Приближение к Мангупу - начало дневников.
Мангуп возвышается точно остров среди трёх смежных долин: Каралезской, Джан-Дере и Адым-Чокракской. Первую лучше видно с Соснового мыса, с других же «пальцев» горы мы обычно наблюдаем её на закате. Вторая долина прямо из-под нас тянется далеко на восток и чаще попадает в наши фотоаппараты с восходом солнца. Ну а третья долина раскинулась под южными обрывами Мангупа — за ней лежат горы, за которыми прячется Каламита. И вокруг всей этой красоты выше всех возвышается Мангуп — нет окрестных гор выше его. И где бы мы ни бродили по землям Феодоро — отовсюду его можно увидеть. Как и положено острову, с него видно море. Днём горизонт растворяется в воздушной дымке, но если знаешь где искать, непременно разглядишь вдали белый сверкающий город. Раньше то был Херсонес, а теперь Севастополь. А Севастополь — это и есть море.
Мыс Ветров — удивительное место. Находясь за крепостной стеной, он, меж тем, никогда не был заселён — по крайней мере, никаких следов строений здесь не наблюдается. Мы даже слышали мнение — мол, здесь был городской парк, променад для знати. Дворцы, кстати, рядом… Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть толика здравого смысла — Елли-Бурун будто создан для неспешных прогулок. А особенно для любования закатами! Шоу разворачивается буквально вокруг — на все триста шестьдесят градусов!
Вроде бы солнце ещё высоко — и мы увлечённо фотографируем экзотические обрывы Соснового мыса, а оглянёшься — на Дырявом мысе уже есть зрители, пришедшие за вечерней нирваной — помедитировать.
Ну а мы тем временем ещё успеем сменить точку съёмки — надо бы сходить к любимому «балкончику» на оборонительной стене. В густой траве по пути столько сюжетов, что, увлёкшись ими, легко упустить самую красоту. Тем более, что вечерний свет наиболее благоприятен для подавляющего большинства фотосюжетов…
«Рано утром и ближе к вечеру тени от предметов удлиняются, освещение становится мягче, менее контрастным. Если к тому же солнце светитит несколько сбоку, то пейзаж вырисовывается рельефнее, тени помогают раскрытию соотношения предметов и последовательности их расположения в глубину, то есть создают многоплановость и перспективу…»
«Вдумчивый фотограф несколько раз в различное время дня придёт на облюбованное место, осмотрит его при разнообразных условиях освещения (разное положение солнца, облаков), пока найдёт наиболее благоприятный момент для съёмки».
Так что, мы с женой можем с полным основанием считать себя «вдумчивыми фотографами» — в этой заметке показаны, как минимум, пять разных закатов. Но при желании, все точки съёмки можно обойти и за раз — вопрос, будет ли интересный свет… Так что, вернёмся пока на любимый козырёк и проводим уставшее за день солнце.
Когда солнце растворяется в облаках на горизонте, и можно уже смотреть на него не щурясь, в рассеяном свете легко разглядеть не только силуэт Севастополя, но и его достопримечательности. Памятник затопленным кораблям не видно, зато «Штык-парус» и Константиновский форт — во всей красе. Особенно, если смотреть «вооружённым глазом».
Впрочем, иногда бывает пасмурно, и можно любоваться лишь цветущими лугами сквозь оранжевый фильтр заката, или же огненной дыркой в небе. И то – если повезёт. Но в подступающих сумерках даже набивший оскомину вид на Тышкле-Бурун покажется необычным…
«Фотографирование пейзажей — увлекательная область работы для советского фотографа, любящего свою Родину, её замечательные, разнообразные природные богатства. Дореволюционные фотографы много работали над пейзажем, но далеко не всегда показывали природу реалистически. На их фотоснимках природа часто изображалась подчёркнуто унылой, навевающей безысходную грусть… И лес, и поле, и горы, и море обычно выглядели безлюдными, пустынными».
«Восприятию советского человека близок иной пейзаж — жизнерадостный, богатый бесконечными оттенками света и красок, пейзаж, показывающий новую, преобразуемую свободным трудом советскую землю. В то же время фотограф-пейзажист может, конечно, отображать и тишину природы, и горный ручей… тайгу. Сюжеты для пейзажный съёмок вы найдёте всюду и особенно там, где видно воздействие человека на природу, где пустыня превращается в цветущие сады, где на целинных землях колышатся хлеба, где возникают новые города…»
Не будем судить Виктора Петровича за излишний политический окрас — в 1955 году без этого было никак. Читать надо, отбросив иронию, между строк — всё-таки я цитирую по книжке, которая тогда вышла аж одиннадцатым изданием (В. П. Микулин «25 уроков фотографии»). И вроде бы всё верно и красиво написал он, но согласиться с тем, что «И лес, и поле, и горы, и море обычно выглядели безлюдными, пустынными» никак не могу — в наш век такие места ещё поискать надо. Мы, вот, в Крыму находим…
Вот — построили же люди город на скалах, и красив был этот город несказанно, но города нет, а природа по-прежнему прекрасна. Может, как-то не так воздействовали? И сейчас — люди давно ушли отсюда, а природа от этого только лучше. И вовсе не навевает безысходную грусть! Напротив — здесь, на Мангупе, чувствуешь прилив сил и оптимизма, а когда солнце начинает своё падение в море, и вовсе не хочется шевелиться, дабы не вспугнуть эту хрупкую красоту и безмятежность, которая так уютна и гармонична.
Но должен! Должен фотограф «отображать и тишину природы, и горный ручей… тайгу»! И тянется рука к фотоаппарату, чтобы снять миллион первый закат в целом и, как минимум, полмилионный из них мангупский!
Меж тем, «не следует думать, что наиболее интересна съёмка южного пейзажа с его далями и экзотикой (Крым, Кавказ, Черноморское побережье). Привлекательные уголки природы вы найдёте всюду на необъятных просторах нашей страны. Так, пейзажи советского севера или центральных областей с их прекрасными лесами и рощами, широкими и многоводными реками и озёрами по красоте не уступают югу, а благодаря меньшему контрасту освещения имеют для фотографирования ещё и некоторые преимущества».
От заката до рассвета - читать продолжение.
Фотографии:
Андрей Илюхин, Елена Свиридова, 2009-2011 гг.
Использованы материалы книги:
«25 уроков фотографии», Микулин В. П., 1955 г., издание одиннадцатое, переработанное.