«ФРИРАЙД В ЗОНЕ СМЕРТИ». НАНГА ПАРБАТ, 8125 м. Съемка фильма Гора Нанга-Парбат (8,126м), Пакистан

Гора Нанга-Парбат (8,126м)

1 материал,  23 фотографии

Были в городе Гора Нанга-Парбат (8,126м)?

«ФРИРАЙД В ЗОНЕ СМЕРТИ». НАНГА ПАРБАТ, 8125 м. Съемка фильма

Это была самая трудная гора в моей жизни… не только из-за рисков. Работая без кислорода, мы занесли на вершину снаряжение для спуска на лыжах, съемочное оборудование, в том числе дрон, да, да, Mavic Pro был на вершине Нанга Парбат, 8126 м. Впервые в мировой практике мы сняли профессиональные кадры о сложнейшей экспедиции. Повторюсь, не коммерческой — с кислородом, провешенными перилами, шерпами и установленными лагерями, а спортивной, где все делаешь сам и без кислорода. Результатом съемок стал 55 минутный фильм «Зона смерти — Нанга Парбат», который для меня длится более года… и напоминает о двух днях рождения, которые «подарила» мне гора.
    Фильм находиться в свободном доступе на канале Горная Территория, фильм "Зона смерти Нанга Парбат". Смотрите, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.

Автор: Shortcut

Выбор Нанга Парбат как вершины для спуска на лыжах в рамках нашего проекта был не случаен — мы с Антоном Пуговкиным решили взойти на сложную и опасную гору, это был своего рода реванш после поворота с 6300 м на Аннапурне в 2018-м. В этот раз мы пригласили в команду итальянца Калу Чименти. Первый Снежный барс Италии, профессиональный спортсмен и экстрим райдер.

Встреча участников была в Исламабаде 04 июня: Пуговкин, Чименти, Лазо и видеооператоры Михаил и Матвей (они ходили с нами до базового лагеря).
    Мнение о Пакистане перевернулось с ног на голову сразу по приезду — свободно гуляешь по улицам, рынку, все приветливые и просят сделать с тобой селфи. Стереотип о недружелюбных местных развеялся, когда мы увидели такое гостеприимство;
    Спустя пару дней мы отправились в трекинг до базового лагеря. Нанга Парбат – один из восьмитысячников, куда добираться относительно просто. Трекинг занимает всего два дня. Базовый лагерь на высоте 4100 м. Подъем запланировали по маршруту Киншоффера — он наименее опасный, хотя безопасным его не назовешь. Одну палатку мы потеряли – завалило лавиной (лагерь 1, 4300 м).

Автор: Shortcut

Спуск планировали по маршруту Месснера, это правая сторона стены, маршрут опасный, но если «пролететь» его на лыжах, то …
    Находясь в базовом лагере, изучали состояние Диамирской стены, планировали линию спуска. Созванивались, списывались с ребятами в России, чтоб прорисовали по нашим точкам маршрут спуска. Благо, у нас стабильная спутниковая связь была и даже интернет — компани GTNT предоставила оборудование Thuraya. Большая благодарность Алексею Тинаеву за помощь в прорисовки трека спуска!

Автор: Shortcut

Предстояло установить 4 высотных лагеря и провесить 600 метров перил. 09 июня началась работа на маршруте и одновременно съемки фильма на высоте. И, в первый же день работы у нашего итальянского друга обнаружилась деликатная проблема.

