• Большое Алматинское ущелье
  • видна высотная поясность — внизу еще лето, а тут уже осень
  • вот тут-то мы и лезли вдоль трубы
  • вид в сторону дамбы Большого Алматинского озера
  • вид с дамбы Большого Алматинского озера
  • собственно само озеро
  • будочка открывающая заслонку в трубе
  • последние деревья
  • на подходах к перевалу Озерный
  • вид с перевала
  • собственно сам знак, никаких пограничных столбиков
  • вот там недалеко мы скоро поставим палатку
  • все замерзло за ночь!
  • утренний пейзаж из палатки
  • долина Чонг-Кемин
  • юрта в далеке
  • переходим эту реку вброд
  • морена образующая Джассык-кель
  • вид с морены
  • озеро Джассык-Кель
  • вид в сторону Чонг-Кемина незадолго до ночлега
Пешком по горам из Алматы на Иссык-куль — 1 (сентябрь 2007) Киргизия

Киргизия

312 материалов по 108 объектам,  6 415 фотографий

Hanya 1674
    DK1974 140

oo-O-oo
    С нами с 13 фев 2011

Пешком по горам из Алматы на Иссык-куль — 1 (сентябрь 2007)

27 марта 2012 года||2 (1)| 8| 55992

Дела минувших дней. Заметки о походе Алматы — пер. Озерный — Чонг-Кемин — пер. Чонг-Аксу — Григорьевское ущелье.

Тогда я как раз закончил медуниверситет и работать по специальности не было никакого желания, вот прям как сейчас уже после 4-х лет практики. Случайно списались на форуме автостопщиков. А давайте по горам на Иссык-куль! Легко!

Я бы сейчас себя серьезно поколотил бы если бы мне показали то в чем и с чем мы собрались втроем покорять Тянь-Шань, точнее ту часть его что зовется Заилийским Алатау. Третий участник вовремя передумал, оставив меня и Диму осуществлять свои безумные планы.

По заготовленным бумагам Димы выходило, что поход будет длиться дней семь. Кстати, мы выбрали не самый простой путь через пер. Алмаарасан, а посложнее через Озерный. В бумагах также были указаны примерные места ночевок и прочие нюансы. Дима вообще был с достаточным опытом горного туризма, чтобы планировать поход и заботиться об удобном ночлеге. Мне же было глубоко по на такие мелочи, была жажда путешествий и приключений. Дима предусмотрительно сходил в однодневный акклиматизационный поход, я же забил на это. Запаслись еды в виде кураги и изюма, колбасы и сала, хлеба и сладких сухарей и посчитали, что на этом достаточно. Горелку брать не стали, авось, за неделю сухомятки гастрит не разовьется. В путь.

Подъем в шесть утра, на автобусе добираемся до крайней остановки общественного транспорта в Большом Алматинском ущелье. Далее пешком по разбитому асфальту до ГЭС. Далее дилемма либо петлять по дороге, либо как крутые перцы ломануться вверх вдоль трубы. 15 минут пыхтения и мы уже наверху, на сегодня крутые подъемы закончились. Идем вдоль трубы по дороге, временами по трубе и разглядываем местные красоты. Жарко. В обед уже на Большом Алматинском озере. Делаем привал, перекусываем и снова в путь уже вдоль реки Озерной. Постепенно погода портится, небо затягивает облаками и начинает моросить. С подъемом высоты дождь прекращается и становится комфортно. В тоже время растительность постепенно исчезает и остаются только трава и камни морен. В каком-то месте переходим реку в брод, морозим ноги аж до судорог. Переобуваемся и поднимаемся выше. Я напялил заместо кед берцы. Самая удобная обувь для гор, думал тогда я.

Недалеко от перевала нам на встречу идет мужик. Сначала стремаемся, думали, что погранец. Походка выдает пожилого человека. Дедушка лет 70 идет навстречу и улыбается. Здороваемся, заводим разговор. Деда идет налегке и много рассказывает про свой поход. Только все время употребляет слово "мы". "Мы то, мы это". "Кто это мы?" — спрашиваю его:" Вы же один". "Погодите скоро мой напарник подтянется" — отвечает дедушка. Через пару минут из-за очередного подъема появляется еще один путник. Походка необычная, палка в руке. "Рука просит, нога косит." Синдром Вернике-Манна! Второй дедушка уже перенес тяжелейший инсульт, парализован наполовину и все равно шастает с палкой по горам. Все это было ясно еще до того как второй путник стал рассказывать про свою любовь к горам — ни за что не перестанет ходить походы выходного дня. Лучше помру в горах, чем в душном городе. Первый дедушка принялся с улыбкой костерить второго, мол, старый чего тебе дома не сидится, но все равно сказал, что они вдвоем в горы ходят больше лет чем мне и поэтому никогда друг друга в беде не бросят. Вот это жизнелюбие, вот это заряд жизнерадостности. Распрощались с дедами и пошли уже на закат быстрее к перевалу. На перевале фотографии на память и торжественное незаконное пересечение казахской границы и тут же торжественное незаконное пересечение киргизской. Вообще-то, деды нас успокоили, сказав, что граница сейчас особо не охраняется и погранцов мы встретим наврядли.

