Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...
Еще долго эти прекрасные строки будут вызывать у меня нервный смех. Судьба мчащегося на олене человека достаточно незавидна. Если вы решите промчаться по тундре верхом на гордом северном звере, то первое, что вы узнаете - у оленьего седла нет стремян. Удержаться в нем очень тяжело даже когда олень идет медленным шагом. Эвены ездят на олене, держа в руке палку, назначение которой не столько хлопать оленя по бокам, сколько опираться на землю, чтобы не упасть. Повод протянут с одной стороны от морды и поворачивать им можно только вправо. Хочешь повернуть влево - делай круг или колоти оленя палкой. Даже выученный для езды олень (учак), во-первых, слабоват для того чтобы долго везти мужчину, а во-вторых пребывает от этого факта в постоянной тяжелой депрессии. Несмотря на формальную прирученность, он остается трусливым нервозным зверем, который человека не любит и боится.
Ненамного легче тем, кто мчится на оленьих нартах зимой. Нарты - сани узкие и длинные. Обручев в своих заметках пишет, что они регулярно переворачиваются на ухабах, заполняя все щели вашей одежды мягким снегом, что при температуре -50 весьма не фонтан. Так что местные жители обычно грузят туда вещи, а сами идут или бегут рядом. Кроме того, деревянные лиственничные нарты - конструкция непрочная, что-то у них все время вылетает и приходится чинить их прямо в дороге.
Это было циничное отступление, чуть более циничное, чем лирическое.
Как могло бы быть написано в советской информационной сводке, сложно переоценить значение оленя для культуры и быта трудового народа Севера. Олень - это мясо, олень - это шерсть, а также 3, 4, а то и 5 килограммов высококачественных рогов. Летом отвлекает на себя мошкару, зимой может надышать в чуме для тепла. Поэтому местные их пасут. Хотя "пасут" - это конечно громко сказано. Роль пастуха в основном сводится к тому, чтобы раз в день-два проверять местоположение стада, которое совершенно самостоятельно кочует по тундре в поисках пищи.
В стаде больше 1000 оленей, из них десятая часть принадлежит семье оленеводов, остальное государственное. В обязанности семьи входит раз в год, поздней осенью, пригонять оленей на зимний забой к дороге, откуда мясо отвозят в поселок, где живут спившиеся оседлые эвены. Оленеводам за это платят зарплату. Зарплата чумработницы (должность звучит фантастически конечно) - 6 тысяч рублей, охотника - 12 (2008 г). Учитывая их минимальные потребности, жить вполне можно.
Долины здесь перегорожены заборами из лиственницы, от горы до горы, с воротами в середине. Это нужно, чтобы стадо не зашло на чужую территорию, не перепуталось с другими и не забрело черт знает куда, где его съедят волки и медведи. Поэтому заборы необходимо подновлять, а волков и медведей - отстреливать.
Каждая семья контролирует одну долину, в которой есть несколько таких огороженных естественными либо искусственными преградами "секций" и периодически перегоняет свое стадо из одной части в другую. Каждый день кто-то из мужчин садится на коня и ищет, куда нынче ушло стадо. Найдя оленей, он убеждается, что все хорошо, и возвращается домой пить чай. А олени в это время ходят по тундре, жрут кусты, грибы и ягель.
Как и в предыдущих рассказах из Якутии, качество фото ниже плинтуса. Простите великодушно, я с тех пор исправился ))
Все заметки серии
К оленеводам на полюс холода: первая кровь
К оленеводам на полюс холода - вот ты какой, северный олень!
К оленеводам на полюс холода - местное население
К оленеводам на полюс холода - начало