09.06.2019 г.
    Виталий: «Сегодня сделали вылазку в сторону лагеря 1. Разведали дорогу. Скорее это был акклиматизационный выход. Кала что-то съел не ТО. Поэтому бедолага страдает расстройством желудка. Весь день выслушивал от нас шутки, но и сам при этом смеялся. С юмором у него все в порядке. На ужин преподнесли ему Имодиум. Пакистанцы сегодня совершили ритуальное жертвоприношение — зарезали козу. Смотреть на это я не смог, не приятно... Тем не менее, на ужине едим тушеное мясо... Вкусно»
    Антон: «10.06. Установили первый лагерь на высоте 4800, в начале большого кулуара, выходящего на стену Киншофера. Сделали разведку, наверно, до 5000, немного не дошли до Мидлкэмпа. Хотели перевести туда лагерь 11.06, но прогноз полностью оправдался, ночью пошел снег и утром мы свалили вниз. За ночь навалило пухляка, но вместо приятной каталки, был напряженный спуск при плохой видимости. Сейчас в БЛ очень комфортно, большая кают-компания и кухня. На ужин была паста, Кала съел ведро)))) В Базе снег шел всю ночь, выпало 0,5 метра, сейчас ясно и со всех склонов идут лавины. В Базе будем сегодня и завтра точно. Всем привет!»
    Л1 на 4800 м мы установили под скалой — место самое безопасное на этом участке, но, по словам прошлых экспедиций, здесь периодически сносит палатки лавинами. Но других вариантов не было. Закинули снаряжение в палатку, хорошо, что ее заякорили за скалу! Иначе «плакала» бы наша экспедиция.
    Спуск на лыжах с Лагеря 1 в плохую видимость (метров 10-20) мог стать последним для меня. Во время одной из остановок в относительно безопасном месте поднимаю голову вверх по склону и вижу, что из снежного облака вылетает огромный кусок льда! Размером с холодильник. Практически не касаясь склона, он пролетел мимо нас с огромной скоростью метрах в 7-10-ти. Спускаемся дальше, видимость ухудшилась. В какой-то момент почувствовал, что стою не на снегу, а на скале. Причем очень крутой, падаю. А склон настолько крутой, что задержаться не могу. Понимаю, что бараний лоб, чем он закончиться — вертикальной стенкой в два метра или в 50 не видно! Зажмурился и шмяк! Приземлился на снег. Три метра пролетел.

БЛ. ОТДЫХ.

Автор: Shortcut

Следующие несколько дней шел сильный снег, со стены постоянно сходили мощные лавины. Переживали за Л1. Как только более-менее установилась погода, сделали вылазку к Л1. Шок! Подходим к лагерю, а его не видать, ни намека на палатку. Ну, думаем, все! Снесло лагерь. Лишь в 10 метрах от площадки замечаю торчащую из-под снега дугу. Палатка хоть и под снегом, но на месте. А значит и заброска не пострадала.
    Лавиной наше жилище вмяло в склон, сломало пару дуг — и это все потери. Повод радоваться!

Из дневника:
    Виталий: «Вчера поднимались к Лагерю 1 проверить оставленную там палатку после большого снегопада, который шел несколько дней.
    Палатку сильно засыпало, но все, что внутри, не пострадало. Пришлось откапывать — сей процесс запечатлели на фото. Вечером вернулись с Базовый лагерь, немного покатались.
    Ждем погоды»

ВТОРОЙ АККЛИМАТИЗАЦИОННЫЙ ВЫХОД.
    17.06.2019 г.
    Виталий: «Выход из БЛ в Лагерь 2 назначили на 5 утра. Логистика здесь следующая: 40 минут мы идем из БЛ с небольшим набором до ледника, затем выходим на борт большого ледникового озера, и далее, по леднику, надев лыжи с камусами и в лыжных кошках пересекаем тело ледника, лавируя между трещинами и ледопадами. На другой стороне ледника, на 4700, находится тот самый Л1, где раздавило нашу палатку. Сейчас этот лагерь мы не используем, проходим мимо.

