Название старинного чешского городка Мельник (произносится Мелник) почему-то ассоциировалось у меня с названием пива «Старый Мельник». Развеять устоявшееся заблуждение помогла поездка в этот чудный, не стареющий городок недалеко от Праги.
История Мелника насчитывает немногим более 10 веков. Когда-то на высоком холме сначала появилось городище - Пшов, названное, как предполагают, по имени речушки Пшовка. По археологическим раскопкам укрепления городища существовали уже в 9 веке. Именно тогда Пшов перешел под управление Пржемысловичей, легендарной княжеско-королевской династии, основателем которой стал простой крестьянин-пахарь Пржемысл.
Почему город изменил название, и когда это произошло, история умалчивает. Но уже c конца 10 века здесь чеканились монеты – динары с названием «Эмма Регина», по имени жены князя Болеслава II, и «Мелник» (Сivitas Меlnic), что свидетельствовало о переименовании города. Но впервые под своим вторым именем он упоминается в королевских указах лишь с 1274 года.
Знакомство с городом начинается с Пражских ворот, средневекового укрепления 16 века.
Тогда вход в город охранял сторожевой, чьей обязанностью было утром открыть и вечером закрыть ворота. Он же надзирал за заключенными в башне узниками. Нынче ворота уже никто не запирает, да и узников больше нет. Сейчас башня - скорее конгломерат картинной галереи с кафетерием, где интересно провести время и полюбоваться видами сверху.
Молодой человек, отпирая дверь в башню, приглашает зайти, чем не преминула воспользоваться. Поднявшись по скрипучей лестнице, обошла все помещения. «Галерея в башне», как называется выставка современных картин художника Владимира Веселы, и ретро-обстановка приятно удивили.
Нашлось место и для подставки ножной швейной машинки, и овальным столикам и полукруглым стульям, и даже черный, бездисковый телефонный аппарат с крутящейся ручкой не был простым экспонатом.
Стоит только поднять трубку и сделать заказ – и тот сам поднимется к вам на подъемном столике, на каком бы этаже вы не находились. Рассчитаться можно тем же способом, и официанты ни к чему.
Интересуюсь про башню в надежде на то, что нынешний «смотритель», хозяин кафе, знает про нее, если не всё, то, наверняка, многое.
- Знаю, башня горела несколько раз, почти в каждом веке, впрочем, как и городские дома. А в 19-м над городом пронесся ураган и повредил крышу. Основательно реставрацией башни занялись лишь в начале 20-го века, сделали второе отверстие для часов. А они старинные, 16-й век. Да вы поднимитесь к ним, - закончил он экскурс в историю.
Его больше волновало настоящее.
- Посетителей мало, - посетовал «смотритель». Все проходят через ворота, минуя кафетерий, не догадываясь даже заглянуть в старинную башню. А ведь вход бесплатный…
Подтверждаю, это действительно так.
Я последовала совету и, всматриваясь в тень стрелок на циферблате, пыталась уловить их незаметное движение. Тень большой медленно скользнула и снова застыла на месте. Что-то щелкало и крутилось в красном ящике за спиной. Там рождалось Время, мгновенно уходя в прошлое.
Что-то щелкало и крутилось в красном ящике за спиной. Там рождалось Время, мгновенно уходя в прошлое.
Лестница вела дальше, наверх, в пустое помещение с маленькими окнами. Открытой смотровой площадки здесь нет, и пришлось ограничиться просмотром соседних улиц через призму слегка запылённых стёкол...
Вдали, над рыжеватыми крышами, возвышалась башня с зеленоватым луковичным куполом. Город, казалось, обезлюдел. Лишь одинокое облачко зависло над горизонтом белым пятнышком, да седовласый рабочий старательно штукатурил стоящий напротив дом…
Самое высокое здание города — Башня костела святых Петра и Павла с зеленоватым луковичным куполом, которую видно со всех сторон
Я вышла на улицу, сразу же попав в окружение свежевыбеленных домов, которые в давние времена обозначались именами своих владельцев или эмблемой. Нумерациия домов была введена во времена правления Марии-Терезии в конце 18 века. Если традиционно было принято начинать отсчет домов от ратуши, то в Мелнике нумерация начиналась с Пражских ворот, и ратуша была лишь двенадцатой по счету.