Успели чуть-чуть спуститься и ночь наступила, неудачно получилось. Пришлось ночевать почти на 3300. А тут еще и погода прояснилась и предвещала жуткий ебун. Я ночевал в палатке до этого дня считанные разы и уж тем более не в горах на перевале. Поэтому посчитал, что для сугреву надо все что есть на себя напялить. И был не прав, задубел жутко и уже в рассветных сумерках, стуча зубами, считал минуты до восхода солнца.
    Однако, бывалый Дима подорвался и решительно настоял на перекусе, сборах и дальнейшем пути. Согрелся пока собирались. За ночь все вокруг покрылось инеем, реку по краям прихватило льдом, а мои мокрые кеды после первой переправы полностью промерзли и вообще не гнулись даже, за что были подвешены к рюкзаку снаружи. Крохотная речка, возле которой мы ночевали, тоже себя даром не дала. Когда я решил ее играючи перепрыгнуть и наступил на казалось бы удачный камень, я мигом с него соскользнул и намочил одну ногу. Камень был покрыт тончайшим прозрачным слоем льда. Хорошо, что лодыжку не сломал.

Перейдя речку, мы сошли с автомобильной грунтовой дороги, которой следовали до сих пор, и продолжили движение по хорошо заметной тропинке. Солнце пригревало, настроение улучшалось. Через некоторое время мы подошли к долине реки Чонг-Кемин. Огромное ущелье разделяющее хребты внизу было поделено пополам широкой рекой. Даже в сентябре, в относительно сухой сезон, Чонг-Кемин нельзя было перейти вброд, только на конях или на машине. Единственный доступный пеший переход был вверх по течению по морене, образующей озеро Джассык-кель, туда нам и следовало держать путь. Пока мы были сверху, я сделал фотографии подозрительных строений вдалеке и убедился, что это всего лишь юрты, а не казармы какие-нибудь с погранцами. Согласно тропинке нам предстоял довольно таки крутой спуск с потерей высоты эдак метров 500. Палок мы с собой не взяли, поэтому спускались медленно. Ноги болели. Внизу в долине на солнце уже было по-летнему совсем жарко. В долине была колея от машин до озера, по ней мы и шли дальше. Кстати, тропинки всегда более эргономично проложены, так чтобы не шибко менять высоту или не делать больших кругов. Внезапно очередная бурная река преградила нам путь. Дима раздевается и идет мерять фарватер. Бурной воды по самые яйца, почти сносит. Я еле перебираюсь босиком на другую сторону, ноги опять сводит от холода. Диме приходится перейти обратно за вещами и вернуться, итого три переправы. Веревок у нас нет, зачем веревки в нарочито экстремальном походе? К обеду добираемся до озера. Красота неописуемая, делаем привал и кушаем. Дима спускается к озеру, я просто лежу без сил. По бумагам надо тут делать третью ночевку, но у нас же еще полдня впереди. После обеда приходит боевое настроение и мы решаем двигаться дальше. Ущелье Чонг-Аксу содноименной речкой и перевалом первое по левую сторону Чонг-Кемина. Тропинка теряется в камнях, но кругом нарисованы краской знаки и сложены туры. Так часто, что кажется что можно пройти наощупь. В узком ущелье опять на внезапно застает закат и мы судорожно ищем стоянку и уже почти в темноте ее находим. Ставим палатку, ужинаем и уставшие заваливаемся спать. Теперь уже по совету Димы, я положил все теплые вещи под спальник и становится гораздо комфортнее. Засыпаем под грохот падающих камней. Шумная река Чонг-Аксу осталась за поворотом и ее шум слышно только в отражении от противоположной стороны ущелья, поэтому падающие камни падают так громко, что кажется, что вот-вот свалятся прям на палатку.

(продолжение следует)

П.С. Фотографии 2007 года, качество соответствующее. Снято на ныне покойную камеру HP (да, бывают и такие).

Дешёвый ✈️ по направлению Киргизия
    • Uralstranger
      Uralstranger
      С нами с 12 апр 2012
      12 апр 2012, 21:30
      Я, оказывается, даже полезные советы давал, надо же. У меня горный опыт тоже практически нулевой был тогда, южный Урал — не в счет, там больше 1,5 км высоты практически не встречается.
      А горелку мы, кстати, брали, и даже готовили на ней завтраки и ужины.
    • oo-O-oo
      oo-O-oo
      С нами с 13 фев 2011
      27 апр 2012, 09:58
      пора пирацетам кушать. забыл все уже