Далее, в зависимости от состояния снега пешком или на лыжах, пара часов хода и мы в Мидл Кэмп. Место такое же паршивое как Л1. Но это единственное более-менее безопасное место перед выходом на ключевой участок.
    В день выхода на Л2 мы также прошли Мидл Кэмп ходом, не задерживаясь. Выше ведет широкий крутой кулуар, порядка 40 градусов и более, который надо проходить правее и.... побыстрее) т.к. слева нависает огромный ледовый балкон. Еще 400 метров набора, и мы подходим к самой стене Киншофера — 200 метровой 80 градусной скальной стене. На ней много старых веревок, лестниц древних. Среди этого хлама есть свежая перильная веревка, по одному проходим скалу. Впереди меня шел Кала, он пытался пройти все лазанием (со страховкой на жумаре, в кошках, рюкзаки у нас по кг 25) — стоны, крики, проклятия то на английском, то на итальянском.. Иногда, когда совсем тяжело, он переходил на русский. Вымотались мы капитально! Около 19:00 выползли на гребень снежно-ледовый. И приступили к установке палатки. Больше двух часов сгребали снег и утрамбовывали втроем площадку. Высота 6050 м, как только солнце село Gore-Tex сменили на пуховые костюмы, похолодало сильно.
    Справа и слева от нашей площадки пропасть. Смотреть снаружи на наш «дом» жутко, однако, изнутри все замечательно, ничего не видно! Тонкая тряпка отделяет тебя от бездны, ты ее не видишь и прибываешь с чувством полной безопасности). Палатку укрепили на несколько ледобуров, площадка устойчивая, так что не переживайте, с безопасностью у нас все норм!) Палатка просторная, но улеглись валетом, наш итальянский друг лежал с краю с того самого, за которым....
    Именно такое расположение позволило более-менее комфортно, скрючившись, но провести ночь в тепле и комфорте. Просыпались часто, перепад большой все-таки, 2000 метров набрали. Тем не менее, все выспались, много шутили. Кала хорошо вписывается в коллектив: долговязый, неуклюжий в палатке, у него много вещей и они постоянно у него теряются! Вечером он раз пять терял и снова находил фонарик, постоянно перекладывал его с одного кармана в другой. В результате вся палатка на ушах, полный бардак, но фонарик найден (в очередной раз). Происходящее нас с Антоном лишь умиляет. Кала хорош — открытый, готовый прийти на помощь, трудолюбивый, вообще путевой, толковый мужик. Пока так.
    С утра сборы, голова несколько шумит от высоты. Палатку свернули и с другими вещами закрепили на бурах. Заброска, депозит готов! Идем вниз. Без приключений добрались до Мидл кэмпа, по пути встретили Владимира — украинский сильный альпинист, он взаимодействует с нами, мы с ним. Владимир без лыж, поэтому программы и темп разные у нас. Мы в предвкушении отдыха катим на лыжах с 5300 вниз, он идет наверх, устанавливать Л2.
    Есть все-таки прелесть в ски-альпинизме!!! И скорость передвижения, и удовольствие от спуска. В 11 утра мы уже в базлаге"!

Автор: Shortcut

Во время подъема мы постоянно подпитывались энергогелями Powerup, на вкус — варенье. На морозе не застывает. Но главное — реально чувствуешь прилив сил. А в лагере на 6050 нас ждет деликатес, мы не стали его есть сразу, оставили «на потом» — сайра от «Добофлот». Кстати, несмотря на то что в базлаге нас хорошо, даже очень, кормят, периодически «уговариваем» то сайру, то иваси. Идет на ура!»

ТРЕТИЙ АККЛИМАТИЗАЦИОННЫЙ ВЫХОД.

19.06.2019 г.⠀
    Виталий: «Сегодня стартуем в ночь! Выход в 00:00. Переход до мидлкэмпа (5300 м.) отдых — и далее под стену Киншофера. И вот здесь начинаются «танцы с бубном»!!! Я остаюсь на ледовом склоне, а Антон с Кала полезут ключ.
    Моя задача — снять их проход на квадрокоптер, ведь теперь я еще и оператор дрона)) Два дня в базовом лагере Михаил тренировал, учил меня хитростям управления aircraft. Доллизум, параллакс и проч заумные словечки. Теперь это не «темный лес», а вполне выполнимая задача. Тьфу-тьфу-тьфу, посмотрим, что выйдет.
    После установки Лагеря 2, ночевки в нем, нам предстоит переход на 6800 м. и установка промежуточного Лагеря 3. Возможно, после ночи на 6800 мы сделаем акклиматизационный выход на 7000, все будет зависеть от состояния маршрута и погоды. Далее спуск в БЛ и отдых.»

20.06.2019 г.
    Виталий : «Мы во втором лагере. Но с утра идет снег, усиление. Мы пытались выйти в сторону Лагеря 3, но ничего не получилось, вернулись обратно. И сейчас мы находимся в своеобразном таком «капкане», снег усиливается. Спускаться вниз нам сейчас нельзя — есть лавинная опасность, и вверх нельзя из-за погоды, поэтому сидим во втором. Но у нас все хорошо, у нас есть газ, у нас есть продукты, ждем погоду.»