Мое внимание привлек угловой бело-голубой дом с аркадами и золотой звездой на стене. Этот дом так и называется - «У Золотой звезды».
Дома, как и люди, имеют свою историю. Из всех ранних владельцев дома сохранились сведения о колокольном мастере и кувшинщике Бартоше, купившем его в 1570 году. О бывшем владельце сегодня напоминает цветной ренессансный портал, украшенный эмблемами средневекового мастера – колоколом и кувшином.
Но возникновение золотой звезды связывают с именем Мартина Выжрала (ну и фамилия), купившем дом уже в начале 17 веке. Род Выжралов относился к евангеликам, которые после поражения Ставовского восстания (1618-1620) вынуждены были покинуть страну и продать свой примечательный дом, переходивший потом от одного владельца к другому.
Отсюда начинается Площадь Мира, где происходили важные события в жизни города, проводились ярмарки, манифестации и торжества, приветствовались именитые гости, например чешские президенты - Масарик в 1922 году, Эдуард Бенеш – в 1945-м, Вацлав Гавел – в 1998-м и Вацлав Клаус, посетивший Мелник в 2005-м.
Лучше всего с восточной стороны площади сохранился ряд готических домов с крытой галереей и тем самым домом №12, в котором расположилась ратуша с часовней святой Барбары.
Интересная деталь: направо от главного фасада ратуши замурованы два стержня – меры длины, называемые «локти». Чешский локоть более короткий и древний, составляет 59,14 см. Другой – венский – немного длиннее – 77,66 см. Эта мера стала общеобязательной в 1765 году. Почему же эти меры помещены именно здесь? На ратушах всегда выставлялись эталоны размеров и веса для того, чтобы покупатели могли проверить, не были ли они обмануты.
Блок домов оканчивается зданиями костела четырнадцати святых помощников и бывшего капуцинского монастыря. Сейчас в нем находится краеведческий музей города. Капуцины появились здесь в 1749 году. Спустя 35 лет возникла угроза закрытия монастыря, но город заступился за монахов и обратился с прошением к императору. Усилия горожан не прошли даром: монастырь просуществовал вплоть до середины 20 века, когда был окончательно распущен пришедшими к власти борцами с религиозностью.
Примечательны и другие дома горожан, сохранившие свои первоначальные названия. Например, дом по улице Святовацлавской – «У Золотой грозди», фешенебельной по меркам 19 века гостиницы, где впервые в провинции с разрешения самого композитора была поставлена опера Сметаны «Проданная невеста».
А какие поэтичные названия домов - «У Красного конька», «У Золотого ягненка» или «У Зеленой липы». Кстати, у дома с эмблемой липы сохранилась сторожевая башня бывшего бастиона, откуда Фердинанд II, король Чехии, задержавшись в Мелнике на несколько дней после битвы на Белой горе в 1620 году, оглядывал мелницкие окрестности.
Город пережил страшные пожары, уничтожившие 42 дома, нашествие шведов и черной смерти – чумы, но каждый раз возрождался и восстанавливался. Восстанавливается Мелник и сегодня, где проводится масштабная реконструкция центральной, исторической части города.
Под историческим центром Мелника находится еще один город - подземный, образованный сетью коридоров и помещений различной величины. Такие подземные помещения не являются раритетом Мелника. Подобные встречаются и в других городах Чехии.
Когда-то все помещения сообщались лабиринтами ходов, но со временем завалы и замуровки нарушили это сообщение. Случались и провалы, как в 1875 году, когда на одной из улиц провалилась пивная телега. Потому истинные масштабы поземного города до сих пор толком не известны.
