Москва

Москва

LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Было: 1861
    Хочу посетить
    35292

    1545 материалов по 1 540 объектам,  55 799 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 5230
    ERCHOV 2465
     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, Россия, Москва, улица Лесная, 55
    • (499) 250-3074
    Фотографии
    Карта
    55 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    grau59
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 апр 2011

    Один из самых необычных музеев Москвы

    Достопримечательности → музеи, выставки
    4 июля 2016 года||
    GPS
    |16 (8)| 48| 727632
    5
    "Я поведу тебя в музей
    Сказал мне Макс Ершов..."

    Почти стихотворение С.Михалкова



    Июньское солнце заигрывало с асфальтом улиц, стараясь превратить его в пластичную мягкую массу, заодно нагревая бетонные бордюры вдоль тротуаров и дорог. Московская улица Лесная не оправдывала своего названия — леса и деревьев на ней видно не было, впрочем это не стало удивительным, ведь название она получила в бытность городской окраиной, на которой располагались лесные склады и рынок, где хранился и продавался лес, а лесные чащобы остались лишь в далёком прошлом, в те ушедшие в легендарную даль времена, когда на месте Москвы простирались глухие чащобы, в которых хозяйничали дикие звери.

    Максим вёл меня в один из самых необычных музеев Москвы — музей "Подпольная типография 1905—1906 гг.". И вот мы стоим перед запертой дверью, рядом с которой расположилась широкая витрина с щедро разложенными дарами солнечного Кавказа. Над всем этим великолепием вывеска "Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе".
    5

    Автор: grau59



    За дверьми и витриной в наши дни скрывается музей, как сто с лишним лет назад скрывалась подпольная типография, на основе которой музей собственно и появился. Но если про типографию никто не знал, то о музее сообщает табличка, продублированная указателем на двери.

    Начиналось всё в 1905 году.
    Фото из Интернета
    5

    Автор: grau591

    Фото из Интернета

    Участники III съезда РСДРП, проходившего в Лондоне, обсудили много вопросов и приняли ряд резолюций, среди которых была "О пропаганде и агитации", одним из пунктов которой являлось: "...озаботиться постановкой издания популярного органа в России" . Изданием ЦК РСДРП стала в августе-октябре 1905 года издаваемая в Москве нелегальная газета "Рабочuй". В резолюции "О деятельности партийных типографий" по предложению Льва Борисовича Красина, называемого Владимиром Ильичем Лениным финансистом партии, было отмечено: "III съезд РСДРП, выслушав доклад ЦК о постановке партийных типографий в России и принимая во внимание, в частности, деятельность товарищей, работающих в главной типографии ЦК в России с 1901 г., шлет свой привет названным товарищам и выражает надежду в недалеком будущем видеть их в числе тех товарищей, которые войдут в первую открытую легальную типографию РСДРП."

    В резолюции не был назван город, где находилась главная типография ЦК, но участники съезда знали, что находится она в Баку, а одним из её создателей был Красин. Первым руководителем типографии "Нина" был Ладо (Владимир Захарьевич) Кецховели, после его ареста типографию возглавил Трифон Таймуразович Енукидзе (подпольная кличка "Семен"). Разместил типографию Трифон Енукидзе в глубоком подвале, куда вел подземный ход из дома расположенного в татарском квартале, куда редко заглядывали полицейские чины. Работали в типографии семь человек.

    Поэтому когда возник вопрос о создании подпольной типографии в Москве, то её организаторами стали Красин
    Лев Борисович Красин Фото
    1

    Автор: grau59

    Лев Борисович Красин Фото из Интернета

    и Трифон Енукидзе.
    2

    Автор: grau59

    Кстати про изображенного на фотографии Трифона Енукидзе хозяева говорили, что это их родственник — грузинский князь.