22.06.2019 г.
    Виталий: «Мы пришли в Лагерь 3, на 6600 м. Утром погода хорошая была, поэтому решили «дернуться» туда, долго очень шли, был сложный переход. На 6600 поставили лагерь. Но погода к вечеру испортилась, снег пошел, крупа. Самочувствие хорошее, но устали, конечно, сильно.»

25.06.2019 г.
    «Открыли для себя полезную, нужную вещицу — анализатор угарного газа. Компания Koffer предоставила нам для испытания опытный образец. Что это вообще? Маленький брелок, при превышении концентрации СО подает сигнал, мол, «ребята или выметайтесь из палатки, или проветривайте ее». Моноксид углерода (угарный газ) страшная вещь — запаха нет, цвета нет. Засыпаешь —и все, хана. У меня несколько товарищей так в палатке готовили и чуть не погибли, чудом живы остались. Нюанс еще в том, что многие на высоте путают отравление СО с горной болезнью. У меня у самого раз такое было, на п. Победы. Шторм, непогода, высота около 7000 м. Готовил в палатке. Стало плохо, голова болит, вроде проветривал, как мог палатку. Думал из-за высоты так плохо, на деле это он, угарный газ. Именно горелки с теплообменниками вырабатывают его в большом количестве, горелки типа jetboil, MSR reactor.
    Так вот, брелок взяли с собой, готовили из-за непогоды в палатке. Через 3-5 мин анализатор запищал! Палатку проветрили, «дружок» замолчал. Работает штуковина! Вещь крайне полезная, к тому же ничего не весит, батарейки на год вроде хватает (проверять нужно). Одним словом, путевая, полезная вещица!»

24.06.2019 г.
    Виталий: «Нанга Парбат, 6600 м. Дни рождения, дрона и ... МОЙ!!!
    Завершился пятидневный акклиматизационный выход! Все живы, здоровы. Хотя еще вчера, на 5400 м, в течение секунд, проведенных под лавиной, передумалось многое..
    Теперь по порядку. Только не как обычно, день 1, день 2 и т.д. Начну с финального дня, так как «вчерашний» день — самый главный за последние годы для меня».

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НОМЕР 1.
    23.06.2019.
    «Спускаюсь по перильной веревке из под стены Киншофера к лагерю 5300 м. Остается 100 м. Крутизна склона 45 градусов. Подошел к станции на перестежку. Чтобы не тратить время, самостраховку не делаю, просто выщелкиваюсь из спускового устройства, держусь за перильную и собираюсь заправить ее в спусковуху. И тут... Над головой, сбоку, слышу громкий шум, поднимаю голову. Все! Это Конец! На меня летит ОНА! ЛАВИНА! Расстояние между нами метров 50-80. Она слетела со скальной стены. Каскадом сваливалась по скале и неслась на меня. Я не знаю, как я успел, но за секунду или менее вщелкнул веревку в карабин и за два прыжка спрятался под вертикальный скальный выступ. Облепил скалу, прирос к ней. Блин! Просто врос в нее! Белая пелена, ничего не видно, по каске, плечам бьет поток (основная масса проходит надо мной, скальный выступ — трамплин), дышать трудно. Что только не передумал за эти секунды, но! Фоновая мысль была: «не сдамся, не сейчас!». Поток слабеет, снег везде, очки, каска, все залеплено снегом. Но я на месте, под выступом, живой и даже целый! Слышу крики друга Калы сверху, ничего не разбираю, пока прибываю в стрессовом состоянии. Собрался, достал GoPro, записал свои ощущения. И здесь, вторая сваливается, в этот раз совсем мелкая, даже не задела.»

