

    "Память другого лица ... драгоценна мне. Это был спаситель моей матушки и человек очень редкого благородства, медик тогдашней Мариинской колонии питомцев, Иван Яковлевич Яковлев. С тех пор, как помню мою матушку, я помню ее беспрестанно страдающею мучительною болью — то в правом боку, то в голове, то в груди, то в правой ноге. Иногда переход мучительной резкой боли из одной части организма в другую сопровождался успокоением ее на несколько дней, — будто нервы страдавшей части устали страдать, будто впечатлительность их притупилась, и они передают свою обязанность страдать другим, которые успели освежиться для впечатлительности, а эти будто не спешат входить в свою очередь, принимают боль постепенно; эти промежутки были днями облегчения, — сравнительного, потому что оно все-таки боль очень сильна. Иногда не было никакого промежутка при переходе страшно резкой боли из одной части организма в другую; иногда и две, и три части чувствовали боль во всей резкости: и голова трещит от страшной «стрельбы», и дух захватывает от боли в правом боку, — или другая комбинация. С течением времени страдания все усиливались. Начались они вскоре после того, как родился я, года через 4 были уже очень сильны, еще года через 4 матушка уже большую [часть] дней в году проводила в стонах. — Она считала коренным источником всех этих болей затверделость в правой ноге выше колена, — эта затверделость все увеличивалась в объеме и подымалась. Саратовские медики употребляли всяческие смягчающие средства, — припарки, мази, — быть может, для них уже давно было ясно, что надобно бы сделать операцию, но они были плохие хирурги и так добросовестны, что не хотели играть ножом, которым не умели владеть. Дело в том, что разрез надобно было бы производить по соседству [с] одной из больших артерий. Поэтому, когда матушка сама стала требовать операции, медики не соглашались."

    "... батюшка поехал с матушкою и со мною в колонию, — батюшка только проводить, мы с матушкою остаться. Исследовав болезнь, Иван Яковлевич тотчас же сказал, что необходима операция и что он завтра же ее сделает. Операция была сделана твердою рукою, — а рука была нужна твердая, потому что болезненные отложения, бывшие причиною опухоли, находились очень глубоко в теле, глубже, чем думал было Иван Яковлевич, и ему приходилось углублять нож по мере того, как он продолжал разрез, — пришлось бы плохо, если бы он не имел хладнокровия, — но нож дошел до надлежащей глубины, и матушка была избавлена от главной причины своих страданий. Операция удалась превосходно. Но разрез был очень глубок, рана по своей огромности была тяжела, дня через два матушка [находилась] совершенно в том положений, как тяжело раненые, и еще Недели две надобно было пользовать ее очень внимательно, при малейшей небрежности рана приняла бы дурной оборот. Иван Яковлевич пользовал внимательно. Сомнительны были первые четыре, пять дней, — после того уже не представлялось опасности. Но все же оставалась нужна постоянная внимательность, и Иван Яковлевич оставался внимателен".

    Сам Яковлев был воспитанником приюта в Николаевском городке.

    "Его фамилия была то же самое имя, которое послужило для его отчества, — Яковлев, потому что он был из Воспитательного дома, человек без рода и племени. В 1840 г. было ему лет 45. Он был немножко выше среднего роста, человек еще крепкий здоровьем, но черты его лица уже приняли почти стариковский характер. В моих глазах вид старика особенно придавался ему медленною тихостью его походки, жестов, мягкостью голоса и прическою его волос. "

    "Операция была сделана около рождества. Каждый год, около рождества, Иван Яковлевич пил запоем — месяц, недель пять. Начнись эта болезнь с ним, когда уже сделана операция, матушка была [бы] в опасности умереть от раны. Но он понадеялся, что выдержит, и выдержал."

    После Чернышевских к Яковлеву стали приезжать и другие гости из Саратова для лечения.

    Трагической стала его судьба. Он жил с крепостной женщиной, хотел на ней жениться и даже написал письмо помещице с предложением о выкупе. Но ту подсуетились доброхоты, которые считали подобный брак мезальянсом и сделали всё возможное, чтобы ни выкупа, ни свадьбы не произошло. Он считали, что совершают доброе дело. Вот только часто добрыми намерениями выстлана дорога в ад.

    Яковлев попытался покончить жизнь самоубийством и перерезал горло бритвой. Его успели спасти, но через два-три месяца попытка суицида оказалась успешной.

    Во время экскурсии мы не дошли до больницы, но спасибо моим новым друзьям.

    Оксана Хаметова сделала и прислала мне фотографии.

    Так выглядит дом, где жил доктор Яковлев.
    0

    Автор: grau59



    А это больница.
    0

    Автор: grau59



    Время как будто не властно над зданием.
    1

    Автор: grau59

    • Адрес:

      Саратовская область, Татищевский район, село Октябрьский Городок, улица Тимирязева, 1

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    10 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Октябрьский Городок
    сообщить модератору
      Наверх