    После некоторых размышлений был выбрано неожиданное место для размещения типографии — рядом размещались два полицейских участка и Бутырская тюрьма. Выбор оказался гениальным — типография не была обнаружена царской охранкой и благополучно проработала с августа 1905 года по июль 1906 года. Если верить работникам музея -это была единственная не обнаруженная подпольная типография во время революции 1905-1907 годов.

    В доходном доме, который принадлежал по одним сведениям каретных дел мастеру, по другим — купцу второй гильдии Козьме Колупаеву, была снята небольшая квартира на первом этаже.
    5

    Автор: grau59



    Была квартира маленькой, состояла из помещения магазина,
    3

    Автор: grau59

    коридора,
    2

    Автор: grau59

    где находилась вторая печь,
    2

    Автор: grau59

    жилой комнаты
    4

    Автор: grau59

    и кухни.
    2

    Автор: grau59

    Как в ней умещались три человека и ребёнок -трудно представить, а ведь порой гости заходили, да и приказчики время от времени забегали.

    Главным преимуществом для подпольщиков было наличие большого подвала, проходящего под всей квартирой.
    3

    Автор: grau59



    Оформлена квартира была на имя Мириана Ивановича Каландадзе, который хотя и имел некий опыт в торговле, но на самом деле являлся портовым грузчиком из Батуми. Главным было то, что у него была репутация нейтрального человека, никоим образом не имеющего отношения к бунтовщикам-революционерам.
    0

    Автор: grau59

    На стене магазина висит свидетельство, подписанное старшиной Ланчхутского сельского управления Озургетского уезда Кутаиской губернии и подтверждающее его честность и добросовестность,
    0

    Автор: grau59

    а также портрет государя императора.
    0

    Автор: grau59



    В целях конспирации Каландазе в магазине не появлялся, а жил себе мирно в Батуме. Когда же его пытались найти официальные лица, то им вежливо объясняли, что хозяин уехал по делам или в гости к родственникам в Грузию, а когда вернётся -неизвестно.

    Фактическим управляющим магазином, решающим все проблемы, был Силован Кобидзе, с которым вместе поселилась его жена Мария Кобидзе (партийный псевдоним – "Барыня") и полугодовалая дочка. Интересно, что кроватка ребёнка очень лёгкая и в случае необходимости часть литературы выносили в этой кроватке, отправляясь на прогулку.
    1

    Автор: grau59



    Было бы не понятно, что у преуспевающего негоцианта у ребёнка нет няни. В её качестве выступала подпольщица Мария Фёдоровна Наговицына (Икрянистова) (партийный псевдоним – "Труба") ,
    Мария Фёдоровна Наговицын
    0

    Автор: grau59

    Мария Фёдоровна Наговицына (Икрянистова)

    а с марта 1906 года другая подпольщица Елизавета Балашова-Денисова (партийный псевдоним – "Странница").
    0

    Автор: grau59



    В магазине работало четверо молодых людей- приказчиков. Когда управляющего спрашивали: "Зачем в таком маленьком магазине столько приказчиков?", то Силован Кобидзе смиренно отвечал: " Бедные родственники, работы для сироток нет, вот и взял под свой присмотр и попечение".

    А между тем приказчики на самом деле были опытными революционерами и специалистами по типографскому делу, трое из которых работали уже до этого в бакинской типографии. Это были Георгий Фёдорович Стуруа (1884 -1956, партийный псевдоним – "Георгий"),
    Стуруа
    1

    Автор: grau59

    Стуруа

    Сильвестр Ясевич Тодрия (1880 — 1936, партийный псевдоним – "Сила")
    Тодрия
    1

    Автор: grau59

    Тодрия

    и Джаши Ушанги Софронович (р.1882, партийный псевдоним – "Караман").
    Джаши
    1

    Автор: grau59

    Джаши

    Именно они привезли из Баку типографскую машину "американку", оборудовали под неё отсек в подвале, затащили в подвал машину и необходимые расходные материалы. Вместе с ними работал Александр Яшвили (партийный псевдоним – "Сандро").
    Яшвили
    1

    Автор: grau59

    Яшвили

    Интересно отметить, что первая троица подпольщиков долго работала вместе в различных подпольных типографиях. В частности летом 1907 года они работали в Выборге, где встречались с Владимиром Ильичем Лениным, который запомнил колоритных грузинов-типографистов.