Cala Cimenti:
    "Ночь на 6000м, лагерь 3, была долгой . Это была наша вторая ночь. Снег шёл всю ночь, и мы несколько опасались лавинной опасности, но в любом случае в то утро мы были счастливы, что завершили акклиматизационный период, проведя там четыре ночи. Наконец-то можно было возвращаться в базовый лагерь. Мы ждали, когда взойдет солнце, и стали спокойно спускаться вниз. Всё было хорошо, погода была хорошая, и мы спускались как слаженная команда. Виталий опять использовал дрон, дважды, а во второй раз почти потерял его. Итак, в первой половине дня мы уже спустились и засняли беспилотником стену Кинсшофера, а Виталий начал идти далее впереди нас, с тем, чтобы раньше нас добраться до среднего лагеря и еще немного поснимать. Я был в пятидесяти метрах над ним, а Антон в пятидесяти метрах надо мной, фиксировал кое-какие веревки. В этот момент я услышал сильный шум и, посмотрев вниз, увидел большое количество снега, падающего на Виталия. Я крикнул ему, чтобы он был осторожен, но шум был так велик, что он уже знал, что происходит. Далее я увидел, как он рванул, достойный своего звания "снежный барс" , и намертво прильнул к скале. В конечном итоге, весь снег прошёлся по его голове, зацепив только белой пылью. Через несколько минут еще одна небольшая лавина попыталась забрать его, но безуспешно. Я добрался до Виталия в среднем лагере, и он был счастлив, что остался жив, но еще счастливее от того, что не потерял своё дрон. Так что с этого момента мы таки начали спуск на лыжах и наслаждались отличным спуском по леднику и, в конечном итоге, и чипсами в базовом лагере.»

Виталий Лазо: «Собираюсь и валю вниз, от греха подальше! Друзьями собираемся в лагере 5300 и катим на лыжах в БЛ. Lucky, lucky, lucky...
    Нанга Парбат, «властелин гор», «гора – убийца»...23 июня 2019 год. DZF.»

28.06. на Диамирской стене Нанага-Парбат сошла большая лавина и достигла базового лагеря. Благо, на горе в этот момент никого не было.
    28.06.2019 г.
    Антон Пуговкин: «Сидим мы, значит, после ужина, треплемся в кают компании, ну и что то упало...10-20-30 секунд, все летит и летит, мы выскакиваем, но ничего не видно, только нарастающий гул с Диамирской стены. Сознанием понимаешь, что до нее километров 5 и мы в безопасности.... Но тут наш оператор Матвей берет Sony a7m3, и мы наблюдаем этот ночной апокалипсис. Потихоньку очертания облака видны и в лагере, начинается легкая паника, и только когда до облака остается метров 300, начинаешь понимать его скорость. Мы заскакиваем в палатку в последний момент. Колбасило, наверно, с минуту, а снега выпало по щиколотку.»

Автор: Shortcut

30.06. рано утром мы покинули Базовый Лагерь. Это был штурмовой выход. За дневной переход набрали 2000 метров, устали как черти, сон три-четыре часа и выход в Л3 на 6600м. На следующий день переход в Л4.

02.07.2019 г.
    Антон Пуговкин: «Это был очень сложный переход из Лагеря 3 в Лагерь 4. Десять часов шли! Очень сложная гора, снега по колено! Установили лагерь, кушаем — и спать, выход в около 12-01 ночи.»

Автор: Shortcut

ШТУРМОВОЙ ДЕНЬ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НОМЕР 2.
    03.07.2019 г.

Начался он рано, в два ночи. Было относительно тепло, -20-25 С. Начали движение в лыжах, на камусах, траверсировали до вершинной башни. Траверс очень нудный, долгий — засыпал на ходу. С восходом солнца чуть потеплело, повеселело.
    Всего было 13 человек (два грузинских альпиниста, испанец, бразилец, нас трое, и команда шерпы Нибса с клиенткой). Т.к. нижнюю часть маршрута, до Л3 (6600м) наша группа обрабатывала совместно с грузинскими восходителями, то выше Л3 взялись за обработку шерпы с кислородом. Т.е., в финальный выход мы объединились для совместной работы. Примерно на 7600 м почти все решили оставить рюкзаки, чтобы налегке продолжить подъем. Подойдя к брошенным рюкзакам и я задумался: «или оставлю здесь лыжи, камеры, дрон и тогда шансы на успех повысятся, или тащу весь «хлам» наверх и шансы спуска с вершины будут таять с каждым шагом». Поговорил немного сам с собой, посоветовался (на высоте такое бывает, у меня по крайней мере). Вспомнил, кстати, как на Манаслу, на 8000 м, поднимаясь вдвоем с Антоном, кто-то третий на ухо мне сказал, что чуть выше нас ждет ратрак!!! Тогда я даже повернулся, никого не увидел, но поторопился в сторону вершины, «ведь правда, если не поспешить, то ратрак без нас на вершину уедет!». Ратрака не было, и тогда это не показалось странным, была полная уверенность, что он нас просто-напросто не дождался.
    Немного пообщавшись с умным человеком, представив, как буду жалеть после, что не совершил спуск с вершины, твердо решил нести всю поклажу наверх!