Часть подземелий всё же можно увидеть с организованной информационным центром экскурсией, проводимой на чешском языке. С такой чешской группой я и побывала в мелницких мрачных подземельях.
О существовании подземных лабиринтов в Мелнике знали давно. Считается, что они были прорублены в конце 11-12 веков в известняковой породе на глубине 8-10 метров не только под отдельными домами, но выходили и за пределы внешних контуров домов под городские улицы. Такие подземные помещения использовались как винные или пивные склады, служили убежищем в случае опасности или пожаров и даже тюрьмой.
Мы спускаемся вниз по узкой каменной лестнице и, пройдя тусклым каменным коридором с небольшим ответвлением за кованой оградой, откуда веет мертвящим холодом, попадаем в мрачную «комнату» с голыми мокрыми стенами, из которых, казалось, сочились слёзы.
Единственное убранство - накрытая рогожкой деревянная кровать. Мелкие атрибуты – миска, кувшин и бадья с явным намеком на парашу – довершали картину подземной камеры. Здесь содержали преступников в средние века. Искусственные мышки оседлали кровать для полной реалистичности. Что должен был чувствовать узник в этом подземелье, где нет даже окон, жутко себе представить. Наверное, то, что чувствовал знаменитый узник замка Иф, оказавшись в каменном мешке.
Подземелья располагаются в двух (а некоторые считают и трех) уровнях. На верхних этажах помещения укреплены обмуровками, в нижней части встречается только порода - известняк. Доказано существование коридора, выходящего за пределы укреплений, и коридора, ведущего к колодцу – уникальному памятнику горняцкого мастерства. К нему мы и направились.
Исследователи мелницких подземелий считают, что, вероятней всего, колодец был вырублен во времена основания города и в течение длительного времени оставался единственным источником воды для горожан. Современный, но не первоначальный доступ к колодцу ведет подземным коридором на глубине 8 метров. Коридор утыкается в зарешеченное отверстие полметра на полметра, обшитое кирпичом на глубину 11 метров. Мы заглядываем в колодец (его диаметр 4-5 метров) и инстинктивно хватаемся за решетку, боясь уронить фотоаппараты в пугающую бездну: где-то глубоко-глубоко внизу поблескивает вода.
По последним измерениям в 2000 году глубина колодца составляла 54 метра, а высота водяного столба - 7,2 метра, то есть 61 метр. Ровно столько, на сколько возвышается готическая башня костела святых Петра и Павла, которую видела с Пражских ворот, туда я и направилась, выбравшись из подземелий наружу.
Подняться на башню, пройдя сотни ступень, и увидеть город с другой стороны бесплатно уже не получится. Вход – 30 крон и фотографировать внутри башни запрещено. Но снимать там особо нечего, разве что винтовую лесенку перед выходом на смотровую площадку, да часовой механизм, упрятанный в шкафчик.
Корабельной мачтой башня «выросла» в 1488 году рядом с костелом святых Петра и Павла, служа многие века сторожевой вышкой и колокольней. Пожар 1681 года расплавил первоначальные колокола, которые были заменены на новые. Два из них – Колокол «Святые Петр и Павел» и «Святые Вацлав и Людмила» до сих пор подвешены на колокольне. Третьему колоколу повезло намного меньше. Он лопнул в 1767 году и заново был отлит, но в годы первой мировой войны его конфисковали. «Преемник» тоже не пережил разгула последующего мирового конфликта.
Желающих подняться на башню немало. Смотровая площадка была оборудована для посетителей совсем недавно, лет 5 назад, дав возможность с высоты птичьего полета увидеть не только исторический центр Мелника, но и место слияния Влтавы и Лабе, конусы горы Ржип и прославившие город виноградники святой Людмилы, о которых, возможно, расскажу в другой раз.