    Это сейчас можно увидеть всё разом:
    4

    Автор: grau59

    колодец, уходивший вниз,
    1

    Автор: grau59

    и разлом в стене, через который можно разглядеть типографский станок.
    1

    Автор: grau59

    А в 1905-1906 годах приходилось спускаться в колодец и ползти по узкому лазу в своеобразную пещеру, где располагался станок, размером 4,85 кв.метра. В ней была установлена типографская машина, имелись бочка с типографской краской, парусиновые мешочки для шрифтов, ниша для деревянных касс.

    Работали по двое: два приказчика наверху в магазине, два за станком:наборщик и печатник . Когда догорала свеча подпольщики были вынуждены подниматься наверх, чтобы не задохнуться. Листовки, связанные бечевкой,
    1

    Автор: grau59

    укладывали в ящики с фруктами и затем доставляли адресатам.
    1

    Автор: grau59



    Главной задачей подпольщиков было печатание пропагандистской продукции, а коммерческие интересы отходили на второй план, порой приходилось закупать фрукты на ближайшем рынке, если попадался настойчивый покупатель, желающий приобрести товар оптом.

    Обычно за стойкой магазина покупателей встречал управляющий
    7

    Автор: grau59

    или один из приказчиков, в случае посещения городовым управляющий в знак уважения приглашал его в крохотную комнатёнку, где пил с ним чай из тульского самовара
    4

    Автор: grau59

    и угощал его фруктами
    2

    Автор: grau59

    или сыром сулунгуни.
    1

    Автор: grau59

    Порой приказчики рассказывали покупателям о своей тяжелой жизни и показывали самым любопытным из них, как собирали на родине виноград.
    8

    Автор: grau59

    А вид, спускающихся в подвал или поднимающихся из подвала приказчиков не вызывал ни у кого вопросов или подозрения.
    3

    Автор: grau59



    Пещера с типографским станком находилась прямо под жилой комнатой и кухней, поэтому, когда заходили посторонние, прислуга начинала стучать рубелем
    1

    Автор: grau59

    и типография прекращала свою работу. В другое время для заглушения шума использовалась швейная машинка "Виктория".
    1

    Автор: grau59



    Помимо типографской работы двое подпольщиков успели поучаствовать в боях на баррикадах в Москве, Тодрия был даже при этом арестован и у него забрали маузер.

    Главной выпускаемой газетой стал "Рабочий".
    0

    Автор: grau59

    В.И.Ленин так писал в письме ЦК РСДРП от 15 сентября 1905 года: "Дорогие товарищи! Получил... первый номер «Рабочего». Он производит превосходное впечатление."

    Максим Горький выступал в газете "Рабочий" в двух ипостасях: как автор материалов и как спонсор. Серия его материалов "Послания к рабочим" публиковались под псевдонимом "Третий". Он не раз спускался в основной подвал и общался с подпольщиками, обсуждая материалы.
    6

    Автор: grau59



    Кроме него с газетой сотрудничали Виргилий Леонович Шанцер (партийный псевдоним — "Марат"), Андрей Васильевич Шестаков (партийный псевдоним — "Никодим") и А.М.Горестный.

    В августе 1906 года было принято решение о закрытии типографии, оборудование перевезли на другое место, а пещеру засыпали. В помещении гостевали парикмахерская и бакалейная лавка и никто из новых арендаторов не догадывался, что хранится под их ногами.