Автор: Shortcut

На 8000 м почувствовал, что пора включать «пониженную» и форсировать «двигатель». Есть такой прием у меня: когда силы покидают, и кажется, что ты не можешь идти, я запускаю интересный механизм по извлечению энергии. Начинается глубокая внутренняя работа. Сложно это объяснить словами, но попробую. Раскручиваю внутри себя маховик, сгусток энергии, движется он, этот маховик, впереди меня, вдоль движения и энергия идет внутри меня снизу вверх, волнами. Начинаю натравливать себя, как бойцовую собаку, на самого же себя. Злюсь на себя, слабого. Появляется агрессия, ярость. По телу дрожь проходит. Ругать себя вслух могу! И все это на фоне гипервентиляции. И в какой-то момент, есть! Сработало! Выплеск адреналина. Чувствую мощь, силу, способность еще идти и идти. Хватает такого «допинга» не на долго, на 20-30 мин. Потом повторяю. И еще раз и еще.
    Пробовал применить эту технику внизу, при тренировках — не работает. Нужно самое настоящее измождение, экстремальное состояние, на грани.
    На Нанга Парбат в штурмовой день применял эту технику два-три раза. До выхода на вершину несколько раз доставал камеру, снимал своих товарищей. И вот, наконец-то, вижу вершину! До нее каких-то 50 метров, но, что странно, у меня даже в такой близости от нее нет 100% уверенности, что я дойду. Были на практике ситуации, когда приходилось разворачиваться в 40 метрах от вершины, а «почти вершина» — это не вершина. Так воспитан отцами-командирами советской альпшколы на Камчатке. Преодолеваю последние метры в сомнениях. На вершину уже вышел Кала, машет, хрипит что-то, шатается. Принимаюсь за съемку, камеру настраиваю, устанавливаю на камень, чтобы со стороны заснять наш с Антоном выход на вершину. Диктофон, микрофон-пушка, GoPrо. Жду друга, и вдвоем выходим на высшую точку Нанга Парбат…

Из дневника:
    «Ад закончился. 03 июля, в 17:30 мы стояли на вершине сложнейшей горы, НАНГА ПАРБАТ. Название теперь по-другому звучит, не как раньше. В полусознании, обессиленные, изможденные взошли на вершину. Не знаю, как нашел в себе силы. С 7800 начались видения, полуприсутствие некое. Казалось ЭТО фильм... Вроде как снимают на камеру все и вот вот-вот скажут: «Стоп! Снято, можно по домам». Шаг, 10 вдохов, шаг, 15 вдохов... Ругался на себя, тащил, заставлял себя, вспоминал близких, друзей. Вы помогли мне!
    На вершине 15 мин. Все как в тумане.
    Было ли вообще!? Объятия с друзьями, слезы...
    Очень повезло с погодой, видимость 100%, слабый ветер. Холодно очень. Планировал провести съемку дроном, но, к сожалению, времени не было, темнело. (Зато есть уникальные кадры с дрона с 7600 м и по всему маршруту, фильму — быть!) На вершину затащил: лыжи Elan, дрон, профессиональную камеру Sony, микрофоны, диктофоны, GoPro, доп аккумуляторы.
    Восхождение совершено без использования кислорода».

СПУСК.
    Из дневника:
    «На лыжи встали на 8080 м. Вроде никто с такой высоты не спускался с НАНГА ПАРБАТА. Снег ужасный, заструги, фирн. Через час стемнело, спускались при фонарях ...»

В последнюю запись я не включил самый опасный момент экспедиции, хотел отдельно прописать события той ночи, после которой наша команда стала еще крепче. И каждый из нас получил еще один день рождения.
    На отметке 8093 м, (по возвращению домой мы определили, что именно с этой высоты начали спуск на лыжах), нам пришлось разделиться. Антон оставил рюкзак с лыжами на 7800 м., поэтому замерзшие и плохо соображающие договариваемся, что мы с Калой спускаемся по кулуару на лыжах, а Антон пешком до рюкзака. Мы, лыжники, подъезжаем к гребневой части в ту точку, где Антон и рюкзак, и оттуда катим вместе. Все бы ничего, да только потемнело резко и похолодало… Течение времени на высоте в таком состоянии не можешь отследить точно. Помню, что Кала долго возился с ботинками, потом выяснилось, что у него на лыжах клей от камуса — надо счищать. Жду его. Стало совсем темно. Ночь безлунная, хорошо, что погода хорошая стояла — ни ветра, ни облачности.
    Наконец-то начинаем спуск с итальянцем. Снег плохой, заструги, бетон местами. Нахожу примерное место, где должен быть Антон. А его нет. И начались думки: спустился ли он? Может да, забрал вещи — и вниз. А может что случилось выше, на гребне, и ему нужна помощь. И все бы ничего, да только понимаю, что подняться наверх уже вряд ли смогу, точнее смогу, но чем это все закончиться… дальше думать не хотелось.
    На память пришли события 1970 года, когда Рейнхольд и Гюнтер Месснеры спускались здесь, по Диамирской стене и Гюнтер погиб.
    Я кричал Антону, но вырывался хрип, сам даже удивился, что не могу крикнуть. Пытался свистеть, безрезультатно. Ни Антона, ни намека на него. Кала тем временем спускался вниз на лыжах. Я попросил его не удаляться очень далеко. Различали мы друг друга только по фонарям. Подумал, что я ошибся с местом нашего с Антоном рандеву, спустился ниже вдоль гребня — тишина, никого. И здесь начал рассуждать: чтобы я сделал на месте Антона? Ответ моментальный: только вниз, валить, валить! Важное правило высоты: «устал — вниз!», «заболел — вниз!», «побывал на вершине — вниз!», «вниз, вниз, вниз!». Теперь нет сомнений — он ушел на спуск.
    Спустя полчаса наблюдаю внизу по склону фонарик Калы и вдруг, в темноте, вспыхивает еще один луч! Антон, нашелся! Собираемся вместе, радуемся, что все обошлось, идем пешком в Л4.
    Из дневника:
    « В полночь были в штурмовом лагере. Говорить с Антоном не могли, мычали друг другу, показывая рукой на предметы. Вспоминать без слез не могу. Чуть позже подошел Кала. Чай. Спальник. Сон»
    На следующий день был спуск в БЛ. К вечеру уже отъедались, отпивались и хотели поскорее уйти вниз, в долину.

Спуск на лыжах: 8093 – 6600; 5700 – 4100.
    Провешено веревки: 600 м.
    Отснятого видеоматериала: 3,5 Тб.
    На вершину занесли: две пары лыж, камуса, две основные камеры Sony, микрофон-пушка, диктофон с петлей, две GoPro, аккумуляторов шт 8. Аптечка, Inreach, спутниковый телефон Thuraya, квадрокоптер Mavic Pro Zoom плюс аккумулятор, смартфоны, гели Powerup, ну и плюс личное (одежда, питье).

Из дневника:
    «…НАНГА ПАРБАТ. 2019. Похоже, жизнь была ДО и теперь ПОСЛЕ...»

Автор: Shortcut

Сразу по возвращении домой началось еще одно увлекательное путешествие: мы решили сделать настоящий документальный фильм, а не видеоотчет об экспедиции, как это обычно бывает. Со сценарием, драматургией, написанной специально для нас музыкой, саунд-дизайном. С удовольствием вникал во все нюансы производства, следил за монтажом, сам озвучивал закадровый текст и по-русски, и по-английски.