    Прошли годы. В 1922 году про место, где находилась подпольная типография вспомнил уполномоченный Центрального управления народно-хозяйственного учёта при СНК РСФСР Василий Николаевич (партийная кличка — "Мирон"), его инициативу по реставрации типографии на Лесной и создания на её базе музея поддержал Кирилл Павлович Злинченко, бывший одним из основателей Московского историко-революционного музея.
    0

    Автор: grau59



    В 1924 году музей был открыт. Если бы мы пошли в музей в то время, то зашли бы в закрытую ныне дверь, но с тех пор много воды утекло. Сначала в состав музея входили лишь помещение магазина и подвал. Затем добавились жилая комната и кухня квартиры Каландадзе. Вроде бы на этом можно было остановиться, но власти добавили к музею остаток первого этажа, второй этаж пристройки, если присмотреться к музею со двора, то видно, что к трёхэтажному зданию перпендикулярно пристроено двухэтажное здание,
    4

    Автор: grau59

    и третий этаж над магазином. Мы идём в арку,
    2

    Автор: grau59

    т.к. дверь в музей находится внутри двора.
    1

    Автор: grau59



    В исторических помещениях проводилась экскурсия для детей и мы с Максом, чтобы не терять времени поднялись на второй этаж.
    1

    Автор: grau59

    Помимо стендов
    0

    Автор: grau59

    и скульптур
    0

    Автор: grau59

    здесь самым интересным экспонатом оказалась типографская машина.
    1

    Автор: grau59

    А Макс собственноручно подготовил прокламацию,
    6

    Автор: grau59

    устаревшую правда на сто с лишним лет.
    6

    Автор: grau59



    Третий этаж посвящен развитию печатного и рекламного дела в России,
    0

    Автор: grau59

    но одних нас здесь провожатая не оставляла и ненавязчиво предложила пройти осматривать собственно музей-типографию. Часть экспонатов
    1

    Автор: grau59

    в стендах я привожу,
    2

    Автор: grau59

    а вот старые интересные плакаты фотографировать совершенно невозможно из-за бликов, т.к. они находятся под стеклом.
    0

    Автор: grau59



    Пока мы спустились вниз на первый этаж, из подвала на всё тот же первый этаж поднялись дети и мы пошли смотреть музей.
    2

    Автор: grau59



    А эти часы от "Павла Буре" Макс попросил специально сфотографировать, что я и сделал.
    1

    Автор: grau59

    А стилизованная под керосиновую электрическая лампа мне самому понравилась.
    1

    Автор: grau59

    Так и завершилось наше путешествие в необычный музей.

    Был период с 1986 по 2001 год, когда музей трижды закрывали. То вдруг на стенах появлялся ничем не выводимый грибок, то грунтовые воды бунтовали и угрожали затопить музей. Надеюсь, что стихии перестали бороться против музея, лишь бы люди не посчитали, что какой-нибудь магазин будет смотреться здесь лучше, чем музей...
    3

    Автор: grau59

    • Адрес:

      Россия, Москва, улица Лесная, 55

    • Дополнительная информация:

      Стоимость фотографирования — 150 рублей

      Стоимость билета — 150 рублей, пенсионерам — 70 рублей

    • Телефон:

      (499) 250-3074

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    55 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Москва
    сообщить модератору
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      4 июл 2016, 18:25
      удалить
      Отлично!!!
    • KuznetsovSergey
      помощь
      KuznetsovSergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 авг 2013
      4 июл 2016, 19:45
      удалить
      Спасибо, Виктор и Максим, что напомнили об этом музее! Я и забыл, что побывал там когда-то!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      4 июл 2016, 19:47
      удалить
      KuznetsovSergeyнаписал 4 июля в 19:45

      Спасибо, Виктор и Максим, что напомнили об этом музее! Я и забыл, что побывал там когда-то!



      Пожалуйста! Побывали до ремонта или после? Он уже на трёх этажах был?
    • KuznetsovSergey
      помощь
      KuznetsovSergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 авг 2013
      4 июл 2016, 20:51
      удалить
      Наверное, до того... Количество этажей не помню. Помню подвал.
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      4 июл 2016, 23:52
      удалить
      Один раз в месяц хожу мимо этого музея, но так и не удосужилась туда зайти! Стыд мне и позор!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      6 июл 2016, 21:25
      удалить
      Lesik1написала 4 июля в 23:52

      Один раз в месяц хожу мимо этого музея, но так и не удосужилась туда зайти! Стыд мне и позор!



      Не надо себя казнить. Музеев в Москве много — все посетить физически невозможно. А еще человеку свойственно то, что поближе оставлять на потом.
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      13 июл 2016, 07:34
      удалить
      замечательный музей и материал про него! мне удалось гораздо лучше представить жизнь революционеров первой революции, которые тщательно шифровались на хорошо знакомой мне улице. В самом деле, возможно близость Бутырки помогла тем, что это было слишком нагло...
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      17 окт 2018, 09:45
      удалить
      Donnicoнаписал 13 июля 2016 г. в 08:34

      замечательный музей и материал про него! мне удалось гораздо лучше представить жизнь революционеров первой революции, которые тщательно шифровались на хорошо знакомой мне улице. В самом деле, возможно близость Бутырки помогла тем, что это было слишком нагло...



      Не зря говорится, наглость — второе счастье!
    • Ponyanni
      помощь
      Ponyanni
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      14 июл 2016, 23:37
      удалить
      Очень интересный рассказ. "Американку" и "лучинку"(вторую печатную машину) застала еще в 80-х в типографии, где работала. Надежнейшие машины были. :-)))
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      17 окт 2018, 09:44
      удалить
      Ponyanniнаписала 15 июля 2016 г. в 00:37

      Очень интересный рассказ. "Американку" и "лучинку"(вторую печатную машину) застала еще в 80-х в типографии, где работала. Надежнейшие машины были. :-)))



      Что в типографии выпускали?
    • Glebwiktorow
      помощь
      Glebwiktorow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2013
      15 июл 2016, 18:38
      удалить
      Я там бывал лет эдак 9 назад...
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      17 окт 2018, 09:43
      удалить
      Glebwiktorowнаписал 15 июля 2016 г. в 19:38

      Я там бывал лет эдак 9 назад...



      Понравилось?
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      12 мар 2017, 21:35
      удалить
      Ой, Виктор, у меня столько эмоций!
      Во-первых, ох уж этот Ершов!:)) Куда только не затащит!:))))
      Во-вторых, я немножко напряглась:)) столько сейчас фруктовых лавок, принадлежащих кавказцам:)))

      Ну и в-главных — это именно тот совет, который, по сути, ничем от заметки не отличающийся!
      Его единственное отличие — наличие информационных данных. За 3 минуты такое не напишешь!!

      Спасибо, Виктор!!!
      Замечательно!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      13 мар 2017, 02:30
      удалить
      Norisfoxнаписала 12 марта в 22:35

      Ой, Виктор, у меня столько эмоций!
      Во-первых, ох уж этот Ершов!:)) Куда только не затащит!:))))
      Во-вторых, я немножко напряглась:)) столько сейчас фруктовых лавок, принадлежащих кавказцам:)))

      Ну и в-главных — это именно тот совет, который, по сути, ничем от заметки не отличающийся!
      Его единственное отличие — наличие информационных данных. За 3 минуты такое не напишешь!!

      Спасибо, Виктор!!!
      Замечательно!



      Елена, обратите внимание- как гармонично Ершов в виде приказчика выглядит... :--))
    • vizantijka
      помощь
      vizantijka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 окт 2010
      5 янв 2018, 22:50
      удалить
      Интересно!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      17 окт 2018, 09:43
      удалить
      vizantijkaнаписала 5 января в 23:50

      Интересно!



      Неожиданно
    Наверх