В первый раз представляя наше творение на суд зрителей очень волновался, но фильм всем понравился. «Зону смерти — Нанга Парбат» уже показали на МАТЧ ТВ, он принял участие в нескольких европейских фестивалях, получил высокую оценку критиков и даже взял главный приз на OROBIE FEST!

Автор: Shortcut

РГО (Русское Географическое Общество) – наш медиа спонсор, с участием которого и был создан фильм.
    Компания Gore-TEX и лично Сергей Колпаков, у вас и вправду лучшая мембрана, проверено!
    Сеть магазинов КАНТ, спасибо за супер лыжи ELAN, одежду Salewa, Buff, очки Salice, рюкзаки Deuter (the best), …
    Компания GTNT, за великолепную связь в горах, за интернет в труднодоступных местах. Связь супер.
    Компанию «Берестов» и «Галаганча» и лично Дмитрия Галаганова за очень вкусные медофеты, это конфеты на основе меда!
    «Powerup», отличные батончики, гели – невероятно хороши. Особо отмечу изотоники ваши/наши, зашли на «5».
    Компания SONY, за предоставленную технику.
    Экш камеры GoPro, мы снимали 7-ками, это прорыв!
    Информационные партнеры: risk.ru , mountain.ru , mountainplanet.com, спасибо вам!
    Диджитал агентство WhyNot, сайт, презентации, все что вы делаете всегда уровня PRO!
    Компанию «Доброфлот», вы уже 3-й год с нами, не даете нам голодать на высотах! Ваши рыбные консервы и вправду лучшие.
    Нашего юридического партнера, компанию «Интеллект», самые продвинутые юристы в области защиты прав интеллектуальной собственности, без вас никуда при документообороте при создании фильма (а там много подводных камней)!
    Компанию Koffer за супер брелок, анализатор угарного газа.
    И наконец, родной клуб «Горная Территория», коллеги, спасибо вам!

Автор: Shortcut

Дешёвый ✈️ по направлению Гора Нанга-Парбат (8,126м)
    • Maynur
      Maynur
      С нами с 16 ноя 2011
      24 апр 2020, 07:22
      Уму непостижимо, как можно спускаться на лыжах по таким горам! Ночью и даже без луны. Затащить столько вещей на вершину и без кислорода! Ребята, вы богатыри?

А остальные, что шли с вами, тоже дошли до вершины, я увидела там порядочно следов?

Для меня вы супергерои!

Фильм посмотрю обязательно!
      28 апр 2020, 12:16
      На штурм вышло 13 чел. Около половины с кислородом, ну и без лыж конечно)
    • Shum_cheb
      Shum_cheb
      С нами с 8 ноя 2018
      24 апр 2020, 11:34
      Ну вы и психи (в самом хорошем смысле этого слова)
      28 апр 2020, 12:15
      Есть немного)
    • Almazoff
      Almazoff
      С нами с 13 июл 2011
      24 апр 2020, 16:20
      Только что посмотрел ваш фильм! Отличное кино! И отличный пройденный маршрут! Успехов в новых проектах! Берегите себя! И салам из Алматы!)
      28 апр 2020, 12:15
      Спасибо!)
    • Donnico
      Donnico
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      1 мая 2020, 21:34
      Поздравляю с преодолением прежде всего себя и покорением этой сложной горы! Когда читаешь про случаи с лавинами, становится не по себе, можно живо представить эмоции. Также про маховик энергии и ее извлечение в изможденном состоянии понравилось. Спасибо за рассказ!
    • Hanya
      Hanya
      С нами с 19 июл 2009
      1 мая 2020, 22:01
      Красавцы! 8-тысячник, на них и смотреть то страшно, не то что забираться и тем более на лыжах спускаться.
      Очень хорошо описали момент, когда уже нет сил, и ты превозмогаешь себя. Ставишь себе задачу и идешь вперед.

Молодцы, мечта сбылась!

Желаю вам здоровья и сил на следующее преодоление гор и.. себя!
    • Hanya
      Hanya
      С нами с 19 июл 2009
      1 мая 2020, 23:49
      И еще — фильм супер! Снято почище блокбастеров. А красота-то какая, и если не знать об опасности, то она вызывает только положительные